Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Юлия Матвеева
Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я стараюсь уделять особое внимание развитию мелкой моторики.

Работа по развитию кисти рук проводится систематически по 3-5 минут. Подбираю игры и упражнения по возрасту ребёнка, по различным темам.

Свою работу с малышами я начинаю с массажа пальцев рук в течение 2-3 минут. С малышами для массажа использую крупные шарики, грецкие орехи, карандаши. Затем начинаю проводить более активные упражнения. Хорошо тренируют движения пальцев рук игры «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока- белобока» и т. д. Использую при проведении упражнений игрушки-пищалки.

Учимся собирать и разбирать пирамидки, конструировать из кубиков, кирпичиков. Использую различные виды «вкладышей», «Вынуть»- «вложить», «открыть»- «закрыть» коробку, крышку. Собираем мелкие предметы двумя пальчиками, перебираем крупные бусы, берем всей кистью крупные предметы, игрушки.

Перспективным приемом по развитию мелкой моторики является рисование пальчиками. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения, побуждает называть нарисованный объект доступными ребенку речевыми средствами, стимулирует ребенка сопровождать действия речью. Опускаем ладонь в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги и малыш с удовольствием повторяет все, что ему показываем. Также можно рисовать с помощью пробки, губки получаются рисунки- печати. Рисуем на подносе - рассыпаем манную крупу, затем берем руку ребенка в свою и повторяем «рисунок»: дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.

Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Использую в своей работе тактильные мешочки, различные поверхности - жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные. Даю детям игрушки с различными наполнителями (песок, пуговицы, крупа и т. д.)

Игры с песком и водой снимают напряженность, развивают активность, стабилизируют эмоциональные состояния. Основные материалы - песок и вода, ребенок может использовать эти материалы так, как ему хочется- переливать, пересыпать, закапывать-откапывать, придавать форму. Начинаем игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка, ребенок повторяет движения. «Проходим» ладошками и пальчиками оставляя следы, скользим по поверхности песка (как змейка, машинка, создаем узоры (солнышко, цветок). Все это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Игры с «пальчиковым театром» развивают у ребенка любознательность,

воображение, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, совершенствуется произношение, развивается умение передавать содержание знакомой сказки. Ребенок с интересом надевает на пальчик игрушку, рассматривает и повторяет движения. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Использую бумажные колпачки «Сорока-белобока», «Моя семья», сказки «Репка», «Колобок».

Доставание мелких игрушек в «сухом бассейне» (наполненный рисом, фасолью). Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массирует ручку малыша, развиваются его тактильные ощущения. Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребенку с различной речевой патологией достигать заметных результатов в развитии.

Хорошее воздействие оказывают игры с карандашами, клубками, пазлы, лего, шнуровки, мозаика, застегивание пуговиц, складывание матрешек. Очень нравятся детям игры с липучками «Полянка медвежонка».

Также использую на занятиях игры с фасолью, прищепками, «сухой дождь» с разноцветными лентами для закрепления цвета, природные материалы- шишки, желуди, камни. Полезно мять руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики.

Любят малыши игры с текстом песен, движениями Е. Железновой «Развивалочки от 1 года до 5 лет Прослушивая их, у детей развивается речь, крупная и мелкая моторика, музыкальный слух, чувство ритма, координация движений.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Малыши в процессе таких игр учатся с помощью жестов показывать определенные действия, изображать животных и предметы. Благодаря таким занятиям, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность, улучшается речь.

В своей работеиспользую следующую литературу:

1. Янушко Е. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

2. Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками»

3. И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»

Публикации по теме:

Дидактические игры своими руками «Застежки»Дидактические игры своими руками «Застежки» Мы все знаем о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известные исследователи отмечали, что кисть руки надо.

«Развиваем пальчики — улучшаем речь». Консультация для родителей Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Верещагино Пермского края Статья.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Транспорт
Автор публикации:
Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Опубликовано: 19 апреля 2015 в 19:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День космонавтики

Юбилейной дате в истории космонавтики посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы увлечь детей космической темой и расширить их представления о космосе.

12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

Сценарий спортивного квеста «На поиски сокровищ с пиратами» для детей старшего...
Ведущий: воспитатель старшей группы МДБОУ№3 «Золотой ключик» г. Кореновск Фокина Татьяна Николаевна, педагогический стаж 2года ( Пират Крюк) Цель :...
Дополнительная общеобразовательная программа «Лего-конструирование»
Дополнительная общеразвивающая программа «ЛЕГО - конструирование» Автор-составитель: Жучкова Татьяна Валерьевна, старший воспитатель Cодержание: 1....
Конспект занятия по конструированию «Космическая ракета» с детьми младшего возраста
Цели: дать детям представление о космических кораблях; Педагогические задачи: - закреплять представления детей об объёмных геометрических фигурах...