Получи документы

Опыт работы проведения районных методических объединений по экологическому воспитанию

Наталья Евгеньевна Мироненко
Опыт работы проведения районных методических объединений по экологическому воспитанию

Опыт работы районного методического объединения по экологическому воспитанию дошкольников.

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала.

Чтоб росли как цветы, малыши

Публикация «Опыт работы проведения районных методических объединений по экологическому воспитанию» размещена в разделах

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991, «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, любить свою родину, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, окружающей среде, то можно будет надеяться, что эти ростки доброты, заложенные в раннем детстве, обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет иметь прочные знания и навыки экологической грамотности, сможет сохранить своё здоровье, будет крепким не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Актуальность.

Существенный поворот в сознании современного человека происходит в том случае, когда он понимает, что является частью природы. Необходимость охраны окружающей среды, интерес к правильному образу жизни, любовь к природе – причины, по которым необходимо уделять большее внимание экологическому воспитанию дошкольников. Большее значение на формирование экологического воспитания оказывает педагогическая компетентность педагогов в ДОУ, поэтому, я считаю проведение РМО по экологии необходимыми. В ходе методических объединений, идёт прежде всего обмен опыта, повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах экологии, охватываются инновационные методы работы с детьми и родителями, рассматриваются методические вопросы, которые нужно знать воспитателям и правильно применять в своей работе. Совместный разбор педагогических ситуаций по экологическому воспитанию дошкольников предупреждают и устраняют недостатки, а может быть и ошибки педагогов в проводимой работе.

ОБЪЕКТ исследования - процесс экологического образования

дошкольников в ДОУ района.

ПРЕДМЕТ исследования - формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Новизна опыта — в нахождении и использовании форм и методов, методик ; в обогащении жизненного опыта; в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности; в определении целей и результатов; в пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что если педагогом используются разнообразные методы и приёмы знакомства детей экологией и эта работа ведётся систематически и планомерно, созданные воспитателем оптимальные условия для физического, психического и познавательного развития ребёнка, системы мер, не допускающих превышения нагрузки на ребёнка при организации образовательного процесса, то дети осваивают быстро овладевают элементарными экологическими знаниями о природе. У дошкольников формируется правильное отношение не только к своему здоровью, но и воспитывается чувство ответственности за окружающую среду.

Желаемый результат: развитие интереса у педагогов к вопросам экологии в ДОУ, повышение педагогической компетентности по экологии, стимулирование творческой деятельности педагогических работников ДОУ, использование инновационных методов в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста; вовлечение родителей в процесс формирования у детей элементарных экологических представлений.

Для получения ожидаемых результатов на РМО по экологическому воспитанию создана система работы, состоящая из взаимосвязанных компонентов –

• Координация работы с педагогами и специалистами;

Экологическое просвещение родителей; взаимодействие с родителями;

Экологизация предметно-развивающей среды;

Экологизация различных видов деятельности;

• Специально организованные открытые занятия;

Проведение праздников и развлечений;

Проводимые викторины и конкурсы;

Проведение мастер – классов;

• Презентации творческих проектов;

• Инновационные методы в работе ;

• Обмен опыта по кружковой работе.

При проведении РМО учитываются :

1)интересующие вопросы педагогов района,

2) сезонность,

3)научность,

4) освещение опыта работы, творческих проектов,

5)использование инновационного опыта работы,

6) методически правильный и интегрированный подход к проводимым мероприятиям, учёт требований ФГОС.

7)использование интерактивных технологий

8) составление и обсуждение плана работы по экологическому воспитанию РМО

района.

8) региональный компонент.

Методы и приёмы.

Словесные – сообщения, выступления, доклады, консультации, круглые столы.

Наглядные – презентации, показ демонстрационного материала, ввидеоролики из опыта работы, организация выставок, показ опытов и экспериментов, смотры – конкурсы.

Игровые – деловые игры, проигрывание педагогических ситуаций, викторины, педагогические конкурсы.

Практические – мастер – классы, открытый показ занятий, праздников и развлечений, мониторинги, анкетирование, предоставление опыта работы.

При поведении мониторинга были обозначены проблемы, цели и задачи, обоснованна актуальность данных направлений работы, разработаны планы решения этих задач. Открытые просмотры; организации различных конкурсов, повышающих уровень активности, творчества и интереса педагогов к данному виду деятельности, всё это способствует повышению педагогической компетентности в вопросах экологии. Педагогами района ведётся проектная деятельность, воспитателями освещается проводимая работа в этом направлении на объеденениях. В ходе РМО проведены - деловые игры; викторины - «Мой край родной», «Что вы знаете о птицах?», смотры – конкурсы

«Уголок природы», «Огород на окне», «Развивающие игры по экологии», «Развивающая среда по экологии», «Работа с родителями», проведены мастер – классы по изготовлению поделок из природного материала. Организованы выставки литературы по экологическому воспитанию, дидактического материала, сделанного руками педагогов.

Считаю, в работе РМО обозначены проблемы, цели и задачи, обоснованна актуальность данного направления работы, разработаны планы решения этих задач. Открытые просмотры, где повышается мастерство педагогов детского сада, организации различных конкурсов, повышающих уровень активности, творчества и интереса педагогов к экологии, способствует положительным результатам в этом направлении. Разработаны и апробированы консультации педагогов : -«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»; «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста». Проведены деловые игры; викторины «Счастливый случай»», «Что, где, когда?», «Пернатые – наши друзья» ,смотры – конкурсы.

Охвачены опыты работы воспитателей района на темы :

- Экспериментальная деятельность в детском саду;

- Игра – как метод экологического воспитания детей.

Проведены праздники и развлечения: «Путешествие в лес»; «День прилёта птиц»; «День воды», драматизации сказок.

Вниманию педагогов были предоставлены открытые показы НОД –«Почему опадают листочки» воспитатель МАДОУ№20 В. В. Литвинова, «Ребёнок и окружающий мир» воспитатель МАДОУ№20 Л. П. Котова, : «Поможем речным жителям» педагог – психолог Л. М. Кочеткова, художественно – эстетическая область - рисование с натуры «Нарцисс» воспитатель МАДОУ№20 О. А. Яровая.

В ходе проводимых РМО освещались природоохранные акции проведённые в ДОУ района «Посади дерево», «Комнатный цветок – каждому в домок», «Чистый дворик», «Берегите воду», «Пластиковой бутылке вторую жизнь», «Покормите птиц зимой» и другие.

Педагогами ДОУ района предоставлены и разработаны методические рекомендации :

- наблюдения и экскурсии;

- экспериментальная деятельность;

- тематика продуктивной деятельности, касающаяся экологии;

Из опыта работы мы знаем, что большая часть родителей оказывается недостаточно грамотной в вопросах экологического образования, поэтому работа педагогических коллективов ДОУ района направлена на воспитание экологической культуры родителей. На методическом объединении не раз педагоги раскрывали методы и приёмы работы с родителями, а также - какие вопросы экологического воспитания обсуждаются на родительских собраниях. Разработаны педагогами района консультации для родителей по экологическому воспитанию дошкольников :

- Мои домашние любимцы;

- Это интересно! О комнатных растениях.

- Правила поведения в природе.

-Экология и здоровье детей и др.

Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей среды. При проведении РМО затрагивались темы построения развивающей среды, обсуждая, этот вопрос мы опирались на личностно-ориентированную модель воспитания, которая включает в себя в следующие принципы:

- активность, самостоятельность, творчество;

- комплектность и гибкое зонирование;

- индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;

- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

- учет возрастных особенностей детей.

Рассматривался и вопрос организации уголков природы в ДОУ. При их организации в ДОУ мы учитывали следующие моменты:

- подбор комнатных растений с учетом их биологических характеристик и возрастной группы детей;

-наличие безопасных растений уголка природы;

- оформление экологических паспортов растений и животных;

- выделение в уголке природы места для хранения оборудования по уходу за растениями, книг, иллюстраций о растениях и животных, а также календарей погоды, природы, дневников наблюдений, дидактических игр, коллекций, макетов по природным зонам в старших группах. Выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать один и тот же объект для различных целей. Ежегодно, среди воспитателей и детей, проводится конкурс «Огород на окне», «Лучший уголок природы». Обращалось внимание и на наличие в ДОУ района уголока экспериментирования, и его наполняемости- разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов : весы, магниты, воронки, компасы, камешки и т. д.

Также в нашей работе широко освещался метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач, которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления. Опыт работы был представлен воспитателем МБДОУ№6 Т. А. Хорунжая.

Много материала предоставлено педагогами ДОУ района за летний период. Лето – время действий, проб и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Летом дети активно растут физически и развиваются интеллектуально. Необходимо только помогать им. Педагоги стоят перед проблемой: как интересно, занимательно, с выдумкой организовать досуг детей, увлечь полезными, практическими занятиями, поэтому создавая свои творческие проекты воспитатели изучают методическую литературу, продумывают, планируют свою деятельность, сопоставляют и анализируют опыт работы коллег, работают над реализацией поставленных задач, а затем делятся проводимой работой на методическом объединении используя презентации.

Экологизация окружающей природной среды, способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования : познавательного, нравственно-ценностного, деятельного. Привлекая детей к тесному общению с природой, познанию мира, мы способствуем развитию у них таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти качества, заложенные в дошкольном возрасте, прочно войдут в их характер, станут его основой, помогут на протяжении всей дальнейшей жизни бережно относится к окружающему миру, а самое главное будут способствовать формированию нового человека, которому не чужды вопросы экологии, вопросы охраны и сохранения своей родной природы.

Таким образом, ознакомление детей с природой, закладывание у детей основных норм и правил поведения в природе, развитие у дошкольников интереса к темам экологии, анализирования своих действий в окружающем мире - во многом зависит от увлечённости педагога своим делом, творческого подхода, знания методики и дидактики в работе с детьми и родителями. Методическое объединение даёт возможность обсудить имеющие вопросы, разработать план своей деятельности по вопросам экологии в соответствии с учётом требований ФГОС, осветить свою творческую работу и поделиться опытом с коллегами, показать высокий уровень педагогической деятельности с которого нужно брать пример.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План работы методического объединения по экологическому воспитанию на 2015-2016 учебный год

№п/п Мероприятия Форма работы Сроки и место проведения Ответственный

1 Организационная работа Утверждение плана, пожелания, рекомендации по РМО 30.09.2015. г. Н. Е. Мироненко руководитель РМО по экологическому воспитанию

2 «Компонент экологического просвещения родителей». 1. «Компонент экологического просвещения родителей» (Сообщение руководитель РМО Н. Е. Мироненко)

2. Открытое занятие с детьми старшей группы. Педагог - психолог Л. М. Кочеткова

3. Мастер – класс «Поделка из природного материала»(Воспитатель МАДОУ№20 Л. В. Шемет)

4. Презентации, проекты развитие экологической просвещённости родителей. Все ДОУ.

21.01.2016г

МАДОУ№20 Н. Е. Мироненко руководитель РМО по экологическому воспитанию

3 Игра как средство экологической культуры детей дошкольного возраста.

1. «Что мы знаем о экологии(Презентация.)

2. Открытое занятие по теме «Ребёнок и окружающий мир» (Воспитатель МАДОУ№20 Л. П. Котова)

3. Сюжетно – ролевая игра экологической направленности.

22.04.2016г.

МАДОУ№20 Н. Е. Мироненко руководитель РМО по экологическому воспитанию

План работы методического объединения по экологическому воспитанию на 2016-2017 учебный год

№п/п Мероприятия Форма работы Сроки и место проведения Ответственный

1 Организационная работа Утверждение плана, пожелания, рекомендации по РМО 30.09.2015. г. Н. Е. Мироненко руководитель РМО по экологическому воспитанию

2 Тема: Тема: «Воспитание у детей интереса и бережного отношения к природе, особенности экологического воспитания дошкольников». 1. «Наблюдение- ведущий метод ознакомления с природой и экологического образования детей» (Сообщение руководитель РМО Н. Е. Мироненко)

2. Викторина для педагогов. (Воспитатель МБДОУ№4 С. Н. Пархоменко)

3. Мастер – класс «Опыты и эксперименты» (Воспитатель МАДОУ№6 М. Н. Тищенко.)

4. Презентации, проекты. Все ДОУ.

29.11.2016г

МАДОУ№20 Н. Е. Мироненко руководитель РМО по экологическому воспитанию

3 Тема: «Использование регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе по экологии»

1. «Кружковая работа с детьми по экологическому воспитанию.» (Обмен опыта. Воспитатель МБДОУ№ 6 М. Н. Тищенко, воспитатель

МАДОУ№20Н. Е. Мироненко)

2. Экологический праздник «День рождение земли» (Воспитатель МАДОУ№20 Н. Е. Мироненко)

3. Мастер – класс «Поделка из природного материала» (Воспитатель МАДОУ№20 Т. Н. Кряжимская)

4. Итоги работы РМО. Перспективы работы на 2016-2017 учебный год

21.04.2017г.

МАДОУ№20 Н. Е. Мироненко руководитель РМО по экологическому воспитанию

Публикации по теме:

Опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группеОпыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В детском саду и нашей группе создана необходимая.

Конспект проведения занятия по экологическому воспитанию в младшей группе «Лесные жители» Программное содержание Образовательные задачи: 1)Формировать у детей интерес к живой природе; 2)Познакомить с дикими животными, живущими.

Опыт проведения работы с родителями для повышения их компетенции в области дорожной безопасности Воспитание у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности возможно только при активном участии родителей. Формирование дисциплинированности,.

Опыт работы «Формы работы по экологическому воспитанию и образованию в ДОО с детьми подготовительной группы детского сада» ВВЕДЕНИЕ Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у детей экологического.

Опыт работы по экологическому воспитанию в детском саду «Экологическое воспитание, как средство развития детей дошкольного возраста» Главной целью экологического образования является формирование.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольниковОпыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Из опыта работы воспитателя МБДОУ "ЦРР - детского сада № 4." г. Уссурийска Хлыстуновой А. Н. Проблема взаимосвязи человека с природой имела.

Участие в работе методических объединений Выписка из протокола № 2 Методического объединения воспитателей от 13.12.16 г. Повестка дня: 3. Развивающее влияние мелкой моторики на.

Опыт работы по экологическому воспитанию В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Экологическое воспитание дошкольников Аннотация: экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для.

Опыт работы по экологическому воспитанию в ДОУ Экологическое воспитание в ДОУ В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы проведения районных методических объединений по экологическому воспитанию
Опубликовано: 27 января 2019 в 12:53
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД