Карпова Татьяна Алексевна
Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы
Сказкотерапия
как средство развитие речи
у дошкольников.
Воспитатель:
Карпова
Татьяна Алексеевна
МКДОУ №124 "Загадка"
г. Киров
2022
Опыт работы по теме
Публикация «Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
«Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников»
(Выступление на педсовете)
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, могут
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Несомненно, на сегодняшний день тема развития речи очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.
Так же весьма актуальна проблема эмоционально - личностной сферы в развитии дошкольника, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается основа человеческой личности.
Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни
Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речив сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи.
Дошкольный возраст - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации и нравственный урок, который дает сказка.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой, основную часть, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки : *музыкальный образ сказки;
* образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки);
*демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Что могут дать сказки для детей?
- Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы;
- Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности";
- В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Для успешного осуществления развивающей работы с детьми, у нас созданы и обновляются следующие условия:
-наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, ТСО, канцтовары);
-практические материалы (конспекты занятий, различные виды театров: пальчиковый, ладошковый, теневой, кукольный);
-консультации для педагогов и родителей ( цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки);
- наличие специалистов- психолог, логопед, учитель изодеятельности, которые работают с тесном содружестве.
Задачи развития речи детей решаются с помощью:
- пересказывания сказок;
- рассказывания сказок от третьего лица;
- группового рассказывания сказок;
- рассказывания сказок по кругу;
- сочинения сказок.
В педагогической работе особую роль отводим просвещению родителей. Рассказываем о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультируем по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняем им о значимости семейного чтения. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.
В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в педагогической работе позволяет использовать материал как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.
Выбрала тему «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» исходя из предыдущих тем опыта работы:
«Активизация словаря детей раннего возраста через использование пальчиковых игр»
«Речевое развитие детей раннего возраста на занятиях по ИЗОдеятельности»
«Использование пословиц и поговорок в воспитании дошкольников»
Также опираюсь на методический материал с которым познакомилась на курсах повышения квалификации (О. Н. Бершанская «Сказочная азбука» и Н. Г. Санникова «Сказочная математика).