Получи документы

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» (3 фото)

Елена Бакши
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»

Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»

ети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности“» размещена в разделах

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

У дошкольника должно быть сформировано такое интегративное качество, как

"Любознательный, активный" [/b]

-Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

-Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности).

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе

Цель экспериментальной деятельности:

-формировать познавательную

активность;

-создавать условия для развития познавательных и психических процессов ;

-повышать интерес к исследовательской деятельности;

-формировать основы научного мировоззрения

Особенности обучение в рамках исследовательского подхода:

-происходит с опорой на непосредственный опыт ребенка;

-детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности;

-создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой -опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Роль педагога в повышении активности ребенка

в познавательно-исследовательской деятельности:

1. Стимулирует интерес

2. Стимулирует исследовательское поведение ребенка

3. Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата

4. Помощь в составлении алгоритма, правил, ограничений

5. Использует приемы РТВ (развития творческих способностей)

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

Младший дошкольный возраст

-способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию

(ведущая роль педагога);

-активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации

(вместе с педагогом);

-развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию

объекта;

-формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности

(практические опыты).

Старший дошкольный возраст:

-формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

-развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

-формировать умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

-развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать

выводы.

Главные достоинства экспериментирования в детском саду:

- воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

-активно развивается речь ребенка; -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность

преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

-развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

-формируются трудовые навыки;

-укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Содержание деятельности:

1. Экспериментирование с песком, глиной

2. Экспериментирование с водой

3. Экспериментирование с воздухом

4. Наблюдения за жизнью растений (животных)

5. Человек. Изучаем органы чувств

6. Экспериментирование с солнечным светом

7. Экспериментирование с предметами

Для успешного решения поставленных задач в группах необходимо организовывать уголки экспериментирования ("Почемучки", "Хочу все знать", "Уголок Знаек").

Фото «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»

Заинтересовывая ребят экспериментированием, направлять их любопытство в необходимое русло.

Опыты проводяться и о свойствах предметов, и о воздухе, о воде- со всем тем, что окружает ребят в их повседневноей жизни.

Вот несколько доступных опытов:

«Песок»

Цель. Рассмотреть форму песчинок.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

«Свойства воды»

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

«Живая вода»

Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.

Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Итог. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

«Свойства воздуха»

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д.

Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

«Как работает термометр»

Цель. Посмотреть, как работает термометр.

Материалы. Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Процесс. Зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Итоги. Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

Очень интересно и полезно будет наблюдать ребятам как развивается растение.

В нашей группе мы весной посадили помидоры, а летом собрали вкусный урожай.

Опыт работы - фото

В поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности посредством исследовательской деятельности МДОУ «Детский сад №31 с. Бессоновка Белгородского района Белгородской области» Выступление из опыта работы на МО на тему: «Развитие.

Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности детей с помощью исследовательской деятельности» К пяти годам ребенок становиться активным, постоянно задает родителям вопросы, поэтому этот возраст называют «почемучки». Этот возрастной.

Мастер-класс. Опыт работы по теме «Организация исследовательской проектной деятельности дошкольников» Средняя группа.Мастер-класс. Опыт работы по теме «Организация исследовательской проектной деятельности дошкольников» Средняя группа. «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Эти слова стали девизом моей работы, они натолкнули.

Опыт работы «Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Статья посвящена актуальной.

Опыт работы по теме: «Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни в процессе двигательной активности» Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения.

Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» Выбирая тему по самообразованию,.

Отчёт «Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно-исследовательской деятельности»Отчёт «Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно-исследовательской деятельности» Отчёт по инновационной и опытно-исследовательской деятельности на тему: «Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности. Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Именно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»
Опубликовано: 7 октября 2016 в 17:18
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД