Елена Боголюбова
Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей средствами живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Есть разные краски у нашей планеты,
Они мир украшают зимою и лето:
Зеленой травою и желтой луной,
Дождем голубым, разноцветной листвой,
Оранжевым цветом рассвет и закат.
Пусть красочный мир окружает ребят!
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, восхищать.
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие цветового восприятия детей средствами живописи“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2018
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети- это цвет. Цвет – одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передавать свое отношение, свои чувства.
Чтобы каждый ребенок мог ориентироваться в цветовом богатстве, понять, прочувствовать значение цвета, я определила тему своего самообразования как «восприятие цвета детей средствами живописи».
Цели и задачи, которые были поставлены мной, основываются на тщательно изученной литературе ведущих исследователей и педагогов современности по формированию цветовосприятия у дошкольников.
В начале года я провела с детьми педагогическую диагностику с целью выявления уровня их развития по данной теме.
По результатам диагностического исследования я составила перспективный план на год, который включал разные формы работы с детьми. Работа проводилась поэтапно с самых простых заданий, постепенно переходя к более сложным.
Свою работу я начала с создания развивающей среды в группе, в которую входили дидактические игры по цветовосприятию, картотека стихов и загадок о цвете, альбом «Цвета вокруг нас», подборка картин и иллюстраций, с помощью которых дети могли отличать холодные и теплые тона. Формирование художественного образа, эмоциональной отзывчивости к цвету помогает поэзия, художественное слово. Для этого я подобрала произведения, в которых даны цветовые характеристики образов.
Развитие чувства цвета проходило на занятиях по ознакомлению с живописью. Живопись – такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Именно от выбора цвета зависит настроение картины.
На занятиях по ознакомлению с живописью я использовала прием «вхождения в картину». Дети рассматривали картины, называли цвета, которые использовал художник, рассказывали, что они чувствуют.
На занятиях «Волшебное утро», «В радужной сказке – радужные краски», «Сказочные превращения» дети знакомились с цветовыми эталонами : расположением цветов в цветовом круге, с основными цветами и их оттенками. На занятиях дети узнавали о теплых и холодных цветах. Так постепенно от занятия к занятию у детей развивалось цветоощущение, они начинали понимать свойства цвета.
Чтобы развивать цветовое восприятие детей, я применяла упражнения и дидактические игры по цветоведению. В играх дети осваивали контрастные и основные цвета, подбирали похожий цвет по образцу, делили их на теплые и холодные, у детей формировалось умение сопоставлять цвета, их сочетание и оттенки. Через игры у детей усваивалась изменяемость тонов по светлоте, формировалось умение находить нужный цвет при смешивании красок.
В художественной деятельности детей особое значение имеют практические действия ребенка с краской. Одним из действенных методов развития чувства цвета является смешивание красок. Для этого я проводила с детьми игры-эксперименты. При смешивании одной краски с другой я обращала внимание детей на красоту цвета. Дети не оставались равнодушными, их радовало то, что они могут изменить цвет, могут сделать его лучше, красивее.
Для того, чтобы замечать сложный мир человеческих чувств и характеров, передать тончайшие изменения в природе, мы с детьми пробовали смотреть вокруг себя через очки с цветными стеклышками, и заметили, как при этом фантастически меняется мир. Солнечный день вдруг меркнет, становится тусклым, а пасмурная погода, увиденная через желтое стекло, напротив, преображается в отрадную, наполненную золотисто-янтарным цветом.
Эстетическому восприятию, раскрытию разнообразия цветов и оттенков способствовали специально организованные наблюдения природы и окружающего мира.
Во время прогулок дети рассматривали цвет листьев и их оттенки, снег в разное время суток, цвет неба. Организуя прогулки, я обращала внимание детей на красоту природы, пыталась вызвать чувства любви к прекрасному, учила видеть различные сочетания цветов и тонов в разное время дня и разное время года.
Полученные знания дети с удовольствием применяли в самостоятельной деятельности.
Цветовое богатство детских рисунков поражает, цвет вызывает у них радость. Для формирования цветового восприятия, раскрытия и реализации творческих способностей, были организованы выставки детских работ : «Веселый снеговик», «Мир глазами детей».
Работа осуществлялась в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Для них были организованы консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, на которых я знакомила родителей с содержанием работы по цветовосприятию детей. Так, на собрании «Цвет и его особенности» родителям были предложены три основных цвета красок, они же должны были путем экспериментирования получить другие цвета и оттенки, и с помощью кисти создать красивый яркий ковер. Вместе мы обсуждали вопросы о важности своевременного воспитания цветового развития у малышей. Я рассказала о том, какая работа должна проводиться в семье, оформила выставку дидактических игр и игрушек, способствующие закреплению знаний о цвете, показала взрослым, как играть с детьми в эти игры, как оформить игровой уголок.
В результате проведенной работы, я сделала вывод, что деятельность моя оказалась успешной, поскольку в результате систематической работы у моих воспитанников сложилось свое индивидуальное отношение к цвету.
83 % Имеют представления о системе цветовых эталонов
79 % Различают тёплые и холодные оттенки
75 % Смешивают краски для получения нужных цветов и оттенков
81% Изображают предметы и явления, передавая их выразительность подбором цвета.