Папки-передвижки

Опыт работы по теме «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО». 1 часть

Ирина Махова
Опыт работы по теме «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО». 1 часть

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОО – СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»

Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.

Публикация «Опыт работы по теме „Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО“, 1 часть» размещена в разделах

В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка — двигательная деятельность является естественной потребностью человека.

Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В рамках реализации программы «Образование и здоровье» особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Авторы Лищук В. А. и Мосткова Е. В. (1994 г) определяют здоровье как «способность жизни сохранять и развивать себя и среду своего обитания». Щедрина А. Г. (1989 г) указывает на то, что здоровье - это «уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма, резервные возможности основных функциональных систем, уровень иммунной защиты, личностные качества человека». С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии.

Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.

И. Д. Маханева, С. Н. Дышаль, М. Н. Кузнецова указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

В работах И. И. Мастюковой, С. Н. Попова, С. С. Бычковой, Т. И. Богиной, Е. А. Сагайдачной указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности.

Идеи П. Ф. Лесграфта и В. В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжил Е. А. Аркин (1873–1948, профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач – гигиенист). Он в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности, выявленными И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, режимом дня, организацией жизни ребенка, указывал на важность взаимодействия детского сада и семьи. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времени.

Е. Г. Леви-Гориневская, продолжая разработки предшественников, создала ряд работ по развитию навыков основных движений у детей дошкольного возраста.

А. И. Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию.

Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н. А. Метлов. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. Среди важнейших его публикаций следует отметить «Утреннюю гимнастику в детском саду». Написал учебник для педагогических училищ «Методика физического воспитания», а также книга для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку».

Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А. В. Кенеман (1896–1987). Разработала научную основу и значительно углубляет методические подходы к физическому воспитанию. Большое место в трудах А. В. Кенеман отводилось обучению двигательным действиям.

Особо следует отметить заслугу А. В. Кенеман в создании учебника «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», изданного в соавторстве Д. В. Хухлаевой.

Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д. В. Хухлаева. Её работы по формированию двигательных навыков у детей, разработка методов и приемов обучения метанию, создание программ и методических пособий.

Значительную роль в разработке методики физического воспитания ребёнка сыграли методисты М. Ф. Литвинова, Т. Ф. Саулина и др.

На здоровье ребёнка дошкольного возраста влияют множество факторов, один из них – это уровень двигательной активности. Чтобы понять всю значимость создания необходимых условий для осуществления оптимального уровня двигательной активности в дошкольном образовательном учреждении, необходимо понять в целом, как влияют движения на организм ребёнка и на его развитие.

Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности.

Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.

Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к детям, для которых процессы роста и развития являются основными, а воздействие соответствующей возрасту двигательной активности особенно значимо.

Дети различаются по уровню двигательной активности: одни – очень подвижные, другие – спокойные. В целом, дети с высокой двигательной активностью значительно лучше развиты. В процессе активной двигательной деятельности дети познают себя, свое тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственно-временной среде. У малышей значительно выше показатели ловкости: они овладевают более сложными координационными движениями (прыжки на батуте, ходьба и бег по наклонным доскам и т. д., быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений. На основе совершенствования всех видов движений и развития физических свойств, происходит качественное преобразование моторной сферы детей. Они стремятся достичь положительного результата, осознанно выбрать наиболее подходящий способ решения двигательной задачи. При этом дети получают «мышечную радость». Ограничение самостоятельной двигательной активности детей, как в семье, так и в детском саду вызвано возрастающими познавательными интересами (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач, видео и т. д.)

В пятилетнем возрасте наиболее заметна разница в показателях двигательной активности во время самостоятельной деятельности мальчиков и девочек, что обусловлено разным содержанием их игр. У мальчиков доминируют игры подвижного характера (с мячом, ракеткой и т. д.). Девочки предпочитают спокойные игры с преобладанием статических поз ( сюжетно-ролевые: «Семья», «Больница», и т. д.)

Наиболее важной особенностью двигательной активности детей является ее зависимость от времени года. Отмечается тенденция к повышению двигательной активности в весенне-летний период и снижению ее в осенне-зимний.

Можно выделить три периода двигательной активности по распределению ее в течение дня:

• утренний - с 8 до 9 часов

• дневной - с 10.30 до 12 часов

• вечерний - с 16.30 до 19 часов.

Скорее всего, это обусловлено не столько биологическими факторами, сколько режимом дня детского сада. Изменения происходят и в зависимости от дня недели, двигательная активность увеличивается от вторника к четвергу и резко падает к пятнице, что можно объяснить общим утомлением детей.

Право на индивидуальную реакцию есть и у взрослого человека, и у младенца. Природа создала нас непохожими друг на друга.

В своё время Гиппократ разделил людей по темпераменту на четыре типа: «кровь» - тёплое начало - сангвиники, «слизь» – холодное начало - флегматики, «желчь» – влажное начало - холерики и «черная желчь» - сухое начало - меланхолики.

Сангвиник - жизнелюб и оптимист, охотно рискует и идет на компромиссы, деловит и собран. Сангвиник прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте, мгновенно усваивает новую информацию. Он любит подвижные игры, очень любознателен. Это вообще самый "удобный" для воспитания темперамент. Однако, воспитывая сангвиника, необходимо учить его терпению и упорству и следить, чтобы его оптимизм и жизнерадостность не переросли в легкомыслие и непостоянство.

Холерик - это неутомимый, бесстрашный, задиристый ребенок. К замечаниям относится спокойно, а вот физическим наказания сопротивляется. Предпочитает шумные игры, баловство, постоянно нуждается в зрителях и новых впечатлениях. Поэтому необходимо снижать скорость его порхания по жизни, организуя остановки и паузы, тогда фонтан его бурной энергии будет использован в познавательных целях. Такому ребёнку необходимы спокойные игры, совершенствующие внимание и наблюдательность. Его необходимо учить обдумывать решения, рассчитывать силы, всегда быть сдержанным и настойчивым.

Флегматик - очень спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, даже мало эмоциональный, не любит рисковать. Этот ребенок любит спокойные игры. В таком малыше необходимо развить любознательность и инициативность, ускоряйте его черепашьи темпы (в этом вам помогут любые игры на скорость, и ловкость). Ему необходим пример ярко выраженного, эмоционального поведения.

Меланхолик - робкий, замкнутый и нерешительный, тревожится по мелочам, очень мнителен и сентиментален. Двигается неуверенно, говорит тихо, но выразительно. Как правило, выдает реакцию, неадекватную силе раздражителя. Меланхолику нужно учиться самостоятельности и смелости, ему нельзя приказывать, категоричные обращения и отрицательные оценки и без того вялые действия. С таким малышом надо обсуждать увиденное и услышанное, акцентирую внимание на положительных сторонах.

Двигательная активность связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль.

Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада.

Все методы и приёмы обучения играют важнейшую роль в формировании двигательных навыков и должны применяться в комплексе.

Что главное в воспитании детей? Ребёнок должен расти здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания, кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, так как они не являлись собственно трудом и военным делом.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому я, как педагог, стараюсь заботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию.

Так как степень моторности каждого ребёнка делится на три группы (нормальные, моторные, малоподвижные, то в начале работы мною было проведено обследование детей, в результате которого дети были распределены по группам со своей двигательной активностью.

• Первую группу составили дети с нормальной двигательной активностью, соответствующей биологической потребности организма. Им присуща деятельность, насыщенная разными играми, движениями и правильным их чередованием. Они широко используют разнообразные физкультурные пособия, сами уверенно организуют подвижные игры. У этой группы наблюдается уравновешенное поведение, жизнерадостное настроение.

• Вторую группу составили дети малоактивные, малоподвижные. Им присуща однообразная деятельность. Они длительное время затрудняются в выборе игры, предпочитая наблюдать за своими сверстниками или играть в малоподвижные игры. У них отмечается недостаточное развитие двигательной функции, неумение использовать имеющийся двигательный опыт, а это в свою очередь отрицательно сказывается на психическом развитии. Для них также характерна нерешительность, застенчивость, замкнутость, обидчивость, плаксивость.

• Третью группу составили дети с повышенной двигательной активностью. Им присуща деятельность, насыщенная бесцельной беготней. Такие дети отличаются неумением и нежеланием выполнять движения в умеренном темпе, играть в игры, требующие точного выполнения правил. У них устойчивый интерес к играм военной тематики, но эти игры носят затяжной и однообразный характер. Чрезмерно подвижные дети не умеют считаться с замыслами товарищей, действовать так, чтобы не нарушать устойчивых правил, не умеют надолго сосредоточить внимание.

Таким образом, определение степени двигательной активности детей даёт возможность проводить дифференцированное педагогическое руководство подвижными играми, уделяя особое внимание малоподвижным и чрезмерно активным детям.

По результатам обследования мною были сделаны следующие выводы о том, что необходимо:

• прививать с детства любовь к движению, приносящему пользу для здоровья;

• гармонично развивать все части опорно-двигательного аппарата и личности ребёнка;

• воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

• формировать правильную осанку и эмоциональную стабильность.

В начале своей работы по данной проблеме мною были поставлены следующие задачи:

• продолжать знакомить со здоровым образом жизни;

• совершенствовать знания детей об оздоровлении всего организма;

• создать систему двигательной активности в течение всего дня;

• содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;

• воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;

• содействовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности;

• продолжать работу по формированию умений и навыков правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей;

• вовлекать родителей в совместную работу по привитию здорового образа жизни.

Согласно поставленным задачам мною был разработан план работы по формированию двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

При составлении плана я стремилась решить следующие задачи:

• обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

• формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

• реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

• формировать основы безопасности жизнедеятельности;

• оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

Актуальность данной темы проявляется в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Исходя из актуальности данной темы, сформировалась проблема оздоровления детей – это целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Объектом данной темы является организация физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении.

Предмет данной темы: особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении.

Гипотеза: создание эффективной педагогической системы в детском образовательном учреждении, направленной на организацию здоровьесберегающих технологий, позволяет своевременно предупредить нарушения в состоянии здоровья.

Задачи:

1. изучить состояние проблемы в научно-методической литературе;

2. определить цели и задачи физического воспитания;

3. изучить особенности организации системы физического воспитания в детском образовательном учреждении;

4. ознакомиться с основными формами организации и поведения физкультурно - оздоровительной работы в детском оздоровительном учреждении.

Методы.

Теоретические:

• Анализ научно-методической литературы по теме исследования.

• Обобщение, сравнение, конкретизация исследуемых явлений.

Эмпирические:

• Изучение практической документации.

Разработка системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

• Метод математической обработки данных.

Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении является развитие психофизических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость, формирование наиболее важных двигательных умений и навыков в соответствии с биологическими ритмами года.

Формы физкультурно-оздоровительной работы :

физкультурные занятия;

утренняя гимнастика;

физкультминутки;

гимнастика пробуждения после дневного сна (бодрящая гимнастика; корригирующая гимнастика);

самостоятельная двигательная деятельность детей в группе;

организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке;

физкультурные досуги, развлечения, праздники, неделя Здоровья, спортивный кружок «Крепыши»;

физкультурные досуги, развлечения, праздники совместно с родителями.

Публикации по теме:

Презентация «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Приоритетным направлением нашего учреждения является укрепление и сохранение здоровья детей, в связи с этим инструктором по физической культуре.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ Янбахтина Валентина Валерьевна Инструктор по физической культуре МКДОУ Большетавринский детский сад №1 – филиал Сарсинский детский сад.

Опыт работы «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ Физкультурная и оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении - это целенаправленная и систематически спланированная работа.

Физкультурно-оздоровительная работа в группах Физкультурно-оздоровительная работа в группах. 1. 1. Создание экологически благоприятных условий в помещении для игр и занятий детей: - соблюдение.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУФизкультурно-оздоровительная работа в ДОУ Физкультурно-оздоровительная работа в МБДОУ Детский сад №5 «Солнышко» Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем.

Физкультурно — оздоровительная работа в условиях дошкольного учреждения Физкультурно – оздоровительная работа в условиях дошкольного учреждения Дошкольник мой…. В глаза твои смотрю И целый мир, вселенная навстречу.

Из опыта работы «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста»Из опыта работы «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста» Слайд 1: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад «Солнышко» Слайд 2: Концепция воспитательной.

Опыт работы «Оздоровительная работа в ДОУ»Опыт работы «Оздоровительная работа в ДОУ» Оздоровительная работа в ДОУ Воспитатель Захарова У. В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" с. Детчино Калужская обл. Одной из главных.

Первые шаги к победам. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ Здоровье населения, особенно детей, один из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, одна из характеристик национальной безопасности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО». 1 часть
Опубликовано: 16 ноября 2018 в 23:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД