МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Воспитание доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками» (практическая часть)

Надежда Дерябина
Опыт работы по теме «Воспитание доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками» (практическая часть)

5. Система работы по воспитанию доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками.

Основой данной системы стал перспективный план по освоению задач разделов программы «Детство» : «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», в котором определены задачи и формы и методы работы по развитию у детей взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в младшей, средней, старшей, подготовительной группе.

Публикация «Опыт работы по теме „Воспитание доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками“ (практическая часть)» размещена в разделах

Игровые и практические ситуации мы широко используем в своей практике при формировании детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. В каждой ситуации педагогу необходимо: заинтересовать проблемой; вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей; побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации; включить детей в конкретное практическое действие : проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т. п. ; помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними.

В работе можно использовать игровые и реальные ситуации, не требующие особой подготовки. Игровые ситуации разыгрываются с помощью игрушек, чаще с детьми младшего и среднего дошкольного возраста: «Почему Маша загрустила?», «У котенка и щенка нет домика», «Зайчик и обезьянка потерялись» и т. д.

Реальные (практические) ситуации создаем, обычно, для детей старшего дошкольного возраста: «Наша забота нужна всем» - показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим; ситуации гуманистического выбора - ребенок ставится в ситуацию выбора: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие; ситуации проблемного характера типа «Как быть? Что делать?»

В нашей группе есть и свои традиции: «Помогаем малышам» - старшие дети ходят к младшим для того, чтобы помочь им одеться на прогулку, подклеить книги, расчистить дорожки и т. д. ; «Концерт для малышей» - дети показывают малышам концерты, разыгрывают сказки; «Мы дружим со школьниками» - совместные мероприятия детей старшего дошкольного возраста и первоклассников; «Научи своего друга тому, что умеешь сам» - дети проявляют внимание друг к другу, сотрудничают.

Игровые и практические ситуации, традиции группы обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

Кроме педагогических ситуаций широко используем игры (дидактические, сюжетно-ролевые, коммуникативные); чтение художественной литературы; беседы; экскурсии; наблюдения; этюды; драматизации.

Мы знаем, что ребенок развивается в игре, из нее он получает новые впечатления, в ней - приобретают социальный опыт. Поэтому для формирования доброжелательных отношений мы используем систему игр, предложенную Еленой Смирновой. Данная система состоит из шести этапов. Необходимо отметить, что в играх первых трех этапов в качестве средств общения используются, в основном, лишь условные сигналы, выразительные движения, мимика. Начиная с 4 этапа, используются и вербальные, и невербальные средства общения в процессе игр:

1 этап. Внимание друг к другу - формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему;

2 этап. Согласованность движений - научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей;

3 этап. Общие переживания - детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом. Именно эти переживания создаются во многих играх этого этапа.

4 этап. На данном этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях. Цель: создание благоприятной атмосферы свободного общения в процессе игры; способствовать проявлению сопереживания и сорадования.

5 этап. Общим правилом для игр предыдущих этапов было запрещение разговоров, задача 5этапа — научить детей видеть и словесно подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

6 этап. На данном, заключительном этапе проводятся игры-занятия, где дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

В процессе организации сюжетно-ролевой игры также стараемся обращать внимание на взаимоотношения детей, специально создаем активизирующие ситуации общения, которые развивают коммуникативные умения, формируют творческие способности и воображение в процессе: воспитатель берет на себя роль бабушки и входит в автобус или воспитатель выступает в роли ребенка, который постоянно капризничает и т. д. Совместно с детьми продумываем атрибуты для игр, которые помогают войти в предметный мир и учат ориентироваться в его многообразии.

Дидактические игры расширяют и формируют знания об окружающем мире, о различных эмоциональных состояниях. Много дидактических игр мы сделали и совместно с детьми: домино со схематичным изображением добрых поступков; лото «Что такое хорошо, что такое плохо»; игры по типу «гусек» со станциями, на которых изображены те или иные ситуации взаимоотношения людей; «Что-то здесь не так» и др.

Этюды, упражнения, психогимнастики, игры-драматизации, учат понимать эмоциональные состояния, дают представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, совершенствуют способность управлять эмоциями и чувствами. С помощью этого дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и подготовки его к жизни.

Художественная литература помогает детям познать окружающий мир, обогатить представления о добре и зле, пробудить и развить социальные чувства, углубить жизненный опыт, сформировать задатки мировоззрения и первоначальных основ социальной активности. Например, произведения Д. Габе «Мама» и «Работа», В. Осеевой «Просто старушка», К. Ушинского «Лекарство» и др. заставляют ребенка прочувствовать и задуматься о необходимости быть добрым и заботиться о самых близких людях. В произведениях Е. Серовой «Нехорошая история», Я. Тайц «По грибы», Д. Лукич «Четыре девочки» и др. осуждаются отрицательные проявления (эгоизм, лень, жадность, жестокость, обман).

Образовательное пространство группы спроектировано и создано как среда социализации посредством интеграции локальных мини-сред, стимулирующих детей к активному взаимодействию с окружающим и презентации себя в сообществе других.

Уголок «Здравствуй, Я пришёл!», используется следующим образом: приходя в детский сад, ребёнок выбирает соответствующий его настроению кружок и вставляет в кармашек под своей фотографией.

Уголок «Мое настроение» - помогает детям обратить внимание не только на свои проблемы, но и на огорчения других, порадоваться вместе с товарищами и своим, и чужим успехом.

Портфолио ребенка – позволяет детям не только представить себя, свои достижения, но и способствует развитию у детей такого чувства, как гордость за другого человека.

«Подушка-думка» служит для самостоятельного анализа детьми своих действий, контроля своего поведения в различных видах деятельности. А пособие «Коврик дружбы», «Мирилки» для развития навыков разрешения конфликтов. Тексты к мирилкам мы сочиняем вместе с детьми.

«Мы поссорились немножко «Мирись, мирись,

Грустно смотрим мы в окошко. Больше не дерись.

А давай мириться – Мирись, мирись,

Будем веселиться». Крепко за руки держись».

Все перечисленные методы и приёмы помогают обогатить содержание работы с детьми, развивать способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности, других людей и выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями.

Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка. Воспитательные усилия должны быть согласованными. Это не означает, что дома и в детском саду должны быть созданы равные условия, так как то, что возможно дома, может быть не разрешено в детском саду и наоборот. Общая тёплая атмосфера и хорошие контакты между взрослыми особенно важны в случаях возникновения проблем у ребёнка. Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать своими союзниками используются как традиционные, так и новые формы работы.

Одной из эффективных форм работы с родителями является проведение тренингов, которые направлены на оптимизацию детско-родительских отношений, на развитие коммуникативных способностей ребёнка и родителей.

Существующая в группе традиция по обмену опытом семейного воспитания позволяет родителям делиться информацией, приводить примеры взаимодействия со своим ребёнком в какой-либо деятельности, рассказывать об интересных ситуациях, о своих успехах и трудностях в воспитании.

Для развития доброжелательных отношений родителей и детей был проведен конкурс «Наш веселый выходной». Семьи изготавливали презентации своего выходного дня, рассказывали о своей семье.

На информационном стенде для ознакомления родителей предлагаются памятки на данную тему.

Взаимодействие с родителями воспитанников позволяет лучше узнать индивидуальные особенности каждого ребёнка, помогает взрослым глубже узнать желания и переживания детей.

6. Результаты обследования детей старшего дошкольного возраста (2012 – 2013 учебный год).

После проведённой нами работы мы провели повторное обследование детей.

Цель: определить эффективность работы.

Результаты диагностики представлены на диаграмме.

Выводы: Анализируя результаты, мы сделали вывод что, проводя систематическую работу по воспитанию доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми, используя различные формы, методы и приёмы работы, привлекая родителей, мы убедились, что она эффективно помогает воспитывать у дошкольников качества, необходимые для успешной социализации ребенка. Главным результатом, на который очень хотелось бы надеяться, является усвоение ребёнком всего самого хорошего, доброго, что есть в отношениях между людьми и использование этих навыков в своей дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность) Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность) Рабочая программа.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность) Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность)Аннотация к рабочей программе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Воспитание доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками» (практическая часть)
Опубликовано: 12 марта 2015 в 10:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД