Получи документы

Опыт работы «Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы»

Юлия Куземченко
Опыт работы «Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы»

Актуальность

Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И. П. Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве.

Публикация «Опыт работы „Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы“» размещена в разделах

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Детям хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно любознательность ребенка сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы. Источниками возникновения любознательности являются положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал. Значение наличия любознательности у детей велика : она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. Не случайно в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова «любознательный» характеризуется как склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

Существенной особенностью любознательности является и то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии интереса или любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразия взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию мира нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня о том, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и понятны ему.

Цель опыта : определить педагогические условия развития любознательности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы.

Применительно к цели в опыте работы решались следующие задачи:

1. Дать теоретическое обоснование проблемы развития любознательности у дошкольников.

2. Выявить условия развития любознательности у детей дошкольного возраста.

3. Определить формы, методы и приемы развития любознательности у дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы.

4. Реализовать комплекс образовательных мероприятий направленных на развитие любознательности детей дошкольного возраста.

Теоретическое обоснование проблемы развития любознательности дошкольников.

Проблема любознательности является традиционной в психолого-педагогической науке. Ученые всегда придавали ей большое значение. Так, наиболее часто любознательность ассоциируется с познавательным интересом. С. Л. Рубинштейн (выдающийся психолог и философ) рассматривал любознательность как синоним «живого познавательного интереса», показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком. Н. Г. Морозова (кандидат педагогических наук, профессор) считает любознательность своеобразным познавательным интересом. Л. И. Аржанова предлагает характеризовать любознательность «сложным чувством любви к знаниям», возникающим в процессе умственной работы и проявляющееся в склонности приобретать все новые и новые знания. В исследовании Н. А. Погореловой любознательность рассматривается как черта личности, в структуру которой входят три компонента: знания, эмоции, активный поисковый характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями. При этом знания выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности.

Проблема развития любознательности детей дошкольного возраста очень актуальна в настоящее время в дошкольном образовании. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности.

К познавательным относятся психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Наиболее эффективно психические процессы в период дошкольного детства возможно развивать в процессе ознакомления дошкольников с объектами и явлениями живой и неживой природы.

Активное развитие познавательной деятельности идет в старшем дошкольном возрасте. Познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. В. А. Онищук считает: «Познавательные мотивы, среди которых ведущим является интерес к знаниям и процессу их добывания, желание узнать как можно больше, расширить свой кругозор, интерес к определённым видам деятельности, являются главными в проявлении познавательной активности».

Стадии проявления познавательного интереса

Проявление познавательного интереса В. А. Онищук связывает со следующими стадиями:

а)любопытство - элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.

б)любознательность - стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;

в) познавательный интерес - стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии неполучение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.

Все стадии тесно переплетаются, взаимосвязаны между собой, следуют друг за другом. По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления - всё используется детьми для познания окружающего мира, который выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям.

В работе над проблемой опыта мною учитывались следующие особенности развития любознательности у детей дошкольного возраста.

1. В развитии любознательности детей дошкольного возраста решающее значение имеет их игровая и практическая деятельность.

2. Любознательность дошкольников выражается, прежде всего, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка.

3. Любознательность в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлении. Недостаток знаний и жизненного опыта ограничивает на этой возрастной ступени возможность проникнуть в сущность вещей, выделить в них главные, наиболее значимые признаки. Затем вопросы направляются на то, чтобы получить словесные обозначения наблюдаемых предметов и явлений и объяснение чисто внешних, порою второстепенных и малозначимых, но поражающих своей необычностью предметов и явлений.

4. Познавательная деятельность дошкольников отличается яркой эмоциональной окрашенностью. Эмоциональные воздействия на ребенка чрезвычайно стимулируют его познавательную активность к этим воздействиям.

Для развития любознательности у воспитанников стараюсь соблюдать и создавать определенные условия.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для познавательного развития детей. Но в большинстве случаев ребенок не может самостоятельно объяснить интересующие их явления природы, и если взрослые не помогут ему то интерес к природе может угаснуть.

Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования предусматривают, что ребенок старший дошкольник «проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».

Как же развивать любознательность и познавательный интерес?

Одной из задач педагога является создание соответствующих условий для развития любознательности и познавательного интереса.

Развитие любознательности и познавательного интереса осуществляется в ходе планомерной реализации образовательного процесса, в игре, в труде, в общении, в непосредственно образовательной деятельности.

Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновению интереса у дошкольников способствует :

- внешняя среда, позволяющая получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

- наличие определенного опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;

- создание положительного отношения к познавательной деятельности ребенка в целом, либо положительного отношения его к конкретному предмету, явлению.

ФГОС ДО предъявляет определенные требования к организации внешней среды - требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды в контексте нашей проблемы предполагает наличие средств обучения и воспитания (в том числе техническими, различных материалов в соответствии с возрастными возможностями детей обеспечивающих познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Вариативность среды предполагает наличие разнообразных материалов, появление новых предметов, стимулирующих познавательную и исследовательскую активность детей.

исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Необходимо создавать экологические центры (зоны) живой и неживой природы. Наполнение данных центров дает возможность детям экспериментировать с природным, бросовым материалом, что будет способствовать пониманию ребенком причинно-следственных связей.

Реализация вышеназванных требований будет активизировать поисковую деятельность дошкольников, формировать интерес. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда будет стимулировать возникновение новых вопросов у детей, соответственно решение новых задач, решение которых будет стимулировать появление новых вопросов.

Для формирования интереса и любознательности нужны все компоненты поисковой деятельности:

- возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка;

- постановка и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) решения;

- организация поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;

- решение задачи и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.

Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Знания, полученные в игре легко запоминаются и усваиваются детьми.

При правильном педагогическом подходе окружающих людей (осо-бенно воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития.

Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «не насыщаемости» интереса, т. е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью.

Таким образом, необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.

Методы развития любознательности у дошкольников

К традиционным методам я отношу методы принятой в дошкольной педагогике классификации, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).

Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).

Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

Практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты).

Приемы

ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы

и развития любознательности у дошкольников

В процессе ознакомления дошкольников с объектами и явлениями живой и неживой природы использую компьютерные и мультимедийные средства обучения. Современные средства обучения очень увлекательны. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Инновационные технологии развития любознательности у дошкольников

Формы работы по ознакомлению дошкольников с объектами и явлениями живой и неживой природы

Результатом работы по развитию детской любознательности можно считать следующие показатели:

- большое количество детских вопросов направленных на познание явлений и объектов живой и неживой природы и элементарной их взаимосвязи;

- умение и желание рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений;

- эмоциональная отзывчивость детей на познавательную деятельность.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой»Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой» Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Формирование любознательности у дошкольников через реализацию детских проектов по краеведению Проблема: Более чем у 60% дошкольников отмечается низкий уровень любознательности, интереса к прошлому и настоящему родного края. Причины:.

Опыт педагогической работы «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности» «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности». «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот.

Опыт работы «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность» 2.0 Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность 2.1 Опыт работы Работу по развитию у детей элементарных.

Опыт работы «Развитие исследовательской деятельности дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства»Опыт работы «Развитие исследовательской деятельности дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького.

Опыт работы «Развитие положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей. Практическая часть» Система работы по развитию положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей в процессе традиционных событий. Мы начали.

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе совместной деятельности педагогов и родителей» В соответствии с федеральными государственными требованиями, к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Опыт работы «Сенсорное развитие дошкольников как способ формирования их математических способностей» Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине,.

Опыт работы «Развитие положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей. Теоретическая часть» Тема: Развитие положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОРН и их родителей в процессе традиционных событий" 1. Теоретическая.

Педагогический опыт работы «Развитие речи дошкольников» 1 слайд: Педагогический опыт работы Пименовой Юлии Викторовны «Развитие речи дошкольников». 2 слайд: Люби, цени своё призвание И назначением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы»
Опубликовано: 2 марта 2016 в 20:08
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД