Опыт работы «Развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных техник и материалов по ИЗО»

Анжела Терещенко
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных техник и материалов по ИЗО»

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник и материалов в процессе изобразительной деятельности»

«Дети, конечно, не делаются художниками от

того, что в течение дошкольного детства им

удалось создать несколько действительно

художественных образов. Но в развитии их

личности это оставляет глубокий след, так

как они приобретают опыт настоящего

творчества, который в дальнейшем приложат

к любой области труда» Н. П. Сакулина

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей ребёнка. Путь человека в мир прекрасного начинается очень рано. С первых лет жизни ребенок бессознательно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется когда видит блестящие игрушки, красочные цветы. Все это вызывает у него чувство удовлетворения, заинтересованности. Слово «хорошо» рано входит в жизнь ребенка.

Не обладая в достаточной мере навыками устной речи, чтения и письма, маленькие дети предпочитают художественным способам самовыражения. Они выступают для них способом адаптации к окружающему, способом общения с ним. Именно поэтому развитие творческих способностей детей с помощью изобразительной деятельности - процесс естественный и высокоэффективный. Очень важно поддержать и поощрить ребенка в самом начале ее творческого пути и сказать первую формулу образования: «Ты все можешь!»

Первое поощрения требует продолжения. Ребенок подрастает, а вместе с ней «растут» ее опыт, необходимость познавать мир и самого себя. Как важно, чтобы ребенок меньше слышала слово «нет», которое гасит огонек познания. Запрет для ребенка - тормоза, которые останавливают энергию развития, познания и творчества. Воспитателям и родителям надо уметь дарить похвалу авансом, быть неравнодушными к любому проявлению творчества. «Таланты воспитываются поощрениями» (В. Оствальд) - это надо помнить.

Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, Я. Шибанова и др) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают испытывать творческую беспомощность, и становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.

Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Наблюдая за детьми, заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в изобразительной деятельности неплохой - они работают различными материалами, осваивают различные приемы и способы. Но главное, в работах детей – не было фантазии и творчества. Применяя диагностику, позволяющую определить уровень творческого воображения и мировосприятия детей, выявить уровень технических навыков и умений и строить в дальнейшем правильное взаимодействие с ребенком, пришла к выводу, что необходим научный подход для исследования творческих способностей детей, который поможет в дальнейшем выбирать технику и материалы для детей разного возраста, тематику, в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка.

Актуальность темы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность…».

С какого же возраста следует развивать творческие способности? Психологи называют различные сроки - от полутора до пяти лет. Я придерживаюсь гипотезы, что творческие способности необходимо развивать с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни ребёнка. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию.

Поэтому считаю необходимым начинать работу по развитию творческих способностей с детьми двухлетнего возраста.

Целью в своей работе взяла: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник и материалов, содействие реализации их творческого потенциала.

Перед собой поставил следующие задачи:

Изучить проблему детской изобразительной творчества в психолого-педагогической литературе;

Выявить особенности создания образа средствами традиционных техник и материалов детей дошкольного возраста;

Изучить нетрадиционные техники и материалы изобразительной деятельности, выявить их влияние на развитие творчества дошкольника.

Сделать подборку и апробацию занятий с использованием нетрадиционных техник и материалов на занятиях по изобразительной деятельности.

Создать развивающую среду в группах.

Многолетний опыт моей педагогической работы показывает, детям очень сложно изображать и создавать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные техники и способы изобразительной деятельности. Их использование не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Но рисовать, лепить, конструировать, делать аппликацию можно чем угодно и как угодно!

Выбор нетрадиционных техник и материалов в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанным, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Таким образом нетрадиционного изображения можно назвать "хэппенинг" (в переводе с английского - "случаться"). Данная методика обнаруживает одно из свойств - видение целого раньше частей. При этом неизвестно, какое изображение получится, но он сознательно успешный по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники и материалы расширяют изобразительные возможности детей, позволяет им в большей степени реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в положительной позиции «творца».

В своей работе с детьми использую разные техники (перечислить). Каждая из этих техник - это маленькая игра. Начинаю использовать нетрадиционные техники с младшей группы, дополняю и разноображу их в работе с детьми старшего дошкольного возраста и на мой взгляд мы с детьми достигаем невероятных результатов. Дети не просто лепят, рисуют с интересом и увлечением, они учатся придавать изделию, рисунку выразительность, с успехом осваивая все сенсорные эталоны (цвет, форму, размер, фактуру, развивают мелкую моторику пальцев рук.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Детская фантазия рождается в игре, и поэтому я соединяю нетрадиционную технику рисования с разнообразными игровыми приемами, которые вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др. Считаю, что рисование - это не только обучение, это, в первую очередь, игра. И в моих играх есть определенные правила: ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу, следовательно, у него должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира.

Кроме того, на занятиях использую психогимнастику, пальчиковые игры, игры на развитие воображения, элементы ТРИЗ, рассматривание произведений искусства, художественное слово. Образ рассматривается с разных сторон и разными мастерами искусства (поэтами, художниками, композиторами). В процессе работы звучит музыка.

В зависимости от темы использую различные формы организации детей на занятии. Все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Эта работа не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность в течение всего времени, отведенного на выполнение задания.

Вместе с использованием нетрадиционных техник решила попробовать использование нетрадиционных материалов. И заметила, чем они разнообразнее (материалы, тем интереснее с ними работать, у детей возникают новые идеи, связанные с их комбинациями, малыши начинают экспериментировать, творить. В процессе работы предоставляю возможность детям самостоятельно выбирать изобразительный материал, который находится в доступном для детей месте во время всего пребывания в детском саду.

Нетрадиционные техники и материалы использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

В группе создала условия для изобразительной деятельности детей: разнообразие изобразительных материалов (гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, восковые мелки, и др.). Бумага разного формата, формы, цвета; трафареты и печатки; репродукции картин; тематические подборки картинок; развивающие игры, изделия мастеров народных промыслов. Созданные разнообразные условия по изобразительной деятельности способствуют интенсивному развитию детского художественного творчества.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и способствует "удовлетворению притязаний на признание".

Постоянными в детском саду являются выставки детских рисунков, поделок. Периодически устраиваются выставки совместной работы родителей и детей, воспитателей и детей. Лучшие работы экспонируются на городских выставках.

В результате проведенного исследования, которое было направлено на выявление уровня технических навыков и умений детей и уровня развития художественно- творческих способностей, было выявлено, что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формирование таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление.

Результаты анализа детских рисунков свидетельствуют о наличии у дошкольников умения наблюдать, запоминать увиденное, передавать цвет, форму предметов различными приемами и способами изображения. На основе проделанной работы, я увидела, что у детей появился интерес к изобразительной деятельности. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить различные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, самостоятельно находят пути для его воплощения.

В течение несколько лет мною были преведены открытые занятия, семинары-практикумы, творческие мастерские для воспитателей детского сада и воспитателей района. В периодических изданиях (указать) из опыта работы были напечатаны семинары-практикумы и конспекты занятий. В последние годы выкладываю материалы из личного опыта в интернет ресурсы. Есть своя страничка на сайте (указать).

Далеко не каждый ребенок может стать в будущем профессиональным художником или скульптором, но каждый может научиться замечать вокруг себя красоту, реагировать на нее душевным порывом, продолжать ее в своей душе, мыслях, действиях и творениях.

И нужно помнить, что мы занимаемся с детьми творчеством не ради конечного результата, а ради процесса в котором происходит и воспитание, и раскрытие, и развитие, и познание.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации 3 слайд «Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования» Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей.

Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности (из опыта работы)Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности (из опыта работы) «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования» Консультация для родителей на тему:»Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования» Дошкольное.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей ребёнка посредством нетрадиционных техник рисования» Консультация для родителей "Развитие творческих способностей ребёнка через использование нетрадиционных техник рисования»" "Рисование развивает.

Опыт работы по теме самообразования «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его назначения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Новикова Екатерина.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности» Опыт работы Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

План работы с родителями «Развитие творческих способностей детей в процессе декоративной аппликации» Формы работы Содержание работы Сроки проведения Анкетирование и опросы Анкета для родителей «Условия для развития творческих способностей.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования» Автор.

Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начинаться.

Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Почему рисуют дети?.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных техник и материалов по ИЗО»
Опубликовано: 18 июня 2016 в 13:32
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Подарок папе своими руками». Часть 8
Поделки из бросового материала Пластиковые бутылки относятся к ненужным предметам, от которых мы избавляемся практически каждый день. В тоже время –...
Областной конкурс грантов молодежных авторских проектов «Измени жизнь к лучшему»,...
Приложение № 3 к положению о конкурсе грантов члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Р. Э. Гольдштейна для молодежных авторских...
Наблюдение за первыми всходами цветов
В нашем регионе, Крым, еще не закончилась зима, природа уже проснулась. Появляется везде первая зелень. Первые всходы цветов на клумбе и стали объектами для...
Опытно-экспериментальное занятие в группе раннего возраста «Лук — мой друг от ста...
Участники совместной работы детского сада с. Прохоры: дети группы раннего возраста, воспитатель МБДОУ №3 «Рябинка». Данный проект называется «Лук - мой друг...
Календарно тематическое планирование на Февраль в средней группе
Дата «1» февраля 201 9г. День недели пятница. Тема деятельности «Произведения советских писателей » Цель: Продолжать знакомить детей с авторами детских книг,...