Лучший педагог года

«Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения». Из опыта работы

Елена Мадай
«Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения». Из опыта работы

Безопасности фомула есть:

Надо видеть, предвидеть, учить.

Но возможно — всё избежать,

А где надо — на помощь позвать.

Т. Г. Хромцова

Я веду работу по обучению правил дорожного движения у детей дошкольного возраста. Актуальностью работы обоснована федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Публикация «„Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения“, Из опыта работы» размещена в разделах

«Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто её ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своём юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за познания правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Самое главное — научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей.

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире, является тема обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, целью, которой является изучение правил дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Большинство детей нашей страны в семь лет идут в школу. Это переломный момент не только в жизни самого ребёнка, но и в жизни его семьи. Переход ребёнка в школу — сложное и многогранное явление. Этот этап в жизни детей будет связан с целым рядом проблем, из которых наиболее острыми являются вопросы личной безопасности ребёнка — ведь даже путь из школы домой в наше время далеко не безопасен. Вот почему, работу по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения я начала со второй младшей группе, используя при этом программу Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. В. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая включает в себя раздел «Ребенок на улице». «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Программу «Приключение Светофора».

Углубленно, работая над этой проблемой, я поставила перед собой такие задачи:

обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах

• формирование у детей навыков и умений, наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их

• воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе

• обогатить представление детей о здоровье

• расширять словарный запас детей по дорожной лексике

• активировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей

Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Организовывая, работу с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения я начала с оснащения предметно развивающей среды во всех возрастных группах. Организация велась в трёх направлениях :

• изготовление макетов для сюжетно-ролевых игр

• изготовление дорожных знаков

• изготовление дидактического материала по обучению дошкольников правилам дорожного движения

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность

Начиная работу со второй младшей группы, я познакомила детей с видами транспорта, рассматривали с детьми картины, иллюстрации. Беседовали о назначении легкового и грузового автомобилей, трамвая и автобуса. Рисовали кружки красного, жёлтого, зелёного цветов различных размеров, беседовали о правилах дорожного движения, наблюдали за движением пешеходов по тротуару, играли в подвижные игры : «Птички и автомобиль» и т. д. В конце года подготовила и показала занятие по пдд «Улица полна неожиданностей».

Эту же работу я продолжила и в средней группе. Провела ряд занятий по закреплению у детей уже имеющихся знаний: рассматривали картины с изображением гужевого транспорта, поезда и железной дороги. Беседовали значении светофора, отгадывали загадки, читали стихи о светофоре, смотрели диски о ПДД, играли в настольные игры: «Трудная дорога», «Светофор», «Трамваи», «Цветные автомобили». Обновила уголки безопасности дорожного движения под девизом «Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Принимала участие в акции «ПДД — наши верные друзья» - установка запрещающего знака на территории сада.

В старшей группе провела игры-тренинги «На улице — не в комнате, о том ребята помните», «Азбука пешехода». Принимала участие вместе с детьми в акции «Пешеход», «За безопасность на дорогах» (распространения памяток-листовок участникам дорожного движения). Работая в старшей группе, я определила для себя основные направления работы с детьми :

1. Правила, которые необходимо знать всем детям (правила для пешеходов)

2. Правила, которые определяются особенностями местности, где проживают дети.

К первой группе правил я отнесла правила для пешеходов. Чтобы избежать серьёзных опасностей ребёнку нужно знать правила :

• переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора

• переходить улицу нужно только в тех местах, предназначенных для переходов

• если начал переходить улицу, посмотри влево, дойдя до середины, посмотри вправо

С этой целью рассматривали и рисовали дорожные знаки, предупреждающие водителя и пешеходов об опасности на дороге «Скользкая дорога», «выброс гравия», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» и др. Вместе с детьми изготавливала из картона знаки, регламентирующие движение велосипедиста. Создавала проблемные ситуации, из которых дети сами должны были найти выход.. Большую помощь при обучении ПДД оказывали просмотр дисков по ПДД. В своей работе использую ИКТ (компьютер, подборки дисков и записей из интернета, мультимедийные презентации и учебные фильмы). В старшей группе был организован КВН «Знатоки ПДД». Прошло досугово-игровое мероприятие по ПДД «Азбука движения».

Проходила в конце учебного года акция «Дети - детям», где ребята вручили на память выпускникам подарки — закладку (светофоры). Принимала участие в городском открытом празднике «Путешествие Фунтика и дядюшки Мокуса» с участием инспектора ОГИБДД по г. Донецку А. Н. Тищенко.

Работая над этой проблемой очень приятно, когда дети, приходя в детский сад, рассказывают о своих впечатлениях: какие новые знаки видели на дорогах во время поездок с родителями и о том, какие знаки встречались в пути. Как старались, по мере возможности соблюдать правила пешеходов и как «учили» родителей соблюдать правила.

В подготовительной группе, я решила расширить знания детей. Рассказала детям о работе инспектора ГИБДД, организовала игры на сюжеты. Дети рисовали дорожные знаки — запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные, предписывающие, рассказывали об их назначении. Знания детей о ПДД находили отражение в продуктивных видах деятельности. Для закрепления знания детей о ПДД проводили различные викторины, развлечения, музыкально-литературные досуги. На базе нашей группы открыто детское объединение «Светофорики». Я понимала, что работа, проводимая в детском саду в отрыве от семьи, не даёт желаемых результатов. Необходим тесный контакт между воспитателем и родителями. Вот почему на первом же родительском собрании познакомила родителей с проводимой в группе работой по обучению детей пдд. Чтобы выяснить, какая помощь нужна родителям в воспитании у детей правил дорожного движения предложила анкеты : «Знаете ли вы пдд?». Ответы родителей показали: многие не знают, что рассказывать детям о пдд, в каком объеме, какими материалами пользоваться. Это дало возможность спланировать темы бесед, консультаций, спланировать темы бесед, консультаций, папок-передвижек, которые обновлялись в течение года. Появилась информация на стендах «Красный, жёлтый, зелёный», «Внимание-улица!», «Безопасность на дороге глазами детей», где давались советы по ознакомлению детей с правилами пешеходов, рекомендована литература для чтения дома. Также прошла акция «Зебра пришла в школу», «Детское кресло». В течение года проводились общие праздники, развлечение с родителями «Путешествие в Светофорию». Такие праздники доставляют огромную радость детям и родителям. Были проведены минутки безопасности с родителями «Что могут сами дети?», «Предупреждение детских страхов». Регулярно помещаю в родительский уголок информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятка для родителей по правилам дорожного движения», «Безопасность детей — забота взрослых».

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание воспитателя и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения

на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.

В этих целях я широко использую:

- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;

- родительские собрания, беседы с участие инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;

- семинары-практикумы, на которых родителей знакомлю с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);

- деловые игры и тренинги;

- «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;

- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;

- совместные праздники и развлечения;

- выпуск стенгазеты для родителей.

Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения.

Всю работу я стараюсь проводить планово, систематически, постоянно, охватывая все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Подведя итоги проделанной работы, можно отметить. Что дети хорошо ориентируются на улицах города, при переходе через проезжую часть внимательны и осторожны, знают основные дорожные знаки, умеют вести себя на улице. Я уверена, что знания «дорожной грамоты» приобретённые в д/с, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.

Публикации по теме:

Выступление агитбригады по пропаганде ПДД Видео Агитбригада по правилам дорожного движения в подготовительной логопедической группе. Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Организация работы по обучению детей ПДДОрганизация работы по обучению детей ПДД Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Ребёнку дошкольного возраста трудно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения». Из опыта работы
Опубликовано: 31 марта 2014 в 19:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД