Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие познавательных способностей посредством экспериментальной деятельности»

Инна Балаба
Опыт работы «Развитие познавательных способностей посредством экспериментальной деятельности»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Ромашка» г. Светлоград

Опыт работы

«Развитие познавательных способностей посредством исследовательской деятельности»

Подготовила:

Балаба Инна Владимировна-

воспитатель МКДОУ ДС №4

"Ромашка" г. Светлоград

Домашний адрес:

г. Светлоград,

ул. Бассейная, 43

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательных способностей посредством экспериментальной деятельности“» размещена в разделах

тел. 8-988-733-87-15

г. Светлоград, 2014г.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. С введением ФГОС усиливается культурологический, развивающий, личностный потенциал образования. В одном из пяти направлений развития и образования детей ФГОС предполагает: «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Мы видим, что на первом месте в освоении любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность. Но для организации любой деятельности с детьми необходимо, прежде всего, создать условия в групповом помещении и на игровом участке. Для этого обратимся снова к ФГОС: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой». И еще: «Вариативность среды предполагает наличие в ДОУ разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей». Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Технология экспериментальной деятельности принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, носит пробный характер. Выделяют два основных вида опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников :

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка.

Второй вид опытно-экспериментальной деятельности организуется взрослым, который обучает ребенка алгоритму действий, формирует у него исследовательские умения.

Использование в образовательном процессе с детьми опытно-экспериментальной деятельности предполагает работу по трем взаимосвязанным направлениям:

o Экспериментирование с объектами неживой природы ;

o Экспериментирование с объектами живой природы ;

o Экспериментирование с предметами рукотворного мира для изучения материалов, из которых они сделаны, их свойствами.

Экспериментирование используется по разным темам в соответствии с комплексно-тематическим планом реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если).

Организуя опытно-экспериментальную деятельность, я обучаю детей исследовательским умениям по технологии исследовательского обучения дошкольников А. И. Савенкова.

Цель технологии – развитие исследовательских способностей детей.

Задачи технологии:

Развитие познавательных потребностей и способностей дошкольников.

• Обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

• Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска.

• Формирование у дошкольников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Для того чтобы ребенок стремился к познанию окружающего мира, мы развиваем в процессе использования рекомендаций Александра Ильича Савенкова следующие умения и навыки, которые способствуют формированию познавательных мотивов у детей :

• умение видеть проблемы;

• умение выдвигать гипотезы;

• умение классифицировать.

Данные умения являются своего рода подготовительным этапом к овладению детьми навыками познавательно-исследовательской деятельности.

Экспериментирование имеет следующую структуру:

• создание проблемной ситуации (для привлечения внимания и интереса);

• целеполагание (что нужно сделать);

• выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается);

• проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии).

Кроме того я в своей работе опираюсь на различную методическую литературу: Бабина Н. В. «500 как и почему для детей.», Дыбина О. В.» Неизведанное рядом», Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование», Хабарова Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании.» и многое другое.

Из опыта работы :

В своей группе «Юнные исследователи» мы устроили «Лабораторию Фиксиков», которая помогает нам изучать мир, который нас окружает. В нашей лаборатории есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований, который помогали собирать дети. Родители поддерживают нашу инициативу и всячески помогают. Недавно они подарили в группу стол для экспериментирования.

Фиксики рассказали нам о своей лаборатории, правилах поведения в ней и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с Фиксиками мы с ребятами путешествовали по миру (побывали в лесу, в саду и в огороде, на хлебном поле, в Африке и на севере, исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес, готовили фруктовый сок и овощной салат, пекли печенье и делали солёное тесто. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы. Мы исследовали звуки, неживую природу, животных и птиц и даже свои имена.

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Публикации по теме:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности». Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Актуальность Развитие связной речи является.

Развитие познавательных способностей дошкольников в экспериментально-исследовательской деятельности 1сл. Мастер класс по теме самообразования «Развитие познавательных способностей дошкольников в экспериментально – исследовательской деятельности».

Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» МКДОУ д/с №10 «Солнышко» г. Приволжска Опыт работы на тему: «Развитие художественно- творческих способностей дошкольников в процессе.

Опыт работы «Развитие речи старших дошкольников посредством вовлечения в разнообразные виды деятельности» «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого он – засушенный.

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг». Информация из опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг в старшей.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности» Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность». «.

Опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Опыт работы. Тема: Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Игровые.

Педагогический опыт работы «Развитие коммуникативных качеств посредством театрально-игровой деятельности» БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Воспитателя МДОУ «Детский сад № 22» Щелоковой Тамары Николаевны ТЕМА: «Развитие.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Эссе. Развитие познавательных способностей посредством Монтессори-педагогики Развитие познавательных способностей посредством Монтессори-педагогики Человек, который посвятил всю свою жизнь развитию и становлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательных способностей посредством экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 11:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД