Лучший педагог года

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Юлия Матвеева
Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я стараюсь уделять особое внимание развитию мелкой моторики.

Публикация «Опыт работы по теме: „Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Работа по развитию кисти рук проводится систематически по 3-5 минут. Подбираю игры и упражнения по возрасту ребёнка, по различным темам.

Свою работу с малышами я начинаю с массажа пальцев рук в течение 2-3 минут. С малышами для массажа использую крупные шарики, грецкие орехи, карандаши. Затем начинаю проводить более активные упражнения. Хорошо тренируют движения пальцев рук игры «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока- белобока» и т. д. Использую при проведении упражнений игрушки-пищалки.

Учимся собирать и разбирать пирамидки, конструировать из кубиков, кирпичиков. Использую различные виды «вкладышей», «Вынуть»- «вложить», «открыть»- «закрыть» коробку, крышку. Собираем мелкие предметы двумя пальчиками, перебираем крупные бусы, берем всей кистью крупные предметы, игрушки.

Перспективным приемом по развитию мелкой моторики является рисование пальчиками. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения, побуждает называть нарисованный объект доступными ребенку речевыми средствами, стимулирует ребенка сопровождать действия речью. Опускаем ладонь в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги и малыш с удовольствием повторяет все, что ему показываем. Также можно рисовать с помощью пробки, губки получаются рисунки- печати. Рисуем на подносе - рассыпаем манную крупу, затем берем руку ребенка в свою и повторяем «рисунок» : дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.

Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Использую в своей работе тактильные мешочки, различные поверхности - жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные. Даю детям игрушки с различными наполнителями (песок, пуговицы, крупа и т. д.)

Игры с песком и водой снимают напряженность, развивают активность, стабилизируют эмоциональные состояния. Основные материалы - песок и вода, ребенок может использовать эти материалы так, как ему хочется- переливать, пересыпать, закапывать-откапывать, придавать форму. Начинаем игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка, ребенок повторяет движения. «Проходим» ладошками и пальчиками оставляя следы, скользим по поверхности песка (как змейка, машинка, создаем узоры (солнышко, цветок). Все это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Игры с «пальчиковым театром» развивают у ребенка любознательность,

воображение, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, совершенствуется произношение, развивается умение передавать содержание знакомой сказки. Ребенок с интересом надевает на пальчик игрушку, рассматривает и повторяет движения. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Использую бумажные колпачки «Сорока-белобока», «Моя семья», сказки «Репка», «Колобок».

Доставание мелких игрушек в «сухом бассейне» (наполненный рисом, фасолью). Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массирует ручку малыша, развиваются его тактильные ощущения. Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребенку с различной речевой патологией достигать заметных результатов в развитии.

Хорошее воздействие оказывают игры с карандашами, клубками, пазлы, лего, шнуровки, мозаика, застегивание пуговиц, складывание матрешек. Очень нравятся детям игры с липучками «Полянка медвежонка».

Также использую на занятиях игры с фасолью, прищепками, «сухой дождь» с разноцветными лентами для закрепления цвета, природные материалы- шишки, желуди, камни. Полезно мять руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики.

Любят малыши игры с текстом песен, движениями Е. Железновой «Развивалочки от 1 года до 5 лет Прослушивая их, у детей развивается речь, крупная и мелкая моторика, музыкальный слух, чувство ритма, координация движений.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Малыши в процессе таких игр учатся с помощью жестов показывать определенные действия, изображать животных и предметы. Благодаря таким занятиям, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность, улучшается речь.

В своей работе использую следующую литературу:

1. Янушко Е. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

2. Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками»

3. И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»

Публикации по теме:

Дидактические игры своими руками «Застежки»Дидактические игры своими руками «Застежки» Мы все знаем о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известные исследователи отмечали, что кисть руки надо.

«Развиваем пальчики — улучшаем речь». Консультация для родителей Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Верещагино Пермского края Статья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Опубликовано: 19 апреля 2015 в 19:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД