Папки-передвижки

Опыт работы «Роль сказки в экологическом воспитании детей»

Анастасия Кузнецовская
Опыт работы «Роль сказки в экологическом воспитании детей»

«. Сказка неотделима от красоты… благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

В. А. Сухомлинский

Я хочу поделиться с вами опытом работы по теме «Путешествие по сказкам».

Публикация «Опыт работы „Роль сказки в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Ведь взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передавать этот опыт можно не иначе как с помощью речи.

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявлялась с такой яркостью, как в народных и авторских сказках.

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического и экологического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Цель работы : развитие связной речи и речевого творчества дошкольников через ознакомление со сказками.

Чтобы достичь цели я выделила несколько приоритетных задач :

Развивать интерес к творческому пересказу, желание фантазировать, самостоятельно придумывать собственные истории.

Мотивировать на создание воображаемых образов.

Воспитывать интерес к художественной литературе, интерес к совместной творческой продуктивной деятельности.

Работу я начала с изучения научно-методической литературы. Затем проанализировала уровень ознакомления детей со сказками. После этого написала «Перспективный план работы».

В группе была создана развивающая предметно-пространственная и речевая среда, которая способствует развитию эстетического восприятия сказки и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы со сказками. Я создала в группе «Уголок сказки», в котором разместила книги сказок с яркими иллюстрациями.

Помимо библиотеки детских книг, у нас имеются разные виды театра (настольный театр, пальчиковый театр, театр би-ба-бо, маски-шапочки, театр игрушек, конусный театр, настольно-печатные и дидактические игры по сказкам. С помощью родителей изготовили маски и пополнили «Уголок ряженья» новыми нарядами. Также были изготовлены круги Луллия по различным сказкам, картотека сказок в картинках, картотека экологических сказок.

В своей работе по развитию речи при помощи сказки я использую разные формы обучения. И применяю их во всех областях педагогического процесса. Так как большое место в жизни моей группы занимают сказки, мы очень часто читаем их и драматизируем, беседуем о них, рассматриваем иллюстрации, лепим и рисуем. Настольными книгами у детей почти всегда являются сказки.

Также мы слушаем сказки в аудиозаписи и смотрим мультфильмы по сказкам. Читаем потешки и играем в пальчиковые игры. Рассматриваем и обсуждаем иллюстрации в книгах. Учимся отвечать на вопросы по сюжету сказки. Повторяем импровизированные звуки голосов, издаваемых героями. Воспроизводим сюжет сказок с помощью театров разного вида.

На улице во время прогулок ребятам нравиться играть в «Сказочные фанты», с помощью которых они вспоминают героев и сюжеты известных сказок, развивают внимание, мышление, фантазию, смысловую память.

Так же мы с ребятами познакомились с новой для нас методикой, которая называется «Карты Проппа». Она позволяет нам с помощью символических картинок пересказывать знакомые сказки, а также сочинять свои собственные сказки с новыми героями, наделяя их определёнными качествами.

По данной методике мной был проведён мастер-класс на районном методическом дне «Слагаемые мастерства», на котором я ознакомила педагогов с особенностями данной методиками и этапами её реализации.

В связи с тем, что в годовом плане работы нашего детского сада акцент ставится на экологическое воспитание дошкольников, я считаю необходимым указать роль сказки в экологическом воспитании дошкольников.

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки мы даём определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме. Например, читая сказку «Репка», мы даём детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). Рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы знакомим детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. В сказке «Двенадцать месяцев», даём понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

Так, на примере русской сказки «О молодильных яблоках и живой воде» мы акцентирует внимание детей на особых, живительных свойствах воды.

Существует целый ряд экологических сказок, которые знакомят детей с необыкновенными героями: Листик, Одуванчик, Радуга, Капелька и их удивительными приключениями: «Приключения листика», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба».

Так, например, мною с целью обобщить и закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе весной, было проведено открытое занятие «В гостях у сказки», где к ребятам в гости пришел зайка за помощью. Ребята, на основе сказки «Заюшкина избушка» закрепили характерных признаков времени года весна, названий месяцев, упражнялись в назывании частей суток, закрепляли умение устанавливать причинно - следственные связи.

На открытом занятии по развитию речи «Зимняя сказка», вместе с гостьей – Феей песка, закрепили представление о зиме, как о времени года, о предметах зимней одежды, зимних забавах.

Знакомя детей со сказкой «Курочка и петушок», я привела их к выводу о том, что если ты с природой поделишься, то она отблагодарит тебя …Пошла курочка на сеновал. Взяла сено. Сено она принесла коровушке, коровушка дала молока….).

В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы.

Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

Прикреплённые файлы:

opyt-raboty_qkt5a.pptx | 18441,17 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области»Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области» Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возрастаРоль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .(В. А. Сухомлинский.) С раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Роль сказки в экологическом воспитании детей»
Опубликовано: 20 января 2022 в 11:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД