Опыт работы «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста через различные виды деятельности»

Нина Шелковая
Опыт работы «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста через различные виды деятельности»

Актуальность темы:

В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи? Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры.Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т. д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка. Поэтому так необходимо уже с раннего возраста заниматься развитием руки детей через организацию разных видов деятельности.

Исходя из этого, я определила цель своей работы:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

В своей работея ставлю следующие задачи:

- создать предметно-развивающую среду,

- познакомить детей с нетрадиционными техниками творческой деятельности,

- обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей,

- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность,

- проводить просветительскую работу с родителями по этому направлению. Работая в детском саду, я прилагаю все усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являлись "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев. Делалось это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов, мячиков-ежиков.

Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др.

Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковые игры», «Комплексы упражнений с массажным мячом», «Физкультминутки».

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.Мною были изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам: «Теремок», «Заяц и лиса», «Колобок». Использование на занятиях стандартных видов развития мелкой моторики таких как пальчиковые упражнения,, работа с пазлами, переборкой семян, стало традиционно и вошло в систему. Мы решили опробовать со своими детьми, что-то новенькое и необычное. Решение было найдено - это синельная пушистая разноцветная проволочка, которая никого не оставит равнодушным. Сначала малыши делали колечки, сгибали уголки, скручивали 2 проволоки вместе. Когда пальчики приобрели нужные навыки, попробовали сделать простую плоскую геометрическую фигуру. Детям очень нравится наматывать проволоку на собственный пальчик или карандаш. А из сделанных спиралек получаются пальчиковые куклы. Для развития мелкой моторики, координации движений, глазомера подойдет игра «Ювелирная мастерская», «Подарим солнышку лучи», «Найди такой же»и другие. Также в свою работу я внедряла нетрадиционные техники изобразительной деятельности: пластилинографию,рисование пальчиками,аппликацию из салфеток,обрывную аппликацию. В совместной деятельности я использовала различныенетрадиционные техники рисования: пальчиками и ладошками. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения. Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Сюжеты и задания для детей данного возраста должны быть просты и легки(«Солнышко», «Снежинка», «Бусы на елку», «Ромашка»и т. д.) Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Аппликация из салфеток увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись также обрывная аппликация. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями. Большой интерес вызывало собирание пазлов, мозаики, игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь.

Мною были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики «Составь узор», «Волшебные прищепки», «Светофор», «Подбери по цвету».

Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности.

В своей работе я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях», «Ум на кончиках пальцев»,проведено родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей».Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.

Результаты: - кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, улучшились навыки самообслуживания; - меняется нажим при работе с карандашами; - повысилась творческая активность воспитанников; - улучшилось логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие. Все это свидетельствует о положительной динамике развития мелкой моторики рук. Благодаря информационно – просветительской работесреди родителей удалось: повысить компетентность родителей по данной проблеме, привлечь родителей к изготовлению оборудования и дидактического материала для группы, использование данных пособий и в домашних условиях, уделять больше внимание развитию мелкой моторики руки в семье, через продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликацию. Среда группы обогатилась различными элементами игр и пособий на развитие мелкой моторики, способствующими развития интегративных качеств дошкольников.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности Слайд 2. Введение Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука.

Аналитическая справка тематического контроля «Развитие навыков монологической речи через различные виды словесной работы» Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию навыков монологической.

Опыт работы «Развитие сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игр» Слайд 1 Доклад из опыта работы «Развитие сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры».

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности» Воспитатели наблюдая за детьми могут отметить, что многие дети в дошкольный период неправильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Задачи: • показать.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Цель. Повышение уровня профессиональной.

План самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Задачи: 1. Улучшить координацию и точность.

Проект: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через дидактические игры» Проект:«Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через дидактические игры» для детей второй младшей группы от 3 до 4 лет. Воспитатель:.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. Не обязательно быть специалистом в области.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности Моторика - совокупность двигательных реакций, умений,.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста через различные виды деятельности»
Опубликовано: 22 марта 2019 в 20:21
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной...
Цель: Учить детей передавать в рисунке, сказочный образ птицы, придумывать необычные детали, через подбор цветовой гаммы. Задачи: учить детей...
Экономический квест «Поможем Буратино» для воспитанников 5–6 лет
В рамках тематической недели «Мир экономики» в нашей группе прошло занятие в форме экономического квеста «Поможем Буратино». Предлагаю Вашему вниманию...