Татьяна Федасова
Опыт работы по теме: «Познаю мир через сенсорное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе для себя я поставила задачи по развитию сенсорного воспитания у детей.
1. Формировать у детей умение воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов: художественно-эстетического развития (рисования, конструирования, звукового анализа слов, трудовой деятельности.
2. Учить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину).
Публикация «Опыт работы по теме: „Познаю мир через сенсорное развитие“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
3. Развивать у детей восприятие и представление о цвете, форме, и величине.
4. Развивать через игру познавательные процессы.
5. Воспитывать устойчивое внимание, формировать умение и желание для совместных игр, оказывая друг другу помощь.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка в раннем дошкольном возрасте, я стараюсь разнообразить материал дидактический материал таким образом, чтоб в игре ребенок закреплял и углублял полученные знания. Словарь ребенка этого возраста очень беден прилагательными, поэтому обращаю внимание его на цвет предметов, их величину, форму. В свое работе всегда применяю такие игры как «Курочка и цыплятки», «Домики и флажки», эти игры фиксируют внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для обозначения. В работе с детьми использую карты-решетки с вкладышами соответствующей формы. В этих играх дети учились выбирать объекты двух заданных форм из двух и четырех возможных.
Во время индивидуальных занятий я определила с какими детьми необходимо больше упражняться в закреплении цвета, формы и величины. Всегда обращаю внимание ребенка на качество, свойство предмета, на величину, цвет или форму: «У папы шарф белый, а у Вали –синий, у папы чашка большая, а у Вали-маленькая».
В своей группе использую игровой материал различный по цвету. Располагаю игровой материал таким образом, чтобы дети могли им пользоваться, помогаю детям организовывать игры. В конструктивной деятельности, в свободное время детям предлагаю такие задания «давайте внимательно рассмотрим, а что у нас в группе красного, желтого, зеленого и синего цвета?». Подобные задания способствуют развитию у детей ориентировки в пространстве, наблюдательности.
Из моей практической деятельности я обратила внимание на то, что большой интерес у детей вызывает складные кубики, стаканчики, как из частей можно собирать целые предметы. В самостоятельной деятельности использую разнообразное лото: «зоологическое», «ботаническое», «транспорт», «посуда», «мебель».
Главное в моей работе обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи –это связность мыслей ребенка. В образовательной деятельности я использую два основных вида речи- диалогическую и монологическую, каждая из них имеет свои особенности.
Форма протекания диалогической речи- беседа двух или нескольких человек.
Постановка вопросов и ответов на них побуждает к неполным, односторонним ответам.
Монологическая речь, как речь одного лица, требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объём которого увеличивается до 2.5 тысяч слов.
Ребенок в этом возрасте не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия для обозначения временных и пространственных отношений. В этом возрасте появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.
В среднем дошкольном возрасте добиваюсь, чтобы дети овладели основными типами монологической речи – пересказом и рассказом. Развитие связной речи детей осуществляю прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинала с простого пересказа коротких литературных произведений.
Важное значение в системе обучения рассказывания имеет составление рассказа по картине, дети с большим желанием любили рассматривать картины и рассказывали о них живо и заинтересованно, велико у детей желание поделиться своими впечатлениями о том, что он видит.
Работу по обучению связной речи проводила в нескольких направлениях:
1. Расширение словарного запаса ( овладение детьми элементарными средствами художественной выразительности: эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами);
2. Развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержанию художественных произведений;
3. Формирование грамматически правильной речи;
4. Совершенствование звуковой культуры.
В свободной деятельности предлагала подбирать слова близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы, например: «назовите словосочетание «грустный мальчик» и спрашивала: как можно назвать этого мальчика по другому? (Печальный, невеселый, огорченный).
С большим интересом подбирали дети к названным словам слова (прилагательные, наречия, существительные) противоположного значения (антонимы, например «у трамвая есть вход и есть что?» (Выход).
Важным приемом обучения являются вопросы с помощью которых помогаю детям лучше познакомиться с объектами описания. В результате дети употребляют слова в более точном значении, свободно владеют в разговорах со сверстниками и взрослыми, пользуясь предложениями разной конструкции.
Продолжая работу по теме : «Познаю мир через сенсорное развитие» планирую в группе оформить уголок сенсорного воспитания, пополнить уголок дидактическими играми по обогащению чувствительного опыта, направленного на развитие речи детей.