Получи документы

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству»

Аджиева Светлана Леонидовна
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №21»ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Опыт работы по теме :

Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству“» размещена в разделах

«Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству»

составлен

воспитателем

Аджиевой С. Л.

с. Левокумское

2018 год

«Истоки способностей и дарования детей

на кончиках их пальцев….Чем больше мастерства в детской

руке, тем умнее ребенок», - писал В. А. Сухомлинский.

Актуальность выбранной темы

1. Использование нетрадиционных техник в изодеятельности развивает не только творческие способности дошкольника, но и воображение, моторику, фантазию, уверенность в своих возможностях и т. д.

2. Главная идея использования нетрадиционных техник рисования дать детям дошкольного возраста и их родителям новые, современные знания о использовании нетрадиционных техник и нетрадиционных материалов в изодеятельности, возможность воспитанникам и их родителям для совместного творчества.

Приоритетным направлением работы нашего детского сада является художественно – эстетическое воспитание. Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Формировать личность и художественно - эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, период, когда активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот поэтому одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в процесс, от которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления, свое понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней в художественном творчестве : рисовании, лепке, аппликации.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Таким образом, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать.

Как правило, организованная образовательная деятельность сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Нужно что-то интересное, оригинальное, что способствовало бы развитию творчества у детей.

Определившись с темой «Нетрадиционное рисование, как средство развития интереса к изобразительному творчеству», поставила цель: развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционное рисование. Для развития творчества и систематизации знаний детей сформулировала перед собой следующие задачи:

1. Продолжать знакомить с различными нетрадиционными техниками

рисования.

2. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и

технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке

разные материалы с целью получения выразительного образа.

3. Развивать чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческие

проявления и воображения, желание рисовать.

4. Воспитывать внимание, аккуратность, работать в коллективе,

индивидуально.

Свою работу строю на следующих принципах:

• Принцип систематичности и последовательности.

• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

• Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

• Принцип повторности материала.

Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

В своей работе я использую нетрадиционные приемы рисования. Выбор этот не случаен. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционные приемы рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные приемы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

Для того чтобы обучение проходило с успехом и интересом, в своей работе я использовала инновационные методы и приемы:

- информационно – рецептивный, который включает такие приемы как

рассматривание, наблюдение, образец и показ воспитателя;

- репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и навыков детей;

- эвретический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-

либо моменте работы на занятии;

- исследовательский метод направлен на развитие у детей не только

самостоятельности, но и фантазии и творчества.

Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, возникла необходимость в применении уже усвоенных знаний, умений и навыков в рисовании и поиск новых решений, творческий подход. В работу с детьми я решила включить нетрадиционные техники рисования, именно новое, неиспользованное ранее вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Нетрадиционное рисование помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. Именно по этому, рисование нетрадиционными способами очень привлекательно для детей. И я не раз убеждалась в этом, рисуя со своими маленькими художниками. Когда в организованной образовательной деятельности, я увидела глаза детей, которые блестят от восторга, увидела, как дети рисовали, нарушая все запреты стандартного рисования, я поняла, что необходимо как можно шире раскрыть творческие способности детей и познакомить их с разнообразием нетрадиционных техник рисования. Я разработала рабочую программу дополнительного образования по развитию у детей творчества. Целью данной программы является: использование детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник в рисовании.

На основе данной цели определены следующие задачи:

• передача и накопление опыта использования в рисовании;

• стремление воспитанников к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ;

• воспитывать аккуратность и терпение.

На практике эти задачи реализовывались мной через занятия кружка «Разноцветные ладошки». Организуя занятия, я учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей, где для каждой возрастной группы использовала разные виды нетрадиционных техник, расширяла содержание, усложняла элементы. И я могу с уверенностью сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Так в старшей группе вначале я использовала с детьми такие техники, как рисование пальчиком, ладонью, затем добавляла рисование оттисками овощей, губкой, восковыми мелками в сочетании с акварелью. В средней группе : рисование ватными палочками, полусухой кистью, мятой бумагой, отпечатками листьев, рисование в технике «набрызг», пластилином, и т. д. Рисуя этими способами, дети не боялись ошибиться, так как все легко можно было исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое и ребенок обретал уверенность в себе, преодолевал страх перед чистым листом бумаги. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер. При планировании старалась не ограничивать тематику детской деятельности. Детям предлагала нарисовать нетрадиционным способом явления природы, животный и растительный мир, птиц, рыб. Очень интересно наблюдать, как дети изображали в своих рисунках пушистых зверей, дорисовывали кляксу. Учила детей замечать оттенки цветов (лист не просто желтый, а красно-желтый, желто-оранжевый). Для создания выразительного художественного образа предлагала детям использовать комбинирование различных способов изображения, например, рисование с элементами аппликации, используя в работах не только бумагу, но и вату, крупу и др. В работе для нетрадиционного рисования применяла самодельные, природные и бросовые инструменты, это раскрывало возможность показать в рисунках оригинальность и непредсказуемость. Предлагала детям разную по фактуре, цвету и размеру бумагу, т. к. это тоже влияет на выразительность рисунка. Благодаря систематической работе с помощью разнообразных изобразительных материалов и техник дети стали радовать всех своими великолепными произведениями. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Организация творческих выставок повышает авторитет в глазах детей, помогает родителям лучше узнать и понять своего ребенка.

Для развития творческой деятельности детей создала в группе предметно-развивающую среду, организовав центр по изобразительной деятельности, где дети самостоятельно проявляли свое творчество, тем самым закрепляли пройденный материал. Создав развивающую среду, большое внимание уделила эстетике, а так же удобству и комфорту детей. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко использовала разнообразные материалы и убедилась, что детям нравиться новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим. Поэтому центр по изобразительной деятельности оснащен необходимым материалом для развития творческих способностей у детей (акварельные и гуашевые краски, цветные и простые карандаши, фломастеры, восковые мелки, шариковые и гелевые ручки, кисти разных номеров, трафареты, печати, тычки, оттиски, и т. д.) Весь материал находиться в доступном для детей месте. Центр регулярно пополняла раскрасками, творческими заданиями и играми «Дорисуй», «Обведи», «Раскрась по схеме», «Составь узор».

В игровых и познавательных центрах имеются разнообразные игры на развития мышления, внимания, мелкой моторики, (пазлы, шнуровки, мозайки, мелкий и крупный конструктор и т. д.) Дети с удовольствием играют, рисуют, творят, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора.

Предложила воспитателям применять нетрадиционные техники рисования на занятиях из проведенных мною мастер-класс и открытых занятий. Я делилась с педагогами опытом работы, превозносила что-то новое и интересное для детей.

Большое внимание я уделяла работе с родителями. Они мои первые помощники. И я использовала любую возможность общения с ними на доверительных отношениях. Родители с пониманием относились к просьбам, предлагали свою помощь. Проводила для родителей консультации, беседы, занятия, развлечения, конкурсы и дни открытых дверей, выставки рисунков, фотовыставки. Родителей интересовало рисование нетрадиционными приемами изображения. Они с удовольствием знакомились с литературой, которую я рекомендовала по данной теме, принимали участие в выставках рисунков по нетрадиционному рисованию, где родители сами попробовали себя в этой занимательной деятельности.

На основе проделанной работы я увидела, что у детей повысился интерес к рисованию, и не только уровень художественных способностей, но и личностный рост каждого ребенка. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Работы детей стали ярче и разнообразнее. У детей появилась уверенность в себе, они начали чувствовать себя маленькими художниками. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольников во всех видах их творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. В результате проделанной работы сделала вывод, что залогом успешного развития творчества у детей являются :

1. Систематическая работа с использованием нетрадиционных техник на занятиях по рисованию.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, возможности само выразиться через изобразительную деятельность.

3. Общение и взаимодействие с каждым ребенком.

4. Творческий рост педагога, воспитание собственной креативности.

Показателем и результатом работы считаю и то, что я с детьми постоянно устраивала творческие выставки рисунков, украшали группу своими картинками. Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. Заниматься этой работой необходимо тонко, последовательно и долго следовать такому принципу: «Увидеть, почувствовать, понять»

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников Актуальность Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Именно в дошкольный.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству» Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству» Цель: расширить знания педагогов.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей. " Цель проекта: Выяснить влияние нетрадиционных техник.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников В своей статье хотелось бы передать всю атмосферу творческого полёта в нашем учреждении. Не секрет, что формирование творческой личности.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возраста НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Все мы знаем,.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию.

Педагогический опыт: Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного воз Голышева Ирина Владимировна МБДОУ «Детский сад №25 «Ромашка» г. Нефтеюганск, педагог дополнительного образования Главное условие прогрессивного.

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Проект «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Автор: Воспитатель.

Родительское собрание «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей»Родительское собрание «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей» Родительское собрание "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей среднего возраста" Цель: Создание.

Семинар для педагогов «Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития творческих способностей детей»Семинар для педагогов «Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития творческих способностей детей» Цель: расширять значение нетрадиционных приемов работы с бумагой в воспитании чувства красоты, а также, воображения, творческого мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству»
Опубликовано: 30 декабря 2017 в 17:11
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД