Лучший педагог года

Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей

Наталья Головач
Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей

Опыт работы по теме «Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель МБДОУ №93 г. Томска Головач Н. Е.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают

способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком уровне умственном и нравственном в

сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К. Е. Тимирязев.

Публикация «Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей» размещена в разделах

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни, мышление является наглядно - действенным и наглядно - образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно - научного и экологического образования. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений, опытов, экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума,подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого начала?

Тема моей работы с детьми: «Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста».

Так как отдельных занятий по познавательному развитию по программе «Детство» нет, то изучая методическую литературу: О. А. Воронкевич, О. В. Дыбиной, Н. А. Рыжовой и т. д., выделила отдельные разделы, по которым и построила свою работу и составила перспективные планы. В 2007 -2008 году этот план был разработан, в 2008-2009 уч. году опробован. Это способствовало более эффективной работе, невозможности упустить тот или иной материал.

Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. Мир огромен и разнообразен. Чтобы знания детей были систематичными, перспективные планы по познавательному развитию в старшей и подготовительной группах детского сада были разработаны по блокам:

• Мир природы.

• Мир предметов (физических явлений).

• Мир человека.

В каждом занятии по познавательному развитию, дети получают новую информацию об окружающем мире и его явлениях. Занятия провожу в виде игр, наблюдений, использую комплексные и интегрированные занятия. Для того, чтобы процесс был увлекательным, на занятиях используются куклы - Любознайка (ст. гр.) и Дед Знай (под. гр.) Дети к ним привыкли и с удовольствием с ними играют.

В работе с детьми я придерживаюсь высказывания великого Конфуция:

«Что я слышу – забываю, что я вижу – понимаю, что я делаю – я помню!»

Опыт, является одним из методов познания детей. Поэтому на занятиях помимо предлагаемых понятий, знаний, мы проводим опыты. Они не сложны и доступны в проведении и подготовке к ним.

Для работы с детьми созданы картотеки опытов и схем :

Песок и глина.

Вода и воздух.

Человек.

Интересные опыты.

Дети охотно принимают участие в их проведении. У нас в группе разработаны правила работы с различными материалами : с песком, стеклом, с водой. Дети их хорошо знают и выполняют. Они находятся у нас в уголке для экспериментирования. (правила прилагаются)

Для того, чтобы дети не только могли провести опыт, но и сделать правильные выводы, они должны уметь логически мыслить, рассуждать. В утренние часы я провожу индивидуальную работу с детьми, используя материалы папки «Интеллектуальная мастерская». Эта работа позволяет более глубоко развивать речь и мышление детей.

В нашей группе много дидактических игр на развитие логики, мышления, памяти. Они находятся в «Уголке почемучек», дети самостоятельно могут ими пользоваться. Многие игры сделаны своими руками.

Для групповой работы разработаны картотеки дидактических игр:

Д/и на тему «Человек».

Д/и по природному миру.

Д/и с предметами.

Для занимательных игр я использую «ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ», когда знакомимся с новым материалом и его свойствами (металл, пластмасса, дерево, резина и т. д., а так же с ширмой.

В педагогическом процессе все взаимосвязано. Так и в познавательном развитии ребенка все взаимосвязано. Невозможно провести опыт или поставить эксперимент без предварительной подготовки, наблюдений. Поэтому я разработала перспективные планы по наблюдениям (1 раз в месяц) и по экспериментированию (1 раз в месяц) Введена форма работы «Минутка на эксперимент». Наблюдения и эксперименты мы проводим на прогулке и в группе в вечерние часы. Все результаты фиксируются в журнале исследований группы, и работах детей. А также собирается фотоматериал.

Для того чтобы родители были вовлечены в процесс познания мира их ребенком, провожу анкетирование, консультации. Индивидуальную работу. В этом году была введена новая форма работы с родителями и детьми - домашние задания по экологическому дневнику дошкольника. Родители охотно выполняют эти задания с детьми. В группе мы обсуждаем, доказываем и проверяем правильность выполнения задания,опираясь на наблюдения, которые мы проводим в детском саду и дома.

Два раза в год проводится диагностика по познавательному развитию и экспериментированию. Результаты за прошлые 2 года были очень хорошие, т. к. работа велась последовательно, систематично и была интересна детям.

В заключении, хочется сказать о том, что я буду продолжать работать в заданном направлении, так как развитие познавательных способностей у детей, способствует их всестороннему развитию, как личностей. Дети охотно принимают участие в их проведении. У нас в группе разработаны правила работы с различными материалами (правила прилагаются)

Для того, чтобы дети не только могли провести опыт, но и сделать правильные выводы, они должны уметь логически мыслить, рассуждать. В утренние часы я провожу индивидуальную работу с детьми, используя материалы папки «Интеллектуальная мастерская».

В нашей группе много дидактических игр на развитие логики, мышления, памяти. Они находятся в «Уголке почемучек», дети самостоятельно могут ими пользуются.

Для групповой работы разработаны картотеки дидактических игр:

-Д/и на тему «Человек».

- Д/и по природному миру.

-Д/и с предметами.

Для занимательных игр я использую «ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ», когда знакомимся с новым материалом и его свойствами (металл, пластмасса, дерево, резина и т. д., а так же с ширмой.

В педагогическом процессе все взаимосвязано. Так и в познавательном развитии ребенка все взаимосвязано. Невозможно провести опыт или поставить эксперимент без предварительной подготовки, наблюдений. Поэтому я разработала перспективные планы по наблюдениям (1 раз в месяц) и по экспериментированию (1 раз в месяц). Наблюдения и эксперименты мы проводим на прогулке и в группе (минутка на эксперимент). Все результаты фиксируются в журнале исследований группы, а также собирается фотоматериал.

Для того чтобы родители были вовлечены в процесс познания мира их ребенком, провожу анкетирование, консультации. Два раза в год проводится диагностика по познавательному развитию и экспериментированию.

Для того, чтобы процесс был увлекательным, на занятиях используются куклы - Любознайка (ст. гр.) и Дед Знай (под. гр.) Дети к ним привыкли и с удовольствием с ними играют. Вот и я предлагаю вам познакомиться с ними и немного поиграть.

Публикации по теме:

Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников».Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников». Цель: Формировать у детей интерес к книге как источнику знаний. Задачи: -развивать познавательный интерес; -формировать у детей умение воспринимать.

Выступление из опыта работы «Использование метода проектов в познавательном развитии детей дошкольного возраста» Такая уж у нас профессия, такая уж у нас судьба, у взрослых людей, прописанных в мире детства — всегда жить его заботами и волнениями. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей
Опубликовано: 8 июня 2015 в 09:05
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД