Анна Дмитриевна Резникова
Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Воспитатель: Резникова Анна Дмитриевна.
МКДОУ Новоаннинский детский сад №5
Опыт работы : «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».
Публикация «Опыт работы „Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
Актуальность темы: с уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди, как работали и как отдыхали, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт. Я считаю своим долгом довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями, продолжением русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры, к фольклору, а также к декоративно-прикладному искусству. Фольклор отражает жизнь народа, его духовный мир, чувства наших предков. Декоративно-прикладное искусство несёт в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
Цель: развивать познавательный интерес к народному творчеству.
Задачи: - приобщить детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры; - знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством : русскими народными играми, плясовыми песнями, потешками, сказками; - воспитать любовь к своей Родине, к своему народу, к традициям русского народа.
Сущность моего опыта заключается в том, чтобы развить в душах детей любовь к родной природе, к родному дому, семье. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры с ранних лет – это и есть самый естественный от того и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к отечеству.
Новизна моего опыта работы заключается в использовании метода мнемотехники при разучивании подвижных игр, потешек, сказок.
Дошкольный возраст – это основа основ развития ребёнка. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я приобщаю их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Ведь в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии. А ещё русский фольклор особенным образом сочетает слово, музыкальный ритм, напевность.
В рамках реализации обозначенной цели я провожу досуги, праздники для детей «Масленица», изготавливаем совместно с родителями и детьми поделки к празднику «Пасха». Показываю с детьми театрализованные представления, инсценировку сказок: «Курочка Ряба, «Репка», «Колобок».
В ходе поддержки преемственности между детским садом и семьёй мною разработаны консультации для родителей о праздниках, обрядах на Руси по временам года. Лето: «Иван Купала», «Ильин день», «Медовый спас», «Яблочный спас», «Третий спас» (хлебный или ореховый); осень: «Покров день»; зима: «Рождество», «Святки (святочная неделя, «Крещение», «Масленица»; весна: «Вербное воскресенье», «Пасха», «Красная горка».
В своей работе с детьми я использую подвижные, хоровые игры: «У медведя во бору», «Зайчик и лиса», «Пузырь», «Мыши водят хоровод», «Воробушки и кот», «Хоровод», «Карусель», «Каравай» и т. д. Это любимая забава для детей. Легко устанавливается эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком. Это облегчает ребёнку понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям. Народные игры в дошкольном возрасте – особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками, впервой младшей группе я реализовала свой проект «Народная игрушка - русская матрёшка», вследствие, чего в группе был создан мини-музей русского творчества «Народная игрушка - русская матрёшка», в его создании принимали активное участие родители, дети и воспитатели.
Тема проекта: «Народная игрушка - русская матрёшка».
Актуальность проекта: важнейшей составной частью образовательной среды для ребёнка являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребёнком в процессе игры.
Основа проекта: применение декоративно-прикладного искусства в практике работы по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста, развитие познавательного интереса.
Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств, средствами декоративно-прикладного искусства, через ознакомление с народной игрушкой – матрёшкой.
Задачи проекта: - систематизировать знания детей о русской народной матрёшке; - способствовать развитию творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста; - приобщить детей к миру народной культуры.
Деятельность в рамках проекта. Мною были проведены мероприятия игры-занятия: познание тема: «Знакомство с матрёшками»; художественное творчество (рисование) тема: «Укрась сарафанчик матрёшке»; дидактическая игра «Собери матрёшку»; коммуникация (развитие речи) тема: «Чтение песенки-потешки «Как у нашей у матрёшки»»; музыкальное занятие тема: «Разучивание песенки «Мы матрёшки»»; игра «Хитрые матрёшки».
Анализ проведённой мной работы и наблюдений позволил сделать вывод о том, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, помогает решать задачи всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста. Игрушка русская матрёшка способна вызвать у ребёнка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей, способствует развитию творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста, а также приобщению детей к миру народной культуры.