Юлия Прысева
Опыт работы «Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст-наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и восприятия, как младший дошкольный.
Публикация «Опыт работы „Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада“» размещена в разделах
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Я использую разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Например, на прогулке, увидев воробышка, я говорю: "Посмотрите, какая ловкая и быстрая птичка. Прыгает вокруг нас, а близко не подходит, боится. Давайте мы ему улыбнемся, чтобы он нас не боялся. А теперь попрыгаем и полетаем как этот воробышек".
Постепенно игровые упражнения переходят в сюжетно-ролевую игру, в которой дети учатся общаться между собой, имитировать характерные особенности и голосовые интонации персонажей игры ( Например: вежливый парикмахер или капризный клиент, строгая медсестра, папа, играющий в компьютер, или постоянно занятая мама). Включаясь в игру, каждый ребенок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. На данном этапе происходит ознакомление с сюжетными игрушками: кукла Валя, Андрюшка, утенок Кря, Каркуша, заяц Степашка, Петрушка. Эти персонажи часто используются и в самостоятельной игровой деятельности, и на занятиях для повышения интереса, активизации малышей, речевой активности, сюрпризных моментов. Дети очень любят слушать их, отвечать на вопросы, отгадывать загадки или рассказывать для куклы выученное стихотворение, петь песенки. Короткие инсценировки с участием любимых игрушек всегда нравятся малышам, дети с удовольствием манипулируют с ними. Подражая взрослым, в диалоге стараются изменить тон и интонации голоса.
Следующим этапом подготовки к театрализованной деятельности являются ежедневные мимические этюды с жестами. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей провожу специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые словесные этюды "Солнышко встает", "Солнышко садится", в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной (солнышко встает и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щеки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встает задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передается гамма самых разнообразных чувств. Этюды "Нам весело", "Нам грустно", "Мы сердимся", "Мы люби покушать" и др. включаются в утреннюю гимнастику, заменяют физминутки, малыши активно включаются в упражнения. С театрализованными представлениями дети знакомятся при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей. старших детей. ("Маша и медведь", "Лунтик и его друзья", развлечение "Масленица", "Заюшкина избушка").
В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, пальчиковый, настольный). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям младшего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула, и пищат за нее. При драмматизации сказки "Рукавичка", "Теремок" имитируют соответствующие персонажам звуки (пи-пи, ква-ква и др.) Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. Очень важно само желание ребенка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
В моей группе организован уголок для театрализованных представлений, спектаклей. В нем отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром ложек, стаканчиков, на рукавичках.
В уголке располагаются:
-различные виды театров :бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др. ;
-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски, вязаные шапочки.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.
В работе с родителями опиралась на следующие задачи:
- Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности детей;
- Выявить их заинтересованность в выполнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия;
- Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме проекта;
- Выступила на родительском собрании на тему: "Театрализованная деятельность в детском саду";
В процессе моей работы по театрализованной деятельности были получены следующие результаты:
1. Дети получили возможность познакомиться с разными видами театра и развивать свои личностные качества посредством театрализованной деятельности;
2. У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками;
3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, в связи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;
4. У родителей появился интерес к театру и совместной с детьми театрализованной деятельности;
Я надеюсь, что опыт моей работы будет полезен и интересен.