Организация и содержание музыкальных досугов и развлечений в дошкольном отделении ОУ

Юлия Морданова
Организация и содержание музыкальных досугов и развлечений в дошкольном отделении ОУ

VI. Нетрадиционные досуги и развлечения

Подготовка и проведение нетрадиционных досугов и развлечений в детском саду — это возможность актуализировать творческий потенциал воспитателя, и ребенка. Сама организация нетрадиционного досуга отличается не только внешними, процессуальными средствами активизации творческой деятельности, но и глубинными процессами обращения к личностным качествам ребенка: самостоятельности, коммуникабельности, субъектности, креативности.

В период подготовки нетрадиционного досуга наравне с воспитателями активную роль играют дети и родители. Они получают или выбирают определенные задания, которые необходимо выполнить: подобрать стихотворение, выучить песню или танец, составить кроссворд или викторину, скроить, сшить, склеить костюмы, маски, декорации и т. д. Однако подготовка к проведению досуга и развлечения на этом не заканчивается — проводятся совместные репетиции, разучиваются массовые танцы и песни.

День проведения нетрадиционного досуга или развлечения обязан тоже быть необычным, психологический настрой детей, родителей, воспитателей должен соответствовать целям проведения занятия. То творчество и труд, что были затрачены на подготовку, безусловно, должны получить адекватную оценку зрителей и участников. И здесь очень важна роль ведущего — руководителя мероприятия. Его культура, такт, умение подбодрить детей, проявить педагогические умения в сложных ситуациях, шарм — все это залог успешного проведения занятия или праздника. При их проведении музыкальному руководителю необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Максимальное вовлечение детей в музыкальную творческую деятельность на мероприятиях.

2. Основой детского эмоционального настроя является «занимательность», а не «развлекательность».

3. Развитие коммуникативного поведения детей, обеспечение взаимопонимания между всеми участниками мероприятия, в том числе гостями, зрителями.

4. Целесообразна дифференциация детей по склонностям и способностям.

5. Постоянная позитивная оценка проявленных результатов детского творчества.

6. Творческое отношение музыкального воспитателя к проведению нетрадиционных занятий и праздников.

VII. Отражение личного опыта работы с дошкольниками

в рамках организации досуговой деятельности в ОУ

В разделе эстетического воспитания отдельной строкой стоит культурно - досуговая деятельность. Ее цель - создание условий для развития общей культуры ребенка, его творческого потенциала, индивидуальности, его эмоционального (или внутреннего) «Я».

Перечень мероприятий включает в себя:

постановку спектаклей;

театрализованные и карнавальные действия;

музыкально-литературные композиции;

познавательные музыкальные и литературные вечера;

концерты;

спортивно-музыкальные конкурсы;

забавы;

фокусы;

совместные посиделки;

фольклорные и народные импровизации.

Все эти виды работы с детьми дают возможность приобщить детей к художественной культуре, эстетико-эмоциональному творчеству, сделать пребывание ребенка в детском саду занимательным, интересным и познавательным.

В отличие от праздников, в досуговые часы мы имеем возможность в игровой, занимательной форме дать большой пласт знаний, умений, навыков, выводя детей за рамки обыденности.

Досуги не требуют такого большого и кропотливого отрабатывания материала, как это бывает на утренниках. Дети легче идут на контакт, их не смущает та большая ответственность и эмоциональные переживания, по поводу собственного выступления. Тут есть возможность импровизировать, вступать в споры, меняться ролями, самостоятельно опробовать разные виды деятельности. Тут нет официальности, торжественности, заорганизованности.

1. Как восхитительно раскрепощены дети на музыкальном досуге «Бумажный карнавал»! Особенностью этого развлечения является необычайность музыкального оформления - это звуки издаваемые обычными бытовыми предметами, а особенно - бумагой.

Музыкальные диалоги жителей бумажного королевства происходят с помощью бумажных султанчиков, барабанчиков, шуршащих оберток, целлофановых лент и пакетов, погремушек из киндер-сюрпризов с разными наполнителями: горох, гречка, камушки.

В увлекательной сказке каждый ребенок может сам выступать в роли любого подданного с высочайшего разрешения королевы Бумажного царства (ведущий программы).

Вся прелесть этого действа - возможность всем детям поупражняться в игре на инструментах (шумовых, самораскрыться, найти то, что тебе ближе и выразить внутренние эмоции в положительной форме.

2. Интересно по форме и содержанию с младшими дошкольниками и развлечение - «Музыкальный сундучок».

Дети отгадывают загадки, играют на музыкальных игрушках, переодеваются в костюмы, встречаются с героями русских народных сказок.

К счастью, этот возраст еще легко верит в чудеса и персонажей не обязательно готовить из числа педагогов, младшие дети отлично реагируют на кукол, игрушки, марионеток Би-ба-бо.

А вот со старшими детьми приходится готовить отдельных персонажей в тайне от всей группы.

Я глубоко убеждена, что интерес детей будет устойчивым только тогда, когда они могут удивиться, поэтому лучше всего материал давать в игровой, сказочной форме. Привлекать для развлечений в качестве персонажей активных родителей.

Очень увлекательно проходят вечера развлечений с соревновательными элементами родители - дети.

Это и праздник мыльных пузырей, и парад шляп, и тайна пропавшего пирога (день именинника, путешествие в страну принцев и принцесс, КВН «В стране скрипичного ключа», «Вот какие мы большие!» (первая встреча вновь прибывших дошколят) и т. д.

И как бы не спорили психологи, не дискутировали ученые, я берусь утверждать, что маленький сувенир с праздника - это еще один повод порадовать ребенка и поддержать его.

1. В конце развлечения «Мойдодыр» дети получили фигурное мыло.

2. Коробочка веселых мыльных пузырей была наградой за участие в соревнованиях от Шарика-Лошарика.

3. После парада шляп - все участники получили раскраски модной одежды.

4. А развлечение по правилам дорожного движения закончилось награждением из рук настоящего полицейского инспектора брелками-светоотражателями.

Это все тематические, игровые шоу и театрализованные развлечения, связанные с календарными датами (1 сентября - День знаний, 1 апреля - День смеха) и другими событиями.

Но есть особые 2 группы досугов - нравственно-патриотические. Они тесно взаимосвязаны друг с другом и из года в год повторяются, но в разных вариантах и формах проведения.

Это тематические развлечения, которые можно объединить общим названием:

1. «Богатыри земли Русской».

2. Духовно-нравственное воспитание дошкольников или духовные ценности России.

Если к 1-ой группе относятся спортивно-музыкальные развлечения по календарным датам, значимыми для России:

23 февраля - День Защитника Отечества;

Олимпиада;

День Космонавтики;

9 мая - День Победы;

День защиты детей;

День независимости России

То ко 2-ой группе мы можем отнести такие досуги, как:

Рождество;

Масленица;

Пасха;

Троица.

Это своеобразный цветник духовных основ нашего общества.

Ведь в наше трудное время даже взрослые люди растерялись под напором лицемерия, лжи, ханжества и хамства. Как сложно маленькому ребенку определиться в духовных ценностях, когда поток насилия и крови захлестывает их с телеэкрана, а высказывание: «Для победы все способы хороши», «бей слабых» - стали жизненными постулатами.

Как важно ненавязчиво, грамотно, не оскорбляя религиозных чувств детей разных вероисповеданий, проложить с ними вместе тропиночку жизненных ценностей и поведенческих норм, заповеданных нам свыше.

Дети с удовольствием слушают православную музыку, знакомятся с иконописью, воспринимают библейские постулаты, которые в России тесно переплетены с народными обрядами и обычаями.

На Рождество все с удовольствием наряжаются в костюмы и калядуют.

На Пасху играют в игры с писанками и крашеными яйцами.

На Троицу - восхваляют березку и водят хороводы.

Если работу начинать с младшей группы, то к старшему дошкольному возрасту, дети совершенно осознанно могут рассуждать на темы нравственно-правового (религиозного) направления.

Но есть одно очень важное условие таких досугов. Желательно проводить их с родителями в форме посиделок, духовных бесед.

Народный опыт дает нам и материал для интересной организации таких встреч.

Обязательно и присутствие пап, дедушек на праздничных досугах в честь Русского воинства, Дня защитника отечества.

В канву подобных мероприятий хорошо вписывается и новый, познавательный материал, слайды, фильмы, презентации, организация выставок из произведений художников и самих детей, а также вхрослых.

Соревновательный дух подстегивает инициативу детей и их родителей. После таких досугов дети долго помнят то ощущение общности, радости, гордости за своих родных, друзей, близких. Они учатся любить Родину, осознавая себя частичкой общности русских людей, гордиться своими предками, героями земли Русской.

Подводя итог сказанному, думаю, что все согласятся, досуговая деятельность детей помогает нам, не напрягая детей, глубже и шире знакомить их со всеми сторонами многоликого мира, его ценностями, многообразием форм и чарующими красками.

Развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяет сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку. Организация развлечений в детском саду является важной педагогической задачей.

Публикации по теме:

Циклограмма деятельности старшего воспитателя на месяц Запланированные мероприятия 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1. Обход групп. Организационные вопросы. Ежедневно 2. Организация творческого.

Личный перспективный план работы музыкального руководителя на 2013–2014 учебный год Личный перспективный план работы на 2013 – 2014 учебный год Музыкальный руководитель: Синицына А. Л. Дата Мероприятия Ответственный Сентябрь.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Организация и содержание музыкальных досугов и развлечений в дошкольном отделении ОУ
Опубликовано: 1 января 2015 в 18:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

Фотоотчёт о празднике, посвящённом Дню матери
Фотоотчёт о празднике, посвящённом Дню матери 24 ноября мы отмечаем ещё довольно новый, но уже успевший войти в традицию праздник – День Матери. Во всех...
Пальчиковые игры для детей 3–5 лет. 2 часть
Пальчиковые игры содержат комплекс упражнений, массажа ладони и пальцев, сопровождаются стихами, они эмоциональны и увлекательны для детей. 1. Пальчиковая...
Детский мастер-класс по созданию плаката «Есть в городе улицы героев»
В рамках реализации целей и задач в работе над Проектом «Я расскажу вам о войне» мы познакомили ребят с мытищинцами, Героями Советского Союза, которые...