Папки-передвижки

Опыт работы по экологии

Лариса Емикова
Опыт работы по экологии

«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий»

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

С. Смирнов.

Публикация «Опыт работы по экологии» размещена в разделах

В представлении великого чешского педагога Я. А. Каменского природа – это единство макро – и микромира. Человек, этот своеобразный микромир, должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребенка необходимо через обогащение его опыта полными, верными, яркими образами природы.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, миру, к себе и окружающим людям. От нас, взрослых, зависит какими будут наши дети. Естественно, что все мы хотим, чтобы наши дети любили природу, понимали её и берегли.

Работая в детском саду, я столкнулась с проблемами, которые связаны со следующими обстоятельствами :

1. Повышение заболеваемости детей, увеличение числа воспитанников, относящихся ко второй группе здоровья.

2. Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых.

3. Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Для решения этих проблем направила свою работу на всестороннее развитие ребенка в процессе его экологического воспитания. Поставила перед собой главную цель : сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребенка. Для её достижения определила следующие задачи :

1. Создание условий для экологического образования дошкольников.

2. Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

3. Повышение экологического сознания педагогов и родителей.

4. Развитие познавательной активности.

Оформила экологическую комнату, которая дает детям общение с природой, положительно влияет, делает их мягче, будет в них лучшие чувства. Обитатели нашей комнаты достаточно разнообразны (комнатные растения, попугаи, рыбки, хомячки) и интересны для наблюдения, а также неприхотливы, чтобы труд по уходу за ними был доступен нашим детям.

Экологическая комната привлекает детей красочно оформленными зонами : «Степь», «Пустыня», «Тайга», «Горы», «Тундра», «Арктика», «Море». Имеются карты : Ставропольского края, Арзгирского района, экологическая карта мира, глобус. Оформила папки : «Животные», «Растения», «Рыбы», «Грибы», «Насекомые», «Птицы», «Живая и неживая природа», «Лекарственные растения», «Красная книга», альбом «Берегите животных», «Правила поведения в природе».

Имеются дневники наблюдения за ростом растений, считалки, стихи, загадки о природе. На участке детского сада создала специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметила экологическую тропу, выделила уголок «помощи живому», «Айболит», уголок «Зеленой аптеки» .

Детство – это уникальный период, когда происходит становление личности и формирования здоровья. В своей работе я использую некоторые нестандартные методы оздоровления своих воспитанников на занятиях и в свободное время.

Здоровьесберегающие принципы, реализуемые мною, позволили определить некоторые условия, при которых здоровье детей эффективно укрепляется в ходе образовательного процесса.

Каждое утро провожу этические минутки с целью создания эмоционального комфорта на целый день,ощущения доброжелательности по отношению к каждому ребенку. Дети с удовольствием принимают участие в этических минутках – минутках доброго общения, где черпаются азы доброты, умение говорить комплименты, высказывать пожелания.

Используя оздоровительные технологии по методу В. Ф. Базарного : - профилактика зрительного утомления у детей : физминутки для глаз с применением схем и разного рода траекторий в режиме зрительных горизонтов, переключая ближнее зрение на дальнее. Такие упражнения провожу на десятой минуте занятия.

Одна из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Экологическое полотно по методике В. Ф. Базарного, производит на детей впечатление пространства. На фоне экологического полотна, которые я меняю по временам года, проводим с детьми беседы о временах года, составляем рассказы. Переключение зрения с ближнего на дальнее происходит при помощи указки.

Считаю, что одним из самых эффективных методов активизации детей – периодическая смена поз. Все занятия провожу со сменой динамических поз : стоя, сидя на стульях, на скамейках или паласе, за столами. Все экологические занятия стараюсь проводить на воздухе в любое время года.

Большое внимание уделяю играм с участием рук и пальцев : «Мы делили апельсин», «По грибы», «Строим дом» и другие. Пальчиковый игратренинг способствует нормальному развитию внутренних органов и интеллекта. Для развития мелкой моторики рук организовала занятия «Ручная умелость», где дети учатся нанизывать бусы, делают различные поделки из природного материала. С помощью родителей изготовлены индивидуальные коврики для массажа стоп, способствующие развитию у детей физической выносливости.

Я глубоко убеждена, что прививать любовь к природе детям надо с самого раннего возраста. Малыш смотрит в мир широко открытыми глазами и замечают все : крохотного паучка в траве, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир : они стараются все потрогать руками, сорвать, поймать, понюхать, рассмотреть, если возможно попробовать на вкус. Меня увлекла эта непосредственная картина общения ребенка с природой, но как научить ребенка : не рви, не топчи, не ломай, ведь ребенок на запрет отвечает наоборот, его все интересует.

Важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постоянно привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Земля, вода, небо, поля и леса, гроза, шум ветра, краски золотой осени, пробуждение природы весной все это эмоционально воздействует на ребенка, побуждает его высказаться. Но дошкольники сами не умеют много подмечать в природе. Наша задача – вызвать у них интерес к природе, дать им правильное представление о природных явлениях. Природа своим разнообразием привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Но важно научить ребенка не только любоваться увиденным, но и наблюдать явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства. В успешном решении этих задач значительная роль отводится педагогу. Понаблюдав за детьми своей группы, отметила уровень знаний по данной теме. Я пришла к выводу, что строить свою работу нужно на основе непосредственного общения детей с природой, считая необходимым вводить детей в окружающий мир так, чтобы каждый шаг ребенка был «путешествие к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос мудрым мыслителем и исследователем.

Изучив программу «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, эта программа помогла мне расширить представления о природе, воспитать у них гуманное отношение к животному, побудить эстетическое переживание, связанное с природой, решить задачи развития речи овладеть соответствующими практическими и познавательными умениями, научить отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, и знания о потребностях животных и растений стали основой ухода за ними. Именно программа «Детство» дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка. Хорошим подспорьем в воспитании у детей доброты, духовности и познавательного интереса является методическое пособие «Мир природы и ребенок» под редакцией Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой, раскрывается методика процесса познания.

Очень много интересного для своей работы с детьми по данной теме я нахожу в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в ДОУ». Занятия по экологии, рекомендуемые журналами, доступны восприятию детей, в них присутствует элемент игры, они базируются на формировании ярких художественных образов природы.

Часто руководствуясь методическими рекомендациями С. Н. Николаевой, которые публикуются на страницах журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в ДОУ», а также пособием С. Н. Николаевой «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Я познакомилась с литературой :

Л. П. Плешаков «Мир вокруг нас» ; Л. П. Плешаков «Природа» ; Л. П. Молодова «Экологические занятия с детьми» ; С. Г. Шевченко «Природа и мы» .

Систематизировав свою работу на основе вышеуказанных пособий, я постепенно формирую у своих воспитанников чувство красоты природы, её разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности, воспитываю добрые чувства через природу.

Разработала перспективный план по экологии, где я выделила важные условия работы :

1. Поэтапное знакомство с наблюдаемым объектом.

2. Система наблюдения по сезонам, введение фенологических наблюдений.

3. Охрана и непосредственная работа в природе.

4. Организация минут общения с природой лирического характера.

Знакомила детей с трудом людей по временам года. Разработала план работы по охране природы садового участка в ДОУ.

В результате ежедневного общения с природой расширяется и углубляется представление ребенка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои мысли и впечатления об увиденном. А это так важно для детей, ведь они одновременно познают мир прекрасного и учатся говорить.

Многочисленные экскурсии в природу : в парк, на поляну, к водоему, на луг, способствовали правильному воспитанию явлений природы, дают возможность детям увидеть изменения в природе, почувствовать красоту пейзажа в любую погоду, в любое время года.

А сколько было наблюдений, ведь они оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка, постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями. В процессе наблюдения у детей включены все анализаторы :

1. Зрительный – ребенок видит вокруг себя.

2. Слуховой – слышит шум ветра, плеск воды, стук капель, шелест листвы.

3. Осязание – это вторые глаза ребенка, ощупывая предмет, ребенок чувствует шероховатость коры, чешуйки шишек.

4. Запахи – море запахов волнует воображение ребенка : запах молодых листочков, тополиных почек, запах весны …

Наблюдения стараюсь проводить интересные. Учу малышей слушать, как со всех сторон доносятся стрекотания незаметных в траве кобылок и кузнечиков, как жужжит пчела, чирикает воробей, как порхает бабочка. Встречи с природой мне помогали формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Я начинаю с раннего возраста внушать детям, что любить природу – значит творить добро, формировать умение правильно вести себя в природе : не загрязнять, бережно относиться и заставляю задуматься каждого ребенка над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче. Ведь земля – наш дом! Предлагала детям проблемные ситуации : «Что каждый из нас может сделать, чтобы защитить природу», «Что будет, если не будет леса» и т. д.

Также провожу наблюдения в уголке природы, воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений. Наблюдая за растениями, мои ребята учатся распознавать совершенно иную, чем человеческую, форму жизни, начинают видеть в ростке особое живое существо, жизнь которого зависит от того, полили его или нет, много или мало и т. д. Во время знакомства с комнатными растениями я рассказала и показала детям, как надо правильно ухаживать за комнатными растениями. Провела занятия «Ознакомление с комнатными растениями», «Дежурство в уголке природы», «Уход за комнатными растениями и первая подкормка их» и другие. Обратила внимание детей на то,что стебли, листья у всех растений разные и уход за ними разный. Например, листья колеуса бархатистые, поэтому их протирают тряпочкой. Чтобы дети лучше запомнили растения, я предложила нарисовать любое комнатное растение из уголка природы. Большую помощь мне оказала книга «Мир природы и ребенок» под редакцией Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. Здесь и иллюстрации растений и показ способов ухода за ней. Организовала экскурсию в уголок природы в другую группу. Дети стали бережно относиться к растениям и выражали желание трудиться в уголке природы.

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе. С заботой и вниманием они ухаживали за растениями, которые мы посадили в своем «Огороде на окошке». За окном ещё трещали морозы, а у нас из семян овса, гороха, фасоли появились ростки. Так же ребята с огромным интересом наблюдали за луком. Мы не только за этим наблюдали, но ещё экспериментировали. Ставили лук на окошко, где был доступ света, ставили в темный ящик, а ещё ставили луковицу в пустой стакан без воды и наблюдали. Все, что видели дети, заносили в журнал наблюдений, делали выводы. Проводили различные опыты с водой, её волшебными превращениями, с почвой. Считаю, очень важным для себя научить детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, научить из понимать природные закономерности. Для совершенства исследовательской работы создала экологическую мини – лабораторию. В ней хранятся различные материалы и оборудование, создала условия для проведения опытов.

В своей работе использую нетрадиционные формы занятий с детьми : «КВН», «Заседание клуба «Почемучка», «Звездный час», «Поле чудес», «Любите землю – матушку», «Лес, богатство и краса, береги свои леса», «Путешествие в страну Акваторию» и другие.

Провела праздники : «Береги свою планету, ведь другой на свете нет», «День птиц», «Не поется птицам без небес».

Также планировала и проводила целевые прогулки в природу : «Золотая осень», «Красавица зима», «Волшебница весна». Провела беседу о зимующих и перелетных птицах. Готовясь к беседе с детьми о природе, я понимала, что беседа должна не утомлять детей. В ходе беседы использовала игровую, трудовую, художественную деятельность. Все наблюдения и беседы сопровождаю художественным словом, показом иллюстраций. Когда вокруг красиво, да ещё сказано поэтическим языком о наблюдаемом, я всегда убеждаюсь, что радость общения с природой делает жизнь детей эмоционально богатой. Знания, полученные на прогулках, закрепляю на занятиях. и ещё одним из средств закрепления знаний являются дидактические игры и речевые логические задачи. Особое место отвожу играм экологического содержания. Поэтому я изготовила и используя в работе следующие игры : «Угадай по описанию», «Когда это бывает», «Птички на кормушках» и другие. В предметных играх использовала кисти, семена, фрукты, овощи : «Чудесный мешочек», «Вершки – корешки», «Чьи детки на этой ветке», «Кто здесь лишний?» и т. д. Предложенные игры помогали детям уточнять представления о свойствах и качествах предметов, с которыми активно действуют. Настольно – печатные игры : «Собери букет», «Четыре времени года», «Что на грядке растет?», «Подбери листья» и т. д. Эти игры предоставили возможность систематизировать знания детей о растениях, явлениях живой и неживой природы, формировать умения по слову восстанавливать образ предметов.

Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры. Так, руководствуясь пособием С. Н. Николаевой «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» я старалась разнообразить знания по ознакомлению детей с природой. На занятия к нам приходил заботливый и внимательный доктор Айболит. Он часто приходил к нам на закаливание, поправлял осанку детей, следил, чтобы никто не забыл помыть руки перед едой. С героем Н. Носова, Незнайкой мы отправлялись на зеленый остров, в страну комнатных растений. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми» он получает, рассказывает, объясняет, а когда на занятии появляется сказочный персонаж, уж дети стоят «над ним». Такую форму я обычно использую на итоговых занятиях, на них дети уверенно высказываются, упражняются в применении своих знаний.

Дети очень увлекаются игрой «Путешествие в космос». Для этого подобрала много материалов о космосе, приобрела книгу Алексея Леонова «Выхожу в космос». Я познакомила ребят со значением скафандра – это особый космический костюм. Он защищает космонавтов, потому, что в космосе его поджидают опасности : там нет воздуха и нечем дышать, обжигают ослепительные лучи солнца, а в тени наоборот все замерзает. В скафандре человек дышит воздухом, заключенным в баллонах. По желанию можно менять температуру внутри скафандра. С помощью опыта с пушинкой дала понятие о невесомости, состояние при котором человек и окружающие его предметы теряют вес (становятся легче пушинки). Иллюминатор – круглое застекленное окно на самолете и космическом корабле.

Дети с интересом познакомились с видами электричества. Они знают, что электрический ток умеет бегать по проводам, этот вид электричества используется для освещения, обогрева наших домов и приводит в движение машины. Статистический ток покоится на одном месте, слышно, как потрескивает, когда снимаешь синтетическую одежду. Предложила детям дома перед сном снять вещи в темноте и рассказать о своих наблюдениях. Познакомила детей с материалами, которые пропускают электричество (проводники и изоляторы). Провела беседу о мерах безопасности. Таким образом, я углубляла представления детей об окружающей действительности.

Особое место в моей работе занимает отслеживание знаний и умений у детей по экологии. Оно направлено на решение целого ряда взаимосвязанных задач, в процессе отслеживания выявляю :

1. В какой степени ребенок освоил программу экологических знаний.

2. Как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями.

3. Какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений.

4. В какой степени у ребенка сформулированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное).

Для решения данных задач использую разнообразные методы отслеживания : беседую с детьми, составила вопросники, наблюдаю за детками, провожу с ними эксперименты, дидактические игры, использую модели и другие методы. Данные методы разработала соответственно с возрастными особенностями детей и с учетом программных задач.

Но для того, чтобы дети лучше освоили программу экологического образования в детском саду организован системный процесс. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков :

1. Специально организованное обучение.

2. Совместная деятельность воспитателя и детей.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Поэтому для осуществления экологической направленности мной создана прекрасная развивающая среда. Она организована в моей группе, где имеется уголок природы, мини лаборатория, мини музей «Моя малая Родина». Таким образом, организуя деятельность, инициативность. Об этом подтверждают мои данные результатов отслеживания.

Дети усвоили и показали хорошие результаты по следующим критериям : развитие ответственного, бережного отношения к окружающей природе ; развитие творческой самостоятельной деятельности ; формирование элементарных представлений о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни. Их уровень повысился на 16,6% - 23,3%. Общий балл за период пребывания детей в детском саду – 2,5 %, а это 83,5 % .

Отслеживание знаний и умений у детей по элементарным естественно – научным представлениям на начало пребывания детей в ДОУ (2014 – 2015 гг.) – 2,4 балла, что составило – 80 %, а на конец дошкольного периода в ДОУ (2016 – 2017 гг.) - 2,8 балла, что составляет 93 %.

Дети усвоили и показали хорошие результаты по следующим критериям: знакомство с различными видами ландшафта, с природно – климатическими зонами и условиями жизни на Земле ; развитие элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях. Их уровень повысился на 16,6 % - 23,3%. Общий балл за период пребывания детей в детском саду – 2,8 балла, что составило 93 %.

Учитывая данные отслеживания, наметила дальнейшую работу ; больше уделять внимание знакомству детей с проблемой загрязнения окружающей среды ; развивать представление о природных богатствах недр Земли.

Хочу отметить, что наши дети растут добрыми, чуткими, любящими. Они с уважением относятся к окружающему миру, понимают красоту родной природы, а это и есть основа продуктивного и творческого труда педагога.

Работая с детьми, я воспитала у детей любовь к природе, расширила их знания об охране природы. Дети научились верно оценивать свои поступки окружающих. Сформировались представления о физических свойствах окружающего мира в соответствии с их возможностями. Познакомила с различными видами ландшафта, с природными богатствами недр, с земным шаром, с атмосферой, материками, морями, океанами. Развила элементарные представления о солнечной системе, о космических явлениях (звездное небо, луна, солнце, затмение) .

И все – таки не книги, не радио, не телевидение, а сама природа во всей её простоте и сложности является главным наставником ребенка в его воспитании. Прав был американский поэт Уолт Уитмен, который писал : «Теперь я постиг, как создать самых лучших людей : пусть вырастают на вольном ветру, спят и едят вместе с землёю».

Если родители сами любят природу, то их дети рано начинают обнаруживать способность тонко её наблюдать можем решить нашу главную задачу – воспитать человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями использовала традиционные формы, родительские собрания, консультации, беседы, нетрадиционные – деловую игру, круглый стол, «Устами младенца» и др.

Меня, как педагога радует, что помогла понять родителям важность природоохранной работы, задуматься над тем, как закрепить знания детей, полученные в детском саду, любить и беречь природу. Совместно с родителями провела праздник «Праздник урожая» ; субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада ; выставки художественного творчества детей и родителей «Закружилась осень золотая», «Зимняя сказка».

Меня, как педагога очень радует, то что мои дети знают, что такое экология, что она изучает, чем занимается. Моих детей лично интересует данная проблема. Я ощущаю по детям, что я на занятиях и в свободное время много внимания уделяю экологическому воспитанию. Дети много рассказывают, просят родителей завести дома какое – нибудь животное, обращают внимание на окружающую природу, просят вывести их в парк, в лес, просят почитать о природе. Дети очень любят животных и птиц, после разнообразных консультаций и рекомендаций их родителям, многие родители завели дома различных животных и птиц. Родители поддерживают проводимую мною работу в детском саду по экологии : беседуют с детьми о природе, оборудовании в семье уголок природы, приобрели животных, подкармливали птиц зимой, выбираются чаще с детьми на природу, проводят с детьми наблюдения за природными объектами, сажают деревья, цветы, охраняют природу. Я довольна моей работой по данному вопросу, я не буду прекращать эту работу, а буду проводить её дальше и также успешно, как и сейчас.

И очень хочется верить, что систематическая, целенаправленная работа по этой тематике, проведенной с детьми, не пропадет даром.

Я убеждена, что ребята вместе со мной учатся любить и охранять природу, но ещё нужно много работать, постоянно давая знания и закрепляя их. Поэтому я не останавливаюсь на достигнутом, буду в поиске нового, интересного.

Я верю, что навыки, знания и умения детей полученные от общения с природой и есть те зерна, брошенные в благородную почву, которые дают отношения ко всему живому, земле.

Пусть вольно летают птицы, прыгают насекомые. Пусть радуют не сорванные цветы и травы. И пусть этот зеленый и голубой мир останется таким же ярким, каким мы получили его в наследство.

Публикации по теме:

«Круглый стол» как одна из форм работы с родителями в ДОУ (опыт работы) "Круглый стол" - как одна из форм работы с родителями в ДОУ (опыт работы) Ведущим направлением работы педагогического коллектива детского.

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада» Обобщение опыта работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада»..

Опыт работыОпыт работы Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни путем эффективного применения нестандартного оборудования» Актуальность.

Опыт работы оригамиОпыт работы оригами В детском саду «Светлячок», я работаю уже 49 лет. В данный момент работаю с самыми маленькими детьми в группе «Кроха». Работу свою люблю,.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Опыт работы «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологии» I.Пояснительная записка Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля и речки. Это.

Опыт работы «Вместе с родителями» На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». Родители являются первыми.

Опыт работы воспитателяОпыт работы воспитателя Опыт работы тема: Активные формы работы по познавательно-речевому направлению в развитии детей дошкольного возраста. “Учите ребёнка каким-нибудь.

Опыт работы воспитателя На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества. В документах, определяющих развитие системы.

«Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников» (опыт работы) Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация на тему «Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по экологии
Опубликовано: 4 сентября 2017 в 19:23
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД