Лучший педагог года

Опыт работы «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности»

Давыдова Елизавета Григорьевна
Опыт работы «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА»

Г. ТЫНДА АМУРСКОЙ ОБЛОСТИ

Опыт работы

Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности

Воспитатель:

Давыдова Елизавета Григорьева

2018 год

Уважаемые коллеги!

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности“» размещена в разделах

Вашему вниманию предлагается выступление из опыта работы на тему «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности»

Ведь то, что дети услышат, они забудут.

То, что они увидят, они запомнят.

А то, что они сделают сами, они будут знать!

Конфуций

Для эффективного познания окружающего мира я использую такую форму работы, как опытно-исследовательская. В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами, стремясь узнать что-то новое. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, они стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде. Проведение опытов позволяет детям по новому взглянуть на привычные вещи, задуматься над неожиданными вопросами, открыть для себя много нового.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяет моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Методологической основой моего опыта являются взгляды известных педагогов: Ольги Витальевны Дыбиной «Ребенок в мире поиска», «Занимательные опыты и эксперименты дошкольника», теории взаимосвязи обучения и развития Льва Семёновича Выготского, теории игровой деятельности Марии Монтессори.

Методологические подходы реализации опыта работы :

Гуманистический

Деятельностный

Синергетический

Новизна опыта - современные тенденции в образовании (личностно-ориентированный подход) и реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном учреждении позволяют пересмотреть роль и значение развития способностей детей, в том числе познавательно-исследовательские.

Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель:

практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Исходя из цели, поставила задачи.

Развивать у детей предпосылки диалектического мышления, видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

расширять перспективы поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

Принципы:

Принцип индивидуального подхода, который предлагает учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка в отдельности;

Принцип доступности, последовательности и системности, предполагающий плавного перехода от простого к сложному;

Принцип сознательности и активности, говорящий о необходимости развития у ребёнка мотива заинтересованности занятиями и фиксации на успех;

Принцип наглядности обучения, предполагающий образование связи между конкретным и абстрактным мышлением.

Модель развития экспериментирования включала в себя несколько этапов:

На 1-м этапе изучила индивидуальные возможности детей, провела диагностику знаний о живой и неживой природе.

На 2-м и 3 этапах – создала предметно-развивающую среду и составила тематические планы.

Тема Самостоятельная деятельность Работа с родителями

«Путешествие солнечного зайчика» «Волшебные зеркала», «Хроматография на бумаге» Консультация «Физика дома», изготовление самодельного перископа

«Тайна магнита» «Полярное сияние» -

«Вес, притяжение» «Рекордный вес» Копилка статей «Это интересно»

«Электричество» «Танцующие хлопья», «Сортировка», «Магнит для конфетти». «Палочка и волосы», «Танцующая фольга» Презентация опыта по статистическому электричеству

«Звук и слух» «Поющий стакан», «Коробочка с секретом», «Спичечный телефон» -

«Движение, трение» «Могучее дыхание», «Всасывание воды», «Опыт с монеткой и воздушным шаром» -

«Вода, воздух» «Домашняя газированная вода», «Упорная воронка», «Странные звуки», «Подводная лодка из винограда», «Делаем облако», «куда делся запах» Выставка самодельных флюгеров, вертушек, воздушных змеев, парашютов.

«Тепло и температура» «Греет ли шуба», «Рукам своим не верю», «Яйцо в бутылке» -

4-й этап - основной, это вся работа с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована мини – лаборатория «Как? Зачем? Почему?», где представлены материалы для исследования.

Лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.

Здесь же находятся дневники наблюдений, схемы для проведения опытов, познавательная литература.

А помогает нам в увлекательной игре и способствует пробуждению интереса к экспериментированию сказочный герой – Знайка.

Реализацию поставленных задач осуществляю в непосредственно образовательной деятельности, во время лабораторных работ, наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов.

Диагностика по развитию исследовательских способностей проводилась с использованием специально разработанных тестов по методике Альбины Михайловны Щетининой.

Критерии 2015-2016г. 2016-2017г. 2017-2018г.

в с н в с н в с н

Умение слушать 12% 48% 40% 44% 44% 12% 80% 20% -

Умение видеть проблему 16% 56% 28% 36% 50% 14% 60% 40% -

Умение выдвигать гипотезу 14% 72% 14% 46% 46% 8% 57% 40% 3%

Умение отвечать на вопросы 12% 78% 10% 49% 45% 6% 52% 48% -

Умение осуществлять

поиск практического материала 14% 74% 12% 34% 56% 10% 59% 41% -

Умение обрабатывать материал (делать

выводы) 19% 69% 15% 28% 60% 12% 64% 36% -

Умение поделиться полученной информацией 12% 75% 13% 49% 45% 6% 68% 32% -

По результатам обследования 2015 – 2018 года дети разделились на несколько подгрупп по уровню развития.

Высокий уровень умения слушать, видеть проблему, выдвигать гипотезу вырос на 41%, за счет снижения среднего и низкого уровней.

На 43% повысился высокий уровень умения поделиться полученной информацией за счет снижения среднего и низкого уровней. Позитивная динамика прослеживается по всем критериям обследования.

В результате овладения исследовательскими навыками и умениями дети могут высказывать предположения об ожидаемом результате, определять цель эксперимента, условия ее достижения, анализировать существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенностей их взаимодействия.

Эксперименты подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные, а также они соответствуют возрасту.

• Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования.

• Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом.

• Сравнительные, позволяющие научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений.

• Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов.

По содержанию опыты делятся на три группы:

Живая природа Части растений, чем дышат, питаются, как развиваются, размножаются, каково их строение и значение.

Неживая природа. Цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка-воздух» «Удивительный магнит», «Свет и цвет», «Звук», «Земля», «Песок».

Мир материалов. Знакомство детей с металлами, некоторыми свойствами бумаги, ткани.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей провожу консультации, практические занятия, распространяю буклеты, памятки.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую родителям в домашних условиях проводить опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме того, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках.

От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.

В нашей группе проведение экспериментов рассматривается не как развлечение, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.

Опыт работы по внедрению детского экспериментирования обобщаю на педагогических советах и методических объединениях.

Экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Ведь, по словам американского философа Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Спасибо за внимание!

Литература

1. Венгер Л. А. программа «Одаренный ребенок» - М 1995

2. Дыбина О. В. Поддъяков, Н. Н. Рахманова, Н. П. Щепина В. В. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста – М 2005

3. О. В. Поддъяков, Н. Н. Рахманова, Н. П. Щепина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М 2001

4. Щепина В. В. Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика- М 2005.

5. Диагностика социального развития ребенка : Учебно-методическое пособие

Щетинина А. М.

СИНЕРГЕТИКА переводится как «энергия совместного действия», единый междисциплинарный подход к исследуемым предметам и объектам.

Слово гуманизм – от латинского “humanus” означает человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

деятельности ребенка в предметном мире, причем не просто индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности.

Новизна опыта - современные тенденции в образовании и реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном учреждении позволяют пересмотреть роль и значение развития способностей детей, в том числе познавательно-исследовательские.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской.

Инновационный педагогический опыт «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста» .

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Обмен опытом работы «Влияние опытно-экспериментальной деятельности на познавательное развитие дошкольников» Слайд Добрый день, уважаемые члены жюри! Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Влияние опытно-экспериментальной деятельности.

Опыт работы «Проектная деятельность как одно из средств развития познавательной активности детей» Не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. В развитии личности ребенка огромное значение,.

Консультация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное учреждение д/с № 12 «Солнышко» Камышловского района Свердловской области План по самообразованию на 2018.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7, Пермский край г. Кизел, 2015г. Доклад по самообразованию.

Развитие познавательной активности детей с помощью экспериментальной деятельности Дети рождаются с потребностью познания, которое происходит посредством органов чувств: чем больше они сформированы, тем активнее процесс.

Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных.

Опыт работы «Развитие познавательной активности воспитанников через использование занимательного математического материала» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 60» Друганова Татьяна Вячеславовна. Тема статьи : «Развитие познавательной активности воспитанников старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 18 января 2019 в 14:13
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД