Лучший педагог года

Опыт работы по экологическому развитию дошкольников

Товпеко
Опыт работы по экологическому развитию дошкольников

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Введение

Публикация «Опыт работы по экологическому развитию дошкольников» размещена в разделах

Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

Вышеперечисленные условия позволяют говорить о сложившихся необходимых и достаточных причинах разработки проекта по экологическому воспитанию дошкольников через дополнительное образование условиях конкретного ДОУ, её актуальности и педагогической целесообразности.

Актуальность организации кружка состоит в:

- Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

- Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

- Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно, сначала с близкими и доступными пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления о ней.

- Первые восприятия важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольника возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым.

Я выбрала эту тему, потому что у детей складывается начальное ощущение мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Значит, уже в этот период формируется познавательный интерес в рамках экологического мышления, сознания и экологической культуры. Но происходит это при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы.

Экологическая проблема

Почему я выбрала данную проблему. Я очень люблю природу и все, что с нею связано.

Экология - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение

Новизна проекта «Мир вокруг нас» в том, что понятие экологического воспитание рассматривается через призму народных традиций, проведение опытов, экспериментов, создание проблемных ситуаций, метод моделирование, мнемотехники.

А также через:

Работу о развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей и с учетом:

- совместной деятельности и деятельность в режимных моментах;

- интегрированное образование

- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

- метод проектирования

Все это способствует стимулированию познавательной активности.

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию экологических знаний. В данной программе представлено инновационное содержание и современные психолого едагогические технологии обучения детей, базирующихся на личностно – ориентированном подходе к ребенку и его близким.

Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения,

В процессе организации кружковой работы предполагалось решение следующих задач:

- Закреплять и расширять знания детей о растениях и животных родного края, их красоте и пользе;

Расширять представление о насекомых

Воспитывать стремление к познаниюприроды

Формировать представление о простейших взаимосвязях в природе.

Предполагаемый результат:

- Проявляет интерес к растениям и животным, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе

Участвует в беседах во время рассматривания предметов, наблюдений за растениями.

- Проявляет бережное отношение к природе.

- Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.

- Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.

Проект кружка включает занимательный материал о растениях и животных, проблемно-поисковую деятельность; формирует практические природоохранительные умения ; развивает познавательный интерес к природе, учит видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.

Проект рассчитана для детей среднего дошкольного возраста.

ОД кружка проводятся во второй половине дня в форме занятия по 20 минут, один раз в неделю.

Для более комплексного исследования проблемы по экологическому воспитанию дошкольников, работа проходила по следующим этапам.

1 этап – подготовительный - Подбор методической литературы по теме;

Подбор материала, дидактических, подвижных игр.

2 этап – практический - НОД, наблюдения, опытно – экспериментальная деятельность, художественное творчество, рассматривание, трудовая деятельность

3 этап – заключительный - Изготовление альбомов, мнемотаблиц, моделей, презентаций

Физкультурно-экологические праздники, развлечения, фотовыставки.

Система кружковой работы отражает современное понимание процесса воспитания и обучения. В данный перирод закладываются основы для личностного становления ребенка, развитие его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации. Поэтому работая по данной проблеме мы разработали комплексно – тематическое планирование на 1 год.

Опираясь на методики по экологическому воспитанию и в связи с работой по ФГТ, возникла необходимость использовать путь интеграции, прежде всего, это интегрированная образовательная деятельность, глее в рамках одной темы решаются разные задачи развития, и строятся на разных видах деятельности.

Усовершенствовали организацию предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию.

Организовали работу с родителями, привлекали их к изготовлению пособий, атрибутов, участие в конкурсах.

2 раза в год проводится мониторинг детского развития по экологическому воспитанию.

Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды.

Среда которая окружает детей в детском саду была создана по двум направлениям:

- внутренняя природная зона (уголок природы, огород на окне)

- внешняя природная среда (огород, сад на участке детского сада, экологическая тропа, экскурсии в природу).

Содержание проектного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, конкретность изложения материала. При разработке программы мы опирались на программу «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также на ряд парциальных программ и методических разработок :

- С. Н. Николаева

Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду.

- О. В. Дыбиной, н. П. Рахманова, В. В. Щетина «Неизведанное рядом», О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ».

Учебный план разработан на год. Од проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня.

Од носит интегрированный характер во взаимодействии с ОО «Социализация», Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». «Музыка». Однако при планировании таких видов деятельности мы учитывали комплексно – тематический принцип. Состоит из 8 блоков.

«Зеленый дом»

«Лес – многоэтажный дом»

«Вода в природе и жизни человека»

«Живая и неживая природа»

«Экология родного края»

«Таинство лесного царства»

«Загадочные явления природы»

«Земля наша кормилица»

Основные направления в работе – это

Что предполагает, ИОС, экскурсии, наблюдения, опытно – экспериментальная деятельность.

Содержание общения родителей с детьми:

- Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально – чувственному опыту ребёнка.

- Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем чётче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.

- Учёт жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе.

- Объяснение сущности природы, её явлений и механизмов.

- Осуществление процессов приобщения к природе: в домашне-бытовых условиях, общественно- трудовой деятельности в рамках семьи.

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы стараемся строить ОД таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель ОД мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности.

Для этого мы разнообразили структуру и методы проведения ОД, способствующих развитию логического мышления и активности детей. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают нетрадиционные занятия - урок-путешествие, занятие-сказка, викторина, игра, и т. д.

Широко используем:

- блицопрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы);

- проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание») ;

- практическую работу и поисковую деятельность;

- игровые приемы.

Большое значение в экологическом развитии придаем экскурсиям. На экскурсиях знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии мы уделяем организации деятельности детей: Приучаем детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы.

Публикации по теме:

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольниковОпыт работы по экологическому воспитанию дошкольников 1. История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении «Современная экология – это наука о том, как передать.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Опыт работы по экологическому воспитанию Человечество, учитывая печальные ошибки прошлого, твердо осознало, что потеря каждого биологического вида дикой природы наносит ущерб экологическим.

Опыт работы «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, я, Казакова Анна Викторовна, представляю вашему вниманию инновационный педагогический опыт работы на тему: «Развитие.

Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности. Поделилась воспитатель.

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию Автор: Возмищева Татьяна Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории.

Педагогический опыт работы ДОУ по экологическому воспитанию детейПедагогический опыт работы ДОУ по экологическому воспитанию детей Вашему вниманию представляется педагогический опыт работы по познавательному развитию, формированию экологической культуры детей раннего.

Опыт работы по формированию и развитию патриотизма у дошкольников на основе регионального компонента ПОДВИГ ГЕРОЕВ – ЗЕМЛЯКОВ В СЕРДЦАХ ПОКОЛЕНИЙ. Захарченко И. Н. воспитатель МБДОУ №57 «Радуга» Гришина Г. Н. воспитатель МБДОУ №57 «Радуга».

Опыт работы «Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников»Опыт работы «Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников» К. Д. Ушинский:«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по экологическому развитию дошкольников
Опубликовано: 13 октября 2017 в 13:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД