Папки-передвижки

Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников

Карпова Татьяна Алексевна
Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы

Сказкотерапия

как средство развитие речи

у дошкольников.

Воспитатель:

Карпова

Татьяна Алексеевна

МКДОУ №124 "Загадка"

г. Киров

2022

Опыт работы по теме

Публикация «Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников» размещена в разделах

«Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников»

(Выступление на педсовете)

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, могут

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

Несомненно, на сегодняшний день тема развития речи очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.

Так же весьма актуальна проблема эмоционально - личностной сферы в развитии дошкольника, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается основа человеческой личности.

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни

Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речив сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи.

Дошкольный возраст - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации и нравственный урок, который дает сказка.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой, основную часть, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки : *музыкальный образ сказки;

* образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки);

*демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать сказки для детей?

- Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы;

- Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности";

- В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Для успешного осуществления развивающей работы с детьми, у нас созданы и обновляются следующие условия:

-наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, ТСО, канцтовары);

-практические материалы (конспекты занятий, различные виды театров: пальчиковый, ладошковый, теневой, кукольный);

-консультации для педагогов и родителей ( цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки);

- наличие специалистов- психолог, логопед, учитель изодеятельности, которые работают с тесном содружестве.

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

- пересказывания сказок;

- рассказывания сказок от третьего лица;

- группового рассказывания сказок;

- рассказывания сказок по кругу;

- сочинения сказок.

В педагогической работе особую роль отводим просвещению родителей. Рассказываем о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультируем по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняем им о значимости семейного чтения. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в педагогической работе позволяет использовать материал как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

Выбрала тему «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» исходя из предыдущих тем опыта работы:

«Активизация словаря детей раннего возраста через использование пальчиковых игр»

«Речевое развитие детей раннего возраста на занятиях по ИЗОдеятельности»

«Использование пословиц и поговорок в воспитании дошкольников»

Также опираюсь на методический материал с которым познакомилась на курсах повышения квалификации (О. Н. Бершанская «Сказочная азбука» и Н. Г. Санникова «Сказочная математика).

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР«Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР« Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи».

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 16:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Карпова Татьяна Алексевна (УИ 2633329) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД