Лариса Василенко
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ экологической и духовно-нравственной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы в детском саду по формированию у детей основ экологической и духовно-нравственной культуры
Работа с дошкольниками по формированию основ экологической и духовно-нравственной культуры является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Наш детский сад работает по образовательной программе, составленной на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой; используем в своей работе Программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (под редакцией О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, Санкт – Петербург, издательство «Детство – Пресс», 2002 г.)
Публикация «Опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ экологической и духовно-нравственной культуры» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям начинается с самого раннего возраста, когда возникает потребность в общении и социальных контактах. Первый социальный опыт дети приобретают в семье, в повседневной жизни, принимая участие в различных семейных событиях. Уклад жизни и ценности семьи оказывают влияние на социально-коммуникативное развитие детей. Именно поэтому в дошкольном учреждении, создавая условия для освоения ребёнком этических правил и норм поведения, я начинаю с работы с семьями воспитанников. Для этого использую анкетирование, выставляю в родительском уголке наглядную информацию, провожу собрания. Предметом большого разговора с родителями было обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к ценностям сотрудничества с другими людьми. Родители решили начать работу с развития у детей чувства личной ответственности, чувства «общего дела». Был разработан проект «Лучшая площадка детского сада», который решал проблему преобразования прогулочного участка группы с наибольшей пользой для детей и окружающей среды. (Приложение №1) Наши маленькие участники проекта трудились вместе с нами. Презентацией проекта стало театрализованное представление на участке. В результате, папы и мамы стали не только моими помощниками, но и главным примером для своих детей. Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего развития у детей бережного, ответственного отношения к окружающей природе, к детскому саду, к своему селу.
На прогулках мы рассматривали маленькие и большие дома, украшенную к празднику главную площадь села. После наблюдений дети отражали свои впечатления: рисовали дома, машины на дороге; выполняли аппликации праздничных украшений; учились делать макеты домов из строительного набора, рассказывали о своём доме. К концу года дети знали названия своей улицы, номер дома и могли с искренней любовью рассказать о своих родных, друзьях, о детском саде.
Формировать у детей представления о добре и зле мне помогают игры. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Работая по Проекту по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, через русские народные подвижные игры, который охватывает детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет. Я заметила, именно в играх малыши научились выражать свои положительные эмоции, чувства. (слайд) В дальнейшем это помогло нам стать коллективом. Дети научились сопереживать, поддерживать друг друга. Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей с народными играми, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. (Слайд) В старшем дошкольном возрасте обсуждая с детьми различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок я обращала внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости. И в игровой деятельности старалась предоставить детям возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения, исходя из имеющегося у них опыта. Например, сюжетно-ролевые («Магазин», «Больница», дидактические («Кто по профессии?», «Кто потерялся?») игры, игры-инсценировки с использованием устного народного творчества, игры-драматизации по мотивам русских народных сказок. (Слайд)
У детей появился интерес к старинным вещам и словам, они стали задавать вопросы. Ступа, лапти, прялка, кольчуга – что это? Дети не встречают их в реальной жизни, они им не знакомы, а значит, и не понятны. В соответствии с ФГОС «Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ», учитывать национально-культурные, климатические условия и возрастные особенности детей.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. Поэтому для воспитания любви к родине, развитию интереса к истории русского народа, детей должны окружать предметы, характерные для народного быта. С развитием прогресса большинство таких предметов утратили своё практическое значение. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» говорится в русской народной пословице. Именно поэтому я привела своих воспитанников в музей и увидела, что встреча со старинными предметами вызывает положительные эмоции: радость от узнавания и интерес к познанию. Принципиальное отличие музея от других источников образования в возможности общения с подлинником, находящимся в центре педагогического процесса. Работа с музеем началась с проекта «Моя малая Родина». (СЛАЙД)
Перед посещением музея мы готовим детей к восприятию намеченной темы, даём первоначальный минимум знаний. Первое на что обращаю внимание, - поведение в общественном месте. Обычно в музеях трогать ничего нельзя. Считается, что ребёнок в них пассивный созерцатель, а у нас дети – творцы. Участники экспозиции в настоящем музее! Дошкольникам необходимы положительные эмоции, сотрудники музея разрешали подержать деревянные вёдра, померить старинные головные уборы, поставить чугунок в печь, потолочь в ступе, написать пером. Войти в образ! Ведь в каждом музее есть вещи не особенно ценные, а у детей так воспитывалась ответственность за сохранение исторических экспонатов. (Слайд) Дошкольникам понравились экскурсии, они с удовольствием рассказывали о том, что нового узнали, делились впечатлениями друг с другом. Мы познакомились с такими темами: «Край, где мы живём» (разделы «Природа родного края», «Животные и птицы нашего края», «Знакомство с заказником «Маяк»», «Отечество наше – Россия!»; «Человек в истории и культуре» (разделы «Комната старины», «Предметы русского быта», «Народные промыслы», «Защитники Родины», «Культура русского народа». Природу родного края мы изучали на выставке картин, по пейзажам местных художников, посетили выставку старинных школьных предметов; изучили герб нашего района; флаг и герб города Новосибирска и подробно изучали постоянно действующую выставку «Великая Отечественная война»: были на экскурсии на мемориале «Героев Победы», где экскурсовод рассказывала о героях – земляках. Лучшая форма закрепления полученных впечатлений – это творческая работа, поэтому после экскурсий мы рисовали то, что увидели. А в организации выставок нам помогла библиотека. (Слайд)Появилась новая творческая группа: сотрудники музея – дети, педагоги – сотрудники библиотеки.
В библиотеке воспитанники закрепляли знания о русской культуре, изучали народно – прикладное искусство: городецкую и хохломскую роспись, дымковские и гжельские игрушки, участвовали в выставках. С помощью библиотекарей мы смогли широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Участвуя в общем для ДОУ проекте «Правнуки Победы», дети познакомились с медалями и орденами, приносили в детский сад фотографии своих героических предков и рассказывали о их подвигах. Вместе с родителями и педагогами возлагали цветы на день Победы. (Слайд) Участвовали в шествии «Бессмертного полка», в конкурсе чтецов, посвящённому «9-му Мая», в семейной военно-патриотической игре «Зарница». (СЛАЙД) Возможность внести свой вклад в общее дело и повлиять на ход событий, например, при участии в мероприятиях, возможность выбора содержания и способов своей деятельности помогает детям приобрести способность и готовность к самостоятельному участию в жизни общества.
В непосредственно-образовательной деятельности с помощью информационных технологий дети совершали виртуальные экскурсии в прошлое и настоящее нашего села, в нашу столицу – Москву, в Новосибирск. Познакомились с основными достопримечательностями, главными символами нашей Родины, нашего города и района научились мечтать о будущем. (Слайд) «Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Знания детей о своём родном крае, полученные в интересной форме, с использованием ИКТ; чувство гордости за свой город, своё село, земляков, помогут моим воспитанникам сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Свою особенную роль имеют музыкальные занятия. Мы учим детей слушать и исполнять русские песни и танцы, все что связано с народной культурой. В народных песнях дети черпают русские нравы, обычаи, в пляске - русский дух свободы творчества.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Народные и семейные традиции стали нашими общими традициями. Мы вместе отмечали дни рождения, народные и государственные праздники, мы стали друзьями - одной большой семьёй! (Слайд) В детском саду традиционными стали: «Малюткины посиделки», Осенние праздники, Масленица, Зимние святки, Колядки, активными участниками которых являются и взрослые и дети. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяем подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность. Праздник должен соответствовать главному назначению – радовать детей. Педагогический коллектив серьёзно работал над созданием условий в ДОУ: был организован музей «Старинная комната», где размещены предметы, наиболее часто упоминающие в сказках: коромысло, горшки, прялка и т. д. В создании музея участвовали педагоги ДОУ, родители воспитанников. Музей не большой, но все вещи подлинные, и представляют интерес при ознакомлении с русским бытом. (слайд)
Воспитывая молодое поколение, которое уважает историческое прошлое своего народа, мы учим детей заботиться о настоящем, задумываться о будущем. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» Сегодня я могу подвести итоги освоения детьми целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Они соответствуют ФГОС ДО. (СЛАЙД)
У моих воспитанников активная жизненная позиция. Они - участники и победители различных мероприятий. Участие в конкурсах раскрыли творческие способности детей. Например, хореографическая группа «Радость» с танцем «Вася-Василёк», с элементами русского народного танца, в 10 районном конкурсе юных талантов «Колокольчик», посвящённым 90-летию нашего района, заняла первое место. (Приложение №5). С 11 районного конкурса, посвящённому 70-летию Победы в Великой Отечественной войне мы принесли два диплома: первое место в хореографической композиции и второе место с вокальной группой «Звонкие голоса». В течении года работы (подготовительная группа, в копилке «Достижений детей» было - 15 дипломов за первое место, 14 - за второе, третье; 9 - за участие. Мы участвовали в конкурсах «Рассударики», «Талантоха», «Шаг в искусство», «Новогодний калейдоскоп», «Человек и Природа», «Вопросита», «Ёлочка-красавица». Новые формы работы повысили статус ДОУ в глазах родителей, увеличили степень их участия в жизни дошкольного учреждения. Девиз нашего сотрудничества: «Мы – вместе!». На выпуске родители подарили нам мини-фильмы о нашем селе, о детском саде.
Не прошло и месяца, как мои воспитанники стали первоклассниками, но уже четверо моих выпускников стали победителями конкурса детского рисунка «Мы живём в Сибири» для первоклассников и были приглашены на губернаторский бал.
Вывод: (СЛАЙД) Формирование основ экологической и духовно-нравственной культуры будет более эффективным, если:
* обеспечить взаимодействие педагогов, детей и родителей в решении этого вопроса.
* создать необходимые условия для формирования у детей эмоционально насыщенных впечатлений.
* использовать проектную деятельность, как метод организации историко-краеведческого образования и поисковой деятельности детей.