Лучший педагог года

Опыт работы «Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры» (11 фото)

Светлана Синкина
Опыт работы «Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры»

Детство – это время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идёт активное накопление нравственного опыта.

Окружающий нас мир удивителен и прекрасен. Однако далеко не каждый замечает его красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не даётся от рождения в готовом виде, а развивается в процессе воспитания.

Родившись, человек становится не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой.

Публикация «Опыт работы „Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры“» размещена в разделах

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.

Опыт работы «Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры»

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Фото «Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры»

Предметом деятельности детского сада является:

• обеспечение интеллектуального личностного и физического развития ребенка;

• охрана жизни и укрепление здоровья детей;

• создание положительного психологического комфорта;

• приобщение ребенка к истокам русской народной культуры через художественное эстетическое воспитание во взаимодействии, в том числе, и с экологическим воспитанием.

Опыт работы - фото

Основная идея опыта работы.

Мы рассматриваем использование компонентов народной культуры в непосредственном воспитании ответственного отношения детей дошкольного возраста к окружающей среде.

Мы рассказываем детям о том, что жизнь древних славян была неразрывно связана с природой. Более того, наша культура, образ жизни, национальный характер, менталитет напрямую зависят от окружающей природной среды и климатических условий региона проживания. Суровый климат, сложности быта, короткий земледельческий сезон — все это рождало особое отношение к природе. Она обожествлялась, одушевлялась, а отсюда и уважение, почитание русским человеком всего живого, будь то зверь лесной или полевая былинка.

Выделяем следующие задачи в воспитании наших детей:

• формировать духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу; к культурному наследию своего народа;

• воспитывать любовь и уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;

• показать взаимосвязь и взаимодействие объектов природы с опорой на компоненты народной культуры;

• способствовать развитию у ребенка чувства заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о нем заботится в детском саду и сам нуждается в его участии;

• активно вовлекать родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Фото №1 Детство это время развития всех сил человека как душевных так и телесных время приобретения знаний об окружающем мире время формирования нравственных навыков и привычек

С родителями проводятся беседы, в которых разъясняется необходимость использования и песенного репертуара в самой семье. Так, например, укладывая ребенка спать, можно спеть ему колыбельную песню, во время причесывания детей можно напеть какую-либо поговорку.

В повседневной жизни желательно чаще использовать пословицы и поговорки, больше рассказывать народные сказки.

Важными моментами в нашей работе выделяем:

• сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;

• учёт индивидуальных особенностей ребенка;

• опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;

• познание Природы с опорой на русский народный фольклор.

Фото №2 В дошкольном периоде идёт активное накопление нравственного опыта

Русский фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее. Это источник чистый и вечный. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы.

Нами был разработан проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы «Воспитываем патриотов», по которому ведётся работа в нашем ДОУ на протяжении уже нескольких месяцев.

Фото №3 Окружающий нас мир удивителен и прекрасен

Целью данного проекта является создание условий для формирования у воспитанников общечеловеческих, гражданских ценностей и сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.

К способам развития познавательных способностей при формировании ценностей у детей относим:

• наблюдения;

• обучающие игровые ситуации;

• дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;

• познавательные занятия;

• экспериментирование;

• труд в повседневной жизни;

• использование опорных карт, схем, моделей;

• изготовление коллективных панно, газет;

• конкурсы, праздники, развлечения.

Содержание развивающего материала мы направляем на образные описания природных явлений и жизни животных. Театральными сценками, словом и игровым действием воспитываем любовь к природному окружению.

Использование компонентов народной культуры является мощной побудительной силой, влияющей на развитие познавательных способностей ребенка; помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и тексты осознать увиденное и услышанное.

Фото №4 Однако далеко не каждый замечает его красоту многообразие цвета форм разнообразие оттенков красок неба воды листьев

Во взаимодействии с детьми:

• используем CD-проигрыватель с записями специальной подборки (прослушиваем "звуки природы": голоса птиц, диких животных);

• проводили конкурс "Создаём чудеса" (для выполнения таких работ дети привлекают дома и родителей, и бабушек, и дедушек, и сестёр и братишек);

• осенью проводим конкурс на тему: "Осенние фантазии" (дети создают необычные композиции с использованием «даров осени»).

Важной составляющей воспитания ребенка является приобщение его к родному слову, формирование у него чувства языка. С детьми разучиваются разные потешки, стихотворения, разгадываются загадки, благодаря которым идёт обогащение активного словаря детей разными речитативными оборотами.

Этнографический музей "Русская изба" в нашем детском саду, открывает главное средство воспитания исторического сознания, доступное и интересное даже малышу: обращение к предметному миру. Очень действенный и доступный ребенку подход к культуре осуществляется через предметы, в которых воплощена история, прошлое и настоящее.

Фото №5 Умение смотреть и видеть слушать и слышать не даётся от рождения в готовом виде а развивается в процессе воспитания

Использование компонентов народной культуры при воспитании ответственного отношения детей к окружающей среде:

• способствует повышению интереса к познанию нового и окружающего мира в целом;

• выступает как условие успешности будущего обучения детей;

• повышает эффективность в усвоении образовательного материала;

• развивает ребёнка всесторонне.

Так же мы выделяем использование компьютерных технологий в педагогическом процессе. Применение ИКТ в дошкольном образовательном учреждении в современном мире возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению и его эффективности, что в свою очередь обуславливает полноценное развитие ребенка.

Фото №6 Родившись человек становится не только частью общества но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой

Презентации - это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение в образовательных областях логично, научно, с использованием видеофрагментов и тематических слайдов. Процесс познания дошкольника отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а дети – эмоциями.

В работе нашего ДОУ большое место занимает приобщение к русским народным традициям через проведение различных праздничных мероприятий. Потому что обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с детьми.

Фото №7 Публикация Опыт работы Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры размещена в разделах Воспитание детей

Взяв за основу праздники и обряды, можно апеллировать ко многим, если не ко всем элементам народной культуры: традиционному костюму, украшению дома, народной кухне, мировоззрению.

Социальные функции календарных праздников и обрядов актуальны в настоящее время. Это:

• передача знаний из поколения в поколение;

• сплочение участников события в единый коллектив;

• воспитание патриотизма и уважения к народной культуре.

Наша работа направлена на то, чтобы воспитать личность социально направленную, устойчивую, гармонично развитую и осознающую свои корни, историю и культуру.

Хочется отметить, что познавательная активность ребенка выражается не только в развитии восприятия, но и в развитии символической (знаковой) функции мышления и осмысленности предметной деятельности, что является базисной основой для будущего успешного обучения детей в школе.

В ходе бесед, рассматривания иллюстраций и экспериментов дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Так, например, выращивая огород на окне с февраля по май, дети наблюдают, как развивается растение, как свет, тепло, вода влияют на его внешний вид. В последствии выросшие зеленые перья лука могут быть использованы в качестве витаминной добавки к пище.

В дальнейшем, в ходе экспериментов, возможно будет использовать лупы, посуды различных объемов и конфигураций, а в более старшем возрасте дети смогут сами отражать весь ход эксперимента в дневниках наблюдений и зарисовках.

Разнообразие используемых нами средств и методов позволяет формировать личность всесторонне и гармонично развитую, ведь дошкольное детство — это пора воспитания человека и его души.

Взрослым надо научиться понимать и принимать ребёнка в уникальном своеобразии его качеств, т. е. относиться к нему с безусловным уважением к его чувствам, желаниям и убеждениям.

В заключение еще раз хочется отметить, что любовь к родной природе — это чувство, неотъемлемое от чувства любви к Родине и формирование ответственного отношения к окружающей среде в духе традиций русского народа — это одно из условий полноценного патриотического воспитания дошкольника.

На протяжении всей деятельности мы планируем и дальше использовать компоненты русской народной культуры: сказки, рассказы, загадки, игры и т. п., с целью улучшения усваивания детьми дошкольного возраста нового материала и поддержания устойчивого интереса у них к природным объектам и к окружающему миру в целом.

Фото №8 Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту где родился и живешь и в конечном счете любовь к Отечеству
Публикации по теме:

Формирование представления об окружающей среде, влияющей на здоровье человека Бродят в траве золотые букашки Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь на венчик ромашки, Словно цветной самолет стрекоза. Вот темно- красная.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Педагогика естественного развития (из опыта работы) ДОКЛАД (в сокращении) на «Лесенку успеха» Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «» Подготовила воспитатель: Леонова.

Формирование основ народной культуры, воспитание любви к родному краюФормирование основ народной культуры, воспитание любви к родному краю последние годы 21 века Россия теряет свое лицо, свои традиции, свою самобытность. Будто заполонило нас все западное, заокеанское, чужеземное.

Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе. Из опыта работы. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории:.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ • Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства. Формировать.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (из опыта работы) СОДЕРЖАНИЕ: 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка--- 3 с. 2. Содержательный раздел 2.1 Цели.

Викторина на тему: «Что ты знаешь об окружающей среде» Викторина: «Все интересно, что неизвестно». Цель: активизировать имеющиеся у педагогов знания; развивать познавательный.

Воспитание у дошкольников гуманного отношения к окружающей среде Статья посвящена актуальной проблеме воспитания гуманного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: гуманное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры»
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 21:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД