Лучший педагог года

Опыт работы. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»

Эвелина Гафарова (Мелгазиева)
Опыт работы. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над

землей, заботливый садовник укрепляет корень, от

мощности которого зависит жизнь растения на

протяжении нескольких десятилетий, так учитель

должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В. А. Сухомлинский)

Публикация «Опыт работы, „Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования“» размещена в разделах

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства, сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

На вопрос, что же представляет собой патриотическое воспитание детей в рамках дошкольного воспитания ответить не сложно, ведь речь идет о целенаправленном процессе педагогического воздействия, направленного на привитие воспитанникам элементарных представлений об особенностях быта и культуры своего родного края, значимости семейных ценностей, развития патриотических чувств гордости, принадлежности к конкретной местности с точки зрения Отечества.

Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена добра, любовь к родному дому, истории и культуры страны. Итак, семья, которая играет очень важную роль в патриотическом воспитании дошкольников и является первой ступенькой на пути к осознанному восприятию реальности.

Отсюда вытекает главная задача педагога-воспитателя – развить в детях чувство любви к своей малой родине, а затем и к стране, умеющие ценить духовные и культурные ценности своего Отечества.

Истоки патриотических чувств – это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей. На важность значения окружающей среды в воспитании детей указывали классики педагогики: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.

Как отмечал К. Д. Ушинский: «…необходимо развивать у детей чувство местности», то есть обладания знаниями о своем непосредственном окружении. Это необходимо для того, чтобы «не быть иностранцем посреди своей родины».

Известный педагог Р. С. Буре справедливо подчёркивает, что литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России.

Для правильной и компетентной организации работы педагога по патриотическому воспитанию необходимо знать ряд документов:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на годы» (на данный момент утверждена программа на 2016-2020гг.) [1];

Федeральный государствeнный образoвательный стандарт дoшкольного oбразования (ФГOС ДO) [2];

Закон РФ «Об образовании»;

Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;

Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне гг.»;

Национальная доктрина образования в РФ и др.

Из всего вышесказанного следует, что возникла острая необходимость в разработке и реализации на практике программы, способствующей формированию у воспитанников осознания своей сопричастности к нашему народу, чувства уважения к своему Отечеству, гордости за свой народ.

Наш детский сад находится в городе Саки, Республики Крым, где особое внимание уделяется сохранению и преумножению традиций культуры русского, украинского и крымскотатарского народов, поскольку живём мы в славном регионе, имеющем глубокие исторические корни и динамично развивающемся на современном этапе. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и обычаев народов, населяющих наш город Саки.

Имея пятилетний стаж работы воспитателем и проработав на педагогическом поприще, в разных возрастных группах дошкольников, на основе диагностики, анализа и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родном городе, Республике и о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Для достижения цели, а именно – воспитания патриотически ориентированных детей дошкольного возраста, я в своей работе поставила следующие задачи:

1) Воспитывать у дошкольников, в первую очередь, уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению.

2) Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к народному творчеству, к родной природе, традициям народов, населяющих многонациональный Крым, и, в частности, родной город, их культуре и людям труда.

3) Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребё нок родился и живет: к дому (семье, улице, городу, краю;

4) Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей, их традициям.

5) Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края.

На мой взгляд, наиболее плодотворный метод, используемый в моей работе для воспитания патриотических чувств – наглядное моделирование.

В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Такие авторы как, Л. А. Парамонова [6], М. А. Руденко [7], А. М. Федорова [9] считают целесообразным применение наглядного моделирования т. к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом.

Методика наглядного моделирования в практике работы с дошкольниками осуществляется в 3 этапа:

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Составление модели педагога совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

Преимущество выбора наглядного моделирования для работы по патриотическому воспитанию в том, что модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.

Для дошкольников в процессе целенаправленного патриотического воспитания использую в своей практике разные виды моделей :

1. Предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.

Это макет дома (комнатки, бабушка, дедушка, мама, папа, дочка и сын, который мы с детьми конструировали с большим энтузиазмом. Макет дома – это своего рода предметная модель, моделирующая родину в миниатюре. Ведь именно с семьи, с домашнего очага для дошкольников начинается родина.

Огромный интерес у детей всех возрастных групп вызывают макеты конструирование макета детского сада, где показано здание детского сада, игровые площадки, деревья, мачты освещения, ограждения, дороги. Используемые макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей об ДОУ, способствует пониманию детьми взаимосвязей с детским садом, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе и к окружающим людям.

1. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.

В данном случае, в моей практике была применена карта города Саки и Республики Крым с опорными картинками. В проведении занятий использовалась дидактическая игра «Герб города Саки» (подбери картинки для герба)

2. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Для развития патриотических чувств у детей с использованием графических моделей была разработана опорная схема (мнемотаблица) «Моя мама», «Мой папа», «Моя семья», древо семьи.

В процессе работы над наглядным моделированием разрабатывается особый стиль общения с детьми. Во время бесед не навязывается свое мнение, прослеживается самостоятельность и активность ребенка,

Также для ознакомления с историей, достопримечательностями, традициями родного города были использованы словесные методы и мнемотехника. Вмести с детьми мы составляли рассказы и сочиняли сказки по картинкам-подсказкам. Затем, с использованием схем-моделей. Например, придумываем сказку «Путешествие капельки ИКАС» и сопровождаю свой рассказ выкладыванием моделей, вместо иллюстративных картинок.

Исторические знания, полученные детьми, способствуют формированию чувства принадлежности к семье, детскому коллективу, своему народу и стране, что в свою очередь является надежной основой воспитания чувства патриотизма в дошкольном возрасте. Проведение дополнительных занятий по изучению истории родного края и страны посредством моделирования макетов памятников культуры и мест исторических событий имеет огромный обучающий, воспитательный и развивающий потенциал.

Анализируя результаты проделанной работы, можно сделать вывод, что использование наглядных схем при пересказе и конструирование схем, моделей заметно облегчает дошкольникам процесс восприятия патриотической информации. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты сказки при пересказах.

Итак, я сделала вывод, что в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их патриотической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к родному краю, семье, детскому саду, окружающих сверстников. Моделирование позволяет накапливать нравственно-патриотический опыт отношения к миру.

Литература:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30.12.2015. – № 1493– М. : УЦ Пeрспектива, 2015. – 62c.

2. Федeральный государствeнный образoвательный стандарт дoшкольного oбразования (ФГOС ДO) : Приказ МOиН РФ от 17.10.2013. – №1155. – М. : УЦ Пeрспектива, 2014. – 32c.

3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет ФГОС (м). / Р. С. Буре. – М. : Издательство: Мозаика-Синтез, 2015. – 80с.

4. Гусев Д. А. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников. / Д. А. Гусев, К. В. Васильева // Молодой ученый. – 2014. – №21.1. – С. 170-173.

5. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : методическое пособие. / Маханева М. Д. – М. : Сфера, 2011. – 96с.

6. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. / Л. А. Парамонова. – М. : Академия, 2012. – 186 с.

7. Руденко М. А. Технология наглядного моделирования. Символическая деятельность // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. – С. 5-8

8. Черемных С. В. Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 639-641.

9. Федорова А. М. Создание макетов – средство нравственно-патриотического воспитания. / А. М. Федорова // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://psychology.snauka.ru/2015/01/4073 ( дата обращения: 15.02.2016).

10. Город-курорт Саки. // Информационный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.saki.ru/ ( дата обращения: 15.02.2016).

Публикации по теме:

Использование наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с традициями и культурой народов Поволжья Педагогический проект на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с традициями и культурой.

Формирование связной речи посредством наглядного моделирования Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изучения родного края «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования» В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной.

Опыт работы по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Воспитателя МКДОУ «Детский сад «Колосок» Муштаевой Светланы Григорьевны. Тема по самообразованию: «Нравственно – патриотическое воспитание.

Опыт работы по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (Слайд №1) Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь.

Опыт работы «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр» Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным.

Рабочая программа «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с наследием малой Родины» 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: ФГОС, Закон РФ. Цель: Приобщать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»
Опубликовано: 23 марта 2016 в 21:21
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД