Развитие творческих способностей детей 3–5 лет через использование игровой технологии

Фарида Сафиева
Развитие творческих способностей детей 3–5 лет через использование игровой технологии

ОПЫТ РАБОТЫ

Развитие творческих способностей детей 3-5 лет

через использование игровой технологии «Бусоград» М. И. Родиной

Введение

В настоящее время ширится круг инновационных и альтернативных программ развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать возможность узнать что-то новое, интересное. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больше результатов можно достигнуть.

Проблема творческого развития дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности.

Цель: Создание условий, способствующих развитию творческой и познавательной активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Формировать и совершенствовать пространственные представления;

- Обогащать и активизировать словарь ребёнка;

- Развивать творческие способности, индивидуальные качества ребенка (умение работать в коллективе, быть самостоятельным в выборе решений, придумывать свои образы).

- Воспитывать интерес к окружающим предметам, желание использовать бусы в художественно-творческой деятельности.

Теоретическое обоснование проблемы творческого развития детей дошкольного возраста

1.1. Психолого - педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.

В научной литературе существуют различные подходы к определению творчества.

Психологический словарь трактует творчество как «практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)».

В педагогической энциклопедии творчество –это «высшая форма активности, и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)».

Психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. И. Леонтьев трактуют понятие «Творчество» как способность, вбирающая в себя, целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность. Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, открывающая новое в самом субъекте.

Творческий процесс невозможен без участия познавательных способностей индивида, его мотивационной и ценностной сфер.

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творческая деятельность».

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Сущность творческой деятельности заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определением, структурой, условиями и методами развития творческих способностей детей в различные возрастные периоды. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте.Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление.

Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений.Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию.

Творчество заключается в:

способности – возможности придумывать, изобретать что-то совершенно новое;

• позиции – способности принимать изменения и новшества, стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями;

• процессе – результатом которого является создание совершенно новых образов.

Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности.

Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника,среди которых:

• замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать;

• стремление познавать;

• применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;

• целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;

Основой всех перечисленных качеств являются воображение и мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.

Игровая технология «Бусоград», как одно из условий развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Игра - ведущий тип деятельности ребенка в дошкольном детстве. Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

Для решения воспитательных и образовательных задач, в своей работе я использовала игровую технологию М. И. Родиной «Бусоград», которая предлагает систему игр и творческих упражнений с бусами в работе с детьми 2–7 лет. Благодаря этим играм дети начинают быстро и выразительно говорить, не стесняются фантазировать, проявлять свою выдумку, учатся договариваться друг с другом.

Одна из сильных сторон данного пособия – это то, что в нем предлагается целая воспитательная система, направленная не только на формирование речевых, коммуникативных и других полезных навыков (что тоже очень важно,но и на воспитание и тонких качеств личности: внимание друг к другу, терпения, сочувствия, понимания, заботы и доброжелательности. Кроме того, пособие открывает для каждого творческие горизонты: можно придумать свои игры, оригинальные упражнения, изобразить при помощи бус фантастические картины, сочинить и показать удивительные истории.

Для того чтобы увести детей от стереотипного мышления необходимо разбудить фантазию, воображение ребёнка. В ходе использования такого дидактического материала, каждый ребенок может проявить свою выдумку и фантазию, будет захвачен удивительным процессом творения. Это расширяет представления ребёнка об окружающем мире, вызывает позитивные эмоции и дает ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. При этом остальные дети не только смотрят и слушают, но и являются активными участниками, выполняя предложенные задания, что хорошо поддерживает положительный эмоциональный настрой и творческую активность детей.

Реализация содержания игровой технологии «Бусоград» осуществляется как в непрерывной непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной, самостоятельной деятельности, и индивидуальной работе с детьми. В основу этих игр положены интерес, познание, творчество.

Основные принципы работы с данной технологией:

1. Принцип поэтапности. Это самый важный принцип. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения обучающимися заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит и к творческому мышлению.

4. Принцип доступности. Этот принцип требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала. Необходимо знать какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.

5. Принцип наглядности. Используется для создания необходимого психологического климата в группе, расширения представления об окружающем мире. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание глубже и вернее. Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа, существенным образом влияет на правильность суждений, качество выполнения изображения.

Методы работы:

Используя в работе методическое пособие М. И. Родиной «Бусоград», необходимо принимать во внимание личность ребенка и уважать его свободу выбора.

Объяснительно-иллюстративный метод. Для объяснения нового материала, задания, беседы, педагог применяет различные иллюстрации, наглядный материал, музыкальные произведения и т. д.

Таким образом, игровая технология «Бусоград» направлена на организацию обучения, которая позволяет развивать творческиеспособности ребёнка – дошкольника, обеспечивает развитие речевых, коммуникативных навыков,формирует личностные качества: внимание, терпение, фантазию.

Поэтапная структура игровой технологии «Бусоград»

I этап Подготовительный

Работу начинаем с знакомства с бусами. Обследуем, рассказываем и цвете, определяем форму бусин, размер бус. Сравниваем свои бусы с бусами друга (длина, цвет, форма, материал).

Игры-упражнения: «Шкатулочка», «Маятник», «Волшебная дорожка», «Маленькая горка», «Большая гора», «Испеки тортик», «Моя бусоклякса»

Предлагаем детям: поднять двумя пальчиками бусы вверх, опустить обратно в ладошку; положить бусы в ладошки, потрясти их, послушать, как звенят; дорожка – растяни бусы двумя пальчиками; улитка – положи ладошку сверху на бусы и закрути; брось бусы на стол, пол, посмотри, какой получился узор, клякса.

IIэтап Конструктивный:

Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами, речевыми упражнениями.

Игры-упражнения: «Улитка», «Кочка», «Тарелка», «Лодочка», «Картинная галерея: квадрат, овал, треугольник», «Тучка», «Облачко», «Снежинка», «Ёлочка», «Домик».

Начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними. Частично добавляем дополнительный материал к бусам (лента, помпон) и т д.

III этап Творческий

Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, придумывание мини сказок и рассказов по составленным картинкам.

Приложение 1

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию бусами

во второй младшей группе

Тема: «Волшебные бусы»

Цель: формирование умений рисовать бусами (по образцу, по показу, по своему замыслу)

Образовательные:

- познакомить с бусами, помочь определять цвет, форму, размер.

- показать способы рисования бусами предметы живой и неживой природы (елку, солнышко, дерево, облако, снежинки, снеговика, горку)

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику, любознательность, речевую активность, коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к окружающим предметам, желание использовать бусы в изобразительной деятельности

Оборудование: волшебный сундучок, бусы разные, силуэтные картинки.

Ход занятия

Воспитатель:

- Колокольчик зазвонил, всех в кружочек пригласил.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

собрались все в дружный круг.

У меня в руках волшебный сундучок. Интересно, что в нем лежит?

Чтобы узнать, предлагаю загадку отгадать.

Жемчужины чудесные

На ниточке висят,

На шею надеваются,

На солнышке блестят.

Дети: (бусы)

Воспитатель:

- Молодцы, догадались, бусы.

- Давайте их рассмотрим. Какие они красивые, разноцветные!

- Из чего собрали бусы? (из бусин)

- Маша, какого цвета у тебя бусины, а у тебя, Оля? (ответы детей)

- Какой формы бусинки? (ответы детей)

- Мы узнали, что бусы разные, отличаются цветом, формой. А чем же они ещё отличаются? (ответы детей)

- Размером, бусины большие и маленькие.

- Бусы круглые, большие, маленькие, твердые, длинные, короткие, цветные, блестящие и др).

- На что нанизаны бусины?

Дети: На ниточку, верёвочку, шнурок и т. д.

Воспитатель:

- Ребята, бусинки держаться на ниточке. Если ее не будет, то наши бусины раскатятся и потеряются. Бусы бывают разноцветные, разной формы, из разных материалов, надеты на нитку, они красивые.

- Для чего нужны бусы?

Дети:

- украшение для девочек, мам, бабушек, их можно носить на шее и руке как украшение.

Воспитатель:

- Посмотрите, что у меня получилось? (рисую солнышко)

У каждого из вас есть бусы, приложим бусы к кругу, что у нас получилось?

(Солнышко с лучиками, какое яркое, красивое, разноцветное).

Бусы в кучку соберем

И ладошками сгребем.

Пальчиками их поманим –

«ДОРОЖКУ» длинную растянем.

- Край прижми ладошкой.

Крутим мы ладонь – и нитка

Превращается в «улитку»

- ПТИЧКА. (указательным пальцем подвинуть середину бус).

- ВОЛНА. (указательными пальцами приподнять край бус)

Из бус можно нарисовать много красивых картинок. Что вы хотите нарисовать? (ответы детей)

Физминутка

Мы сначала будем хлопать

А затем мы будем топать.

А сейчас мы повернёмся,

И все вместе улыбнёмся.

Предлагаю вам пройти к столам, выбрать силуэт, и попробовать нарисовать понравившуюся картинку бусами, это надо очень осторожно делать, ведь бусы хрупкие, нитки тонкие и могут порваться!

Вместо красок разноцветных

в руки бусы мы возьмём.

Необычно и красиво

рисовать сейчас начнём.

Предложить детям под спокойную музыку положить бусы на силуэт, выложить из них рисунок.Это могут быть: цветок, грибок, кошка, машина, бабочка, птичка…

Воспитатель:

- Все ребята очень постарались! Полюбуемся необычными рисунками из бус. (Дети рассматривают). Что нарисовали? Мне очень понравились рисунки из бус, все разные, очень красивые, интересные! Сейчас сфотографируем, и готовые фотографии разместим в альбом!

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию бусами

в средней группе

Тема: «История золотой рыбки»

Цель: Формирование умений детей рисовать бусами, создание предпосылок к развитию творческого мышления.

Задачи:

- показать способы рисования бусами предметы живой и неживой природы (рыбки, водоросли, камни).

- развивать познавательную активность, внимание, мелкую моторику, воображение, коммуникативные навыки.

- воспитывать усидчивость, желание помочь герою ку.

Оборудование: аудиозапись, сундучок с бусами разной величины и цвета.

Ход занятия

Звучит музыка. Шум воды.

Воспитатель:

- Друзья мои, я расскажу вам одну историю про Золотую рыбку.

«В сказочной стране Бусоград живет прекрасная Золотая рыбка. Она плавает в воде, её красивые чешуйки блестят, словно монетки. Все обитатели Бусограда очень любят золотую рыбку, и радуются при встрече, она их тоже любит, но она всегда такая грустная, потому, что у неё нет подружек».

- Как помочь рыбке? (Ответы детей)

- Пригласить других рыбок, молодцы, какие вы догадливые! У меня есть схемы-подсказки, с помощью которых вы сможете нарисовать разных рыбок, и у нашей золотой рыбки будет много друзей!

Самостоятельная деятельность детей по созданию картин рыб из бус.

Воспитатель ведет детей к пруду (на полу настелена ткань синего цвета, где уже выложена из бус золотая рыбка).

Воспитатель: Посмотрите, вот она. Золотая рыбка! Какая красивая! Не грусти, рыбка, ребята тебе помогут!

- Выбирайте схемы-подсказки и вместе нарисуем Золотой рыбке подружек из бус.

Воспитатель предлагает заглянуть в сундучок с бусами. Дети подходят и выбирают.

Воспитель:

- Бусы, бусы покажитесь,

Красотою поделитесь.

Вложим бусы в ладоши, сделаем «лодочку».

А теперь подуем в «лодочку», чтобы волшебство началось.

- В руки бусы мы возьмем,

Рисовать сейчас начнем.

Звучит музыка. Воспитатель вместе с детьми рисуют рыбок.

- Вот подружки рыбки готовы. Давайте дадим им имена (ребята придумывают имена своим рыбкам). Давайте украсим и «водоем», где они обитают, на дне хорошо видны разноцветные камешки.

Дети выкладывают камешки из бус на пруду.

- В сказочной подводной стране есть растения. Кто знает, как они называются? (Водоросли.) Какого они цвета? (Зеленого, бордового.) Возьмем бусы и выложим на дно водоема водоросли из бус. Как красиво получилось!

- Сегодня мы помогли Золотой рыбке приобрести друзей и стать по-настоящему счастливой, мы с вами создавали сказку, а это самое прекрасное — быть добрым и помогать другим.

- Какое у вас настроение? (Ответы детей) Кому сегодня помогли? (Ответы детей) У меня сейчас тоже очень хорошее настроение.

- Чудеса на этом не заканчиваются. Бусы уложим в сундучок, они нам ещё пригодятся!

Приложение 2

Игры - упражнения с Феей Бусинкой

«Птичка»

Пальчик указательный

«Дорожку» оживит.

«Птичка» машет крыльями, по небу летит!

«Цветочек»

Выложим мы вновь «дорожку»,

Потянем в стороны немножко-

И вот мы сделаем кружочек,

А превратим его в «цветочек»!

«Парусник»

Бусы снова мы возьмём,

В две дорожки соберём.

Пальчики нам помогайте,

Строить лодку начинайте.

«Бабочка»

Бабочки-красавицы на лугу порхают,

Им цветочки нравятся, нектар их собирают.

Рисуем из двух ниток.

«Домик»

Вот две дорожки, квадратик потом,

Над ним треугольник – построили дом.

«Парусник»

Бусы снова мы возьмём,

В две дорожки соберём.

Пальчики нам помогайте,

Строить лодку начинайте.

Над лодкой пальчиком одним

Мы треугольник смастерим.

Парусник плывёт вперёд,

Радость детям он несёт.

«Кочка, горочка, гора»

Жила-была дорожка, ровная дорожка.

Пальчик, пальчик, помогай,

В серединочку вставай.

Ты вверх бусы потяни

И на горку посмотри.

Пальчик, пальчик, не скучай,

Горку выше поднимай!

Кочка, горочка, гора –

Вот так славная игра!

"Завитушки"

"Завитушки" завиваем,

Пальчиками помогаем.

Получается кружок

Молодчина,ты дружок.

"Дары осени"

Солнце, солнце веселей,

посвяти, ещё погрей.

Дождик, дождик, не мешай

Собирать нам урожай: Груши,яблоки в садах,

Помидоры на полях.

Свёклу, редьку и картошку.

И, конечно же, морковку.

Чтоб,когда придёт зима,

Были полны закрома.

Приложение 3

Развитие творческих способностей детей 3–5 лет через использование игровой технологии
Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей 3–5 лет через использование игровой технологии
Опубликовано: 31 октября 2020 в 17:29
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

27 ноября. День снежинки на МААМ

Очередной тематический день посвящен главному зимнему символу и обязательному атрибуту новогодних праздников. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать ребенку об этом природном явлении...

Фотоотчет «Осенний утренник в средней группе»
Детский осенний праздник – это море улыбок и веселья. Хоть и говорят, что осень – унылая пора, но дети, как никто другой, способны радоваться золотистым...
Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста «Браслет»
Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста "Браслет". Добрый день, уважаемые коллеги! Наступает прекрасный праздник "День Мамы" и...
Конспект занятия по физической культуре «История скакалки» для детей средней группы
Конспект по физической культуре "История скакалки" для детей средней группы МБДОУ детский сад "Березка" филиал детский сад "Солнечный Зайчик" Провела...