Получи документы

Опыт работы по теме «Использование мнемотехники в играх и игровых упражнениях в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Татьяна Крамчанинова
Опыт работы по теме «Использование мнемотехники в играх и игровых упражнениях в познавательно-речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по теме : «Использование мнемотехники в играх и игровых упражнениях в познавательно-речевом развитии дошкольников».

Публикация «Опыт работы по теме „Использование мнемотехники в играх и игровых упражнениях в познавательно-речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах

Как известно, дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Одним из вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания является мнемотехника. В своей работе я широко использую мнемотехнику.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

При решении задач по развитию речи у дошкольников возникают следующие трудности:

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,

- неспособность грамматически правильно построить предложение;

-бедность речи;

-недостаточный словарный запас;

- неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, или, наоборот, дать развернутый ответ;

- отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихотворений.

Решению вышеперечисленных трудностей способствует использование мнемотехники. Мнемотехника предполагает решение не только задач по речевому развитию и развитию мелкой моторики рук, но ряд задач по развитию основных психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. Кроме того, у детей формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование из символов в образы.

Дидактический материал по мнемотехнике может быть представлен в форме мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц.

Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией;

Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно;

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

В процессе работы я подобрала серию дидактических игр и упражнений, которые направлены на: увеличение словарного запаса, на развитие умения подбирать подходящие по смыслу определения, на понимание оттенков значения слова; на умение составлять короткие описательные рассказы, передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно.

Начинаем с использования простых игр, которые направлены на расширение словарного запаса детей:

Игра «Зарисовка слов». Воспитатель зачитывает слова рядом с картинками, затем слова закрывает и предлагает детям вспомнить эти слова, глядя на картинки или наоборот: ребенок сам делает рисунок для каждого слова, чтобы потом вспомнить заданное слово.

Цель игры: Развитие наглядно-образного мышления, памяти, внимания, речи.

Игра» Угадай животное».

Цель игры: Расширить представления у детей о домашних и диких животных.

Игра» Отгадай какое время года?»

Цель игры: Обогащать и систематизировать знания детей о природе.

Игра»Цветик-семицветик»

Цель игры: Знакомство детей с народными пословицами и их умение объяснить смысл пословиц.

Игра»Какая сказка спряталась?»

Цель игры: Развивать умение связно, .последовательно и выразительно пересказывать текст сказки. Этапы работы по сказке :

1. Узнать сказку по главным героям.

2. Вспомнить содержание сказки.

3. Рассказать сказку по мнемотаблице.

Так же я использую игры и игровые упражнения с мнемотехникой для заучивания стихотворений, для составления рассказов, для отгадывания и загадывания загадок.

Игры и игровые упражнения с мнемотехникой используются в различных формах образовательной деятельности с детьми: как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной

деятельности детей.

Могу сказать, что использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, позволяет превратить обучение в интересную и увлекательную игру.

Результаты работы :

- Развитие интегративных качеств ребенка;

- Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- Формирование первичных представлений о себе, обществе, мире и природе.

- Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, - придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников ес помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

2. Вахрушев, А. А., Кочемасова, Е. Е., Акимова, Ю. А. Здравствуй, мир! Москва «Баласс», 2000.

3. Волковская, Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.

4. И. Светлова «Тренируем память». Эффективная методика по развитию памяти, увеличению скорости и объёма запоминания.

5. И. Матюшин «Как развить хорошую память». Школа эйдетики.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Опыт работы «Использование метода мнемотехники»Опыт работы «Использование метода мнемотехники» В детском саду перед воспитателями и музыкальным руководителем ставится задача заучивания наизусть песен и стихов. Хочется, чтобы песни.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Использование мнемотехники в играх и игровых упражнениях в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Опубликовано: 21 июля 2022 в 22:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Использование мнемотехники в играх и игровых упражнениях в познавательно-речевом развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Крамчанинова (УИ 2475105) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД