МААМ-картинки

Опыт работы «Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры» (11 фото)

Светлана Синкина
Опыт работы «Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Детство – это время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идёт активное накопление нравственного опыта.

Окружающий нас мир удивителен и прекрасен. Однако далеко не каждый замечает его красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не даётся от рождения в готовом виде, а развивается в процессе воспитания.

Родившись, человек становится не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой.

Публикация «Опыт работы „Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры“» размещена в разделах

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.

Опыт работы «Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры»

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Фото «Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры»

Предметом деятельности детского сада является:

• обеспечение интеллектуального личностного и физического развития ребенка;

• охрана жизни и укрепление здоровья детей;

• создание положительного психологического комфорта;

• приобщение ребенка к истокам русской народной культуры через художественное эстетическое воспитание во взаимодействии, в том числе, и с экологическим воспитанием.

Опыт работы - фото

Основная идея опыта работы.

Мы рассматриваем использование компонентов народной культуры в непосредственном воспитании ответственного отношения детей дошкольного возраста к окружающей среде.

Мы рассказываем детям о том, что жизнь древних славян была неразрывно связана с природой. Более того, наша культура, образ жизни, национальный характер, менталитет напрямую зависят от окружающей природной среды и климатических условий региона проживания. Суровый климат, сложности быта, короткий земледельческий сезон — все это рождало особое отношение к природе. Она обожествлялась, одушевлялась, а отсюда и уважение, почитание русским человеком всего живого, будь то зверь лесной или полевая былинка.

Выделяем следующие задачи в воспитании наших детей:

• формировать духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу; к культурному наследию своего народа;

• воспитывать любовь и уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;

• показать взаимосвязь и взаимодействие объектов природы с опорой на компоненты народной культуры;

• способствовать развитию у ребенка чувства заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о нем заботится в детском саду и сам нуждается в его участии;

• активно вовлекать родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Фото №1 Детство это время развития всех сил человека как душевных так и телесных время приобретения знаний об окружающем мире время формирования нравственных навыков и привычек

С родителями проводятся беседы, в которых разъясняется необходимость использования и песенного репертуара в самой семье. Так, например, укладывая ребенка спать, можно спеть ему колыбельную песню, во время причесывания детей можно напеть какую-либо поговорку.

В повседневной жизни желательно чаще использовать пословицы и поговорки, больше рассказывать народные сказки.

Важными моментами в нашей работе выделяем:

• сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;

• учёт индивидуальных особенностей ребенка;

• опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;

• познание Природы с опорой на русский народный фольклор.

Фото №2 В дошкольном периоде идёт активное накопление нравственного опыта

Русский фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее. Это источник чистый и вечный. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы.

Нами был разработан проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы «Воспитываем патриотов», по которому ведётся работа в нашем ДОУ на протяжении уже нескольких месяцев.

Фото №3 Окружающий нас мир удивителен и прекрасен

Целью данного проекта является создание условий для формирования у воспитанников общечеловеческих, гражданских ценностей и сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.

К способам развития познавательных способностей при формировании ценностей у детей относим:

• наблюдения;

• обучающие игровые ситуации;

• дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;

• познавательные занятия;

• экспериментирование;

• труд в повседневной жизни;

• использование опорных карт, схем, моделей;

• изготовление коллективных панно, газет;

• конкурсы, праздники, развлечения.

Содержание развивающего материала мы направляем на образные описания природных явлений и жизни животных. Театральными сценками, словом и игровым действием воспитываем любовь к природному окружению.

Использование компонентов народной культуры является мощной побудительной силой, влияющей на развитие познавательных способностей ребенка; помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и тексты осознать увиденное и услышанное.

Фото №4 Однако далеко не каждый замечает его красоту многообразие цвета форм разнообразие оттенков красок неба воды листьев

Во взаимодействии с детьми:

• используем CD-проигрыватель с записями специальной подборки (прослушиваем "звуки природы": голоса птиц, диких животных);

• проводили конкурс "Создаём чудеса" (для выполнения таких работ дети привлекают дома и родителей, и бабушек, и дедушек, и сестёр и братишек);

• осенью проводим конкурс на тему: "Осенние фантазии" (дети создают необычные композиции с использованием «даров осени»).

Важной составляющей воспитания ребенка является приобщение его к родному слову, формирование у него чувства языка. С детьми разучиваются разные потешки, стихотворения, разгадываются загадки, благодаря которым идёт обогащение активного словаря детей разными речитативными оборотами.

Этнографический музей "Русская изба" в нашем детском саду, открывает главное средство воспитания исторического сознания, доступное и интересное даже малышу: обращение к предметному миру. Очень действенный и доступный ребенку подход к культуре осуществляется через предметы, в которых воплощена история, прошлое и настоящее.

Фото №5 Умение смотреть и видеть слушать и слышать не даётся от рождения в готовом виде а развивается в процессе воспитания

Использование компонентов народной культуры при воспитании ответственного отношения детей к окружающей среде:

• способствует повышению интереса к познанию нового и окружающего мира в целом;

• выступает как условие успешности будущего обучения детей;

• повышает эффективность в усвоении образовательного материала;

• развивает ребёнка всесторонне.

Так же мы выделяем использование компьютерных технологий в педагогическом процессе. Применение ИКТ в дошкольном образовательном учреждении в современном мире возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению и его эффективности, что в свою очередь обуславливает полноценное развитие ребенка.

Фото №6 Родившись человек становится не только частью общества но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой

Презентации - это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение в образовательных областях логично, научно, с использованием видеофрагментов и тематических слайдов. Процесс познания дошкольника отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а дети – эмоциями.

В работе нашего ДОУ большое место занимает приобщение к русским народным традициям через проведение различных праздничных мероприятий. Потому что обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с детьми.

Фото №7 Публикация Опыт работы Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры размещена в разделах Воспитание детей

Взяв за основу праздники и обряды, можно апеллировать ко многим, если не ко всем элементам народной культуры: традиционному костюму, украшению дома, народной кухне, мировоззрению.

Социальные функции календарных праздников и обрядов актуальны в настоящее время. Это:

• передача знаний из поколения в поколение;

• сплочение участников события в единый коллектив;

• воспитание патриотизма и уважения к народной культуре.

Наша работа направлена на то, чтобы воспитать личность социально направленную, устойчивую, гармонично развитую и осознающую свои корни, историю и культуру.

Хочется отметить, что познавательная активность ребенка выражается не только в развитии восприятия, но и в развитии символической (знаковой) функции мышления и осмысленности предметной деятельности, что является базисной основой для будущего успешного обучения детей в школе.

В ходе бесед, рассматривания иллюстраций и экспериментов дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Так, например, выращивая огород на окне с февраля по май, дети наблюдают, как развивается растение, как свет, тепло, вода влияют на его внешний вид. В последствии выросшие зеленые перья лука могут быть использованы в качестве витаминной добавки к пище.

В дальнейшем, в ходе экспериментов, возможно будет использовать лупы, посуды различных объемов и конфигураций, а в более старшем возрасте дети смогут сами отражать весь ход эксперимента в дневниках наблюдений и зарисовках.

Разнообразие используемых нами средств и методов позволяет формировать личность всесторонне и гармонично развитую, ведь дошкольное детство — это пора воспитания человека и его души.

Взрослым надо научиться понимать и принимать ребёнка в уникальном своеобразии его качеств, т. е. относиться к нему с безусловным уважением к его чувствам, желаниям и убеждениям.

В заключение еще раз хочется отметить, что любовь к родной природе — это чувство, неотъемлемое от чувства любви к Родине и формирование ответственного отношения к окружающей среде в духе традиций русского народа — это одно из условий полноценного патриотического воспитания дошкольника.

На протяжении всей деятельности мы планируем и дальше использовать компоненты русской народной культуры: сказки, рассказы, загадки, игры и т. п., с целью улучшения усваивания детьми дошкольного возраста нового материала и поддержания устойчивого интереса у них к природным объектам и к окружающему миру в целом.

Фото №8 Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту где родился и живешь и в конечном счете любовь к Отечеству
Публикации по теме:

Формирование представления об окружающей среде, влияющей на здоровье человека Бродят в траве золотые букашки Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь на венчик ромашки, Словно цветной самолет стрекоза. Вот темно- красная.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Педагогика естественного развития (из опыта работы) ДОКЛАД (в сокращении) на «Лесенку успеха» Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «» Подготовила воспитатель: Леонова.

Формирование основ народной культуры, воспитание любви к родному краюФормирование основ народной культуры, воспитание любви к родному краю последние годы 21 века Россия теряет свое лицо, свои традиции, свою самобытность. Будто заполонило нас все западное, заокеанское, чужеземное.

Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе. Из опыта работы. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории:.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ • Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства. Формировать.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (из опыта работы) СОДЕРЖАНИЕ: 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка--- 3 с. 2. Содержательный раздел 2.1 Цели.

Викторина на тему: «Что ты знаешь об окружающей среде» Викторина: «Все интересно, что неизвестно». Цель: активизировать имеющиеся у педагогов знания; развивать познавательный.

Воспитание у дошкольников гуманного отношения к окружающей среде Статья посвящена актуальной проблеме воспитания гуманного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: гуманное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры»
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 21:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Синкина (УИ 881836) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД