Опыт работы «Создание условий для развития социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ЗПР»

Наталья Алексеева
Опыт работы «Создание условий для развития социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ЗПР»

Степень изученности проблемы

(Основные концептуальные положения)

Общение – это сложный процесс, который выступает как средство передачи форм культуры, общественного опыта, языка, речи. С помощью общения человек выражает свои мысли, чувства, свое отношение к окружающему миру.

В настоящее время в психологической литературе, посвященной изучению коммуникативных возможностей человека, часто встречаются термины: «коммуникативные способности» (А. А. Леонтьев, Г. С. Васильев); «коммуникативный потенциал» (Р. А. Максимова, В. В. Рыжов); «коммуникативная компетентность» (Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, В. И. Кашницкий, Л. А. Петровская, Е. В. Сидоренко).

Каждый из перечисленных авторов дает свою трактовку коммуникативных способностей человека.

Ю. Н. Емельянов понимает под коммуникативной компетентностью «такой уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающим, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе» (Емельянов, 1990, с. 84).

Иную трактовку понятия коммуникативной компетентности мы находим в исследованиях Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской. Эта характеристика личности раскрывается ими как «система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия» (Жуков, 1985, с. 27).

В. И. Кашницкий, рассматривая феномен коммуникативной компетентности личности, определяет его как многоуровневое интегративное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных, поведенческих особенностей, опосредующее эффективную коммуникативную деятельность (Кашницкий, 1995, с. 19).

Многие отечественные авторы отмечали тот факт, что комплекс коммуникативных возможностей человека является сложной системой.

Так, В. М. Жуков в структуре коммуникативной компетентности личности выделил несколько уровней: стратегический, тактический, технический (Жуков, 1988).

В. В. Рыжов в структуре коммуникативного потенциала выделил 6 основных блоков:

1. доминирующий тип мотивационных установок в общении;

2. контактность личности в коммуникации;

3. содержательная направленность в общении;

4. социально-перцептивные способности и умения;

5. социально-психологические характеристики личности, описывающие ее место в коммуникативных отношениях;

6. рефлексивно-самооценочные свойства и способности (Рыжов, 1994).

На основе всех изложенных подходов в структуре коммуникативного потенциала личности ребенка Самохвалова А. Г. выделяет 4 взаимосвязанных уровня: базовый, содержательный, операциональный, рефлексивный.

К базовому уровню относятся следующие показатели коммуникативного развития ребенка:

1. легко идет на контакт;

2. откликается на просьбы и реагирует на замечания;

3. действует сообща;

4. может оказать помощь и принимает ее от других;

5. проявляет эмпатию.

К содержательному уровню относятся следующие показатели коммуникативного развития ребенка:

6. умеет планировать общение;

7. действует адекватно ситуации;

8. проявляет инициативу;

9. контролирует свое поведение.

К операциональному уровню относятся следующие показатели коммуникативного развития ребенка:

10. стремится уладить конфликт;

11. избегает агрессивных проявлений;

12. умеет убеждать;

13. использует разнообразные вербальные и невербальные средства общения.

К рефлексивному уровню относятся следующие показатели коммуникативного развития ребенка:

14. анализирует итоги общения;

15. видит и признает свои ошибки;

16. исправляет ошибки в следующих коммуникациях.

Таким образом, можно сделать вывод, что создавая условия для формирования социально-коммуникативной компетенции у старших дошкольников с трудностями в развитии, мы в наибольшей мере способствуем их социализации и обеспечиваем необходимый уровень школьной готовности.

Работа педагога-психолога по данной проблеме:

Работа педагога-психолога осуществляется в «МАДОУ детский сад №11 «Семицветик» Сормовского района г. Н. Новгорода.

Специфика нашего детского сада в том, что из 16 групп – четыре группы – компенсирующей направленности, их них две группы – для детей с ЗПР и две группы – для детей с ТНР.

Основными направлениями деятельности МАДОУ являются:

создание оптимальных условий для воспитания, обучения, развития, коррекции и оздоровления детей.

В настоящее время я, как педагог-психолог, много внимания уделяю развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Накопился опыт работы по данному вопросу, и мне хочется поделиться им со своими коллегами.

Цель: разработка и апробация системы работы педагога-психолога по развитию социально-коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с трудностями в развитии.

Задачи:

I. Разработать и апробировать систему работы педагога-психолога с детьми по их коммуникативному развитию и коррекции коммуникативных трудностей.

II. Научить детей выстраивать устойчивые продуктивные взаимоотношения со сверстниками.

III. Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам коммуникативного развития детей.

IV. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам эффективного взаимодействия и сотрудничества с детьми.

Работа с детьми:

Для детей старшего дошкольного возраста был разработан курс занятий «Приглашение в мир общения».

Цель курса:

- коррекция коммуникативных трудностей;

- развитие социально-коммуникативной компетентности;

- приобретение навыков эффективного сотрудничества.

* Курс занятий проходит в четыре этапа длительностью от одного до двух месяцев

* Каждый этап имеет свое наполнение коррекционными играми, игровыми упражнениями и специально созданными коммуникативными ситуациями, расположенными в определенной логике с постепенным усложнением.

* При составлении конспектов занятий использовались:

• методические рекомендации к тематическому словарю в картинках «мир человека. Я и мои чувства, настроения, эмоции». автор А. Д. Вильшанская;

• игры из книг Е. О. Смирновой «межличностные отношения дошкольников: диагностика. Проблемы коррекция»;

• Т. М. Марцинковской «Детская практическая психология».

Данный курс занятий, «Приглашение в мир общения», предполагает работу с детьми в течении семи месяцев в группах компенсирующей направленности по 5-7 человек и 8-10 человек в общеобразовательных группах.

* Продолжительность каждого занятия – 30 минут, проходят они один раз в неделю.

* Контроль над динамикой детей в рамках коррекционной работы происходит на каждом из четырех этапов курса. Он осуществляется посредством 1-2 игр, имеющих диагностическую направленность.

* Курс занятий происходит в четыре этапа, каждый из которых решает определенные задачи.

Публикации по теме:

Опыт работы ДОУ по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС до .

Создание условий для полноценного развития дошкольников с ОНР 5–7 лет в соответствии с ФГОССоздание условий для полноценного развития дошкольников с ОНР 5–7 лет в соответствии с ФГОС Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между.

Создание условий для здорового образа жизни ребёнка — первооснова полноценного воспитания и развития (из опыта работы) Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Формирование социально — коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста через создание портфолио ребёнка. Коммуникативная компетентность ребёнка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать,.

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «В мире доброты» Цель. - Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; -Совершенствовать коммуникативные навыки.

Консультация для воспитателей перед проведением конкурса «Создание условий в группах для развития речи дошкольников» Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической.

Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников «Удивительный мир природы»Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников «Удивительный мир природы» «Удивительный мир природы» Актуальность данной проблемы Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного.

Самоотчет «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» МБДОУ Д/С №9 Воспитатель 2-ой младшей группы «Солнышко» Савина Лилия Энверовна. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие.

Статья «Создание условий для развития дошкольников в летний период» Создание условий для развития дошкольников в летний период Лето – время активного отдыха, развлечений и маленьких открытий, особенно для.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Опыт работы «Создание условий для развития социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ЗПР»
Опубликовано: 20 декабря 2016 в 13:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников
Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А....
Фотоочерк «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек» Часть 12 — «Снежная городская зима»
Зима – самое сказочное время года. Всё вокруг покрывается белым мерцающим одеялом, и остаётся только чистота и тайна. В такую красоту невозможно не...
Экспериментальная деятельность «В каком стакане снег растает быстрее?»
Цели: - продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; - поощрять стремления и желания детей принимать активное участие в...
Мастер-класс по созданию с детьми 5–6 лет «Книжки-малышки «Лесные звери»
Каждая тематическая неделя заканчивается, каким либо итоговым мероприятием, на этот раз мы с ребятами закрепили новые знания о жизни диких животных,...
Детский мастер-класс «Совушка» с применением пластилинографии
Сегодня я предлагаю вашему вниманию занимательные и несложный вид работы с пластилином-пластилинография. Почему мы с детками отдаём именно...