МААМ-картинки

Опыт работы учителя-логопеда

Ирина Мазалова
Опыт работы учителя-логопеда

1. Сведения об авторе

Я, Мазалова Ирина Владимировна, родилась 22 ноября 1976 года.

Образование высшее педагогическое. В 1999 году окончила Елецкий государственный педагогический институт. Присуждена квалификация «Преподаватель педагогики и психологии (дошкольной, учитель-логопед. Специальность – «Дошкольная педагогика и психология». Работаю в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 9 комбинированного вида» города Богородицка в должности учителя-логопеда. Педагогический стаж – 18 лет. Стаж работы в занимаемой должности – 18 лет.

Публикация «Опыт работы учителя-логопеда» размещена в разделах

2. Условия формирования опыта

Тема: «Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи». Я выбрала для работы эту тему из-за ее актуальности в настоящее время.

Идея формирования опыта – использовать метод наглядного моделирования в образовательном процессе для формирования речевых навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель применения метода наглядного моделирования – изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

Работая в детском саду, я стала замечать, что количество детей с речевыми нарушениями с каждым годом все увеличивается. У детей с общим недоразвитием речи нарушены основные компоненты языковой системы: грамматический строй, фонематический слух, словарный запас, звукопроизношение, связная речь.

Результаты диагностического обследования при поступлении в логопедическую группу показывают, что речь детей аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, с низким словарным запасом, трудностями в овладении связной речью. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. У детей наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижения вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Многие виды знаний дети с общим недоразвитием речи не могут усвоить и запомнить на основе словесного объяснения взрослого. Так как у детей нарушены ведущие психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не отличаются высокой работоспособностью. Дети с речевыми нарушениями не любят пересказывать тексты, учить стихи, испытывают трудности в запоминании. Очень важно создать все условия, чтобы пробудить у детей с нарушением речи интерес к занятиям, увлечь их.

3. Актуальность и перспективность опыта

К. Д. Ушинский:

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету".

Актуальными и перспективными на сегодняшний день являются исследования педагогов и психологов, которые показали, что основой развития умственных способностей служит овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования. Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для компьютеров, и, главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки. Но понимание обозначений отдельных предметов еще недостаточно для решения умственных задач. Любая задача требует анализа ее условий, выделения отношений между объектами, которые необходимо учитывать. Такие отношения могут выражаться либо в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения при помощи расположения этих заместителей в пространстве (или на плоскости). И, как подтверждает практика, именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста.

Работая с детьми с речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Я считаю, что одним из этих средств является наглядное моделирование. Наглядное моделирование позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это очень важно для детей дошкольного возраста, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активную лексику, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказы.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами (вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки и т. д.). Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому, использование опорных схем в работе с детьми, только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Я считаю, что актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи состоит в том, что:

o наглядное моделирование вызывает интерес к занятиям, выполнению заданий, помогает решить проблему быстрой утомляемости на занятии;

o ребенок дошкольного возраста пластичен и легко обучаем;

o использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики»;

o применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Считаю, что использование метода наглядного моделирования на занятиях с дошкольниками имеет перспективу. Перспективность метода моделирования, по моему мнению, заключается в том, что проявляя творчество, фантазию, можно создать много новых моделей, которые заинтересуют и увлекут детей в образовательный процесс. Возможности использования метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи неограниченны. Расширение диапазона использования моделей, углубление и усложнение их содержания, дополнение новыми – вот перспективы их применения в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

4. Теоретическая база опыта

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т. В. Егорова 1973г; А. Н. Леонтьев 1981г.).

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л. М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Одна из самых замечательных идей Л. А. Венгера связана с поиском ключевого средства умственного развития детей дошкольного возраста. Ему удалось не только описать это средство, но и разработать целостную программу развития дошкольников. В качестве такого средства выступили наглядные модели, а основная линия познавательного развития была связана со становление способности к наглядному моделированию. Эта идея позволила решить целый ряд серьезных проблем практического порядка – понять специфику индивидуальных особенностей познавательного развития детей-дошкольников; создать осмысленную систему диагностики детского развития, которая позволяет определять конкретные пути коррекционной работы.

На обоснованность метода наглядности указывали педагоги С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин, А. М. Леушина, Л. Н. Ефименкова. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым.

Учеными выделяются два основных фактора, облегчающих процесс становления связной речи. Первый, по мнениию С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина – это наглядность. Второй, по мнению Л. С. Выготского – это создание внутреннего плана высказывания.

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддъяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Выделяют три вида моделей:

o первый вид: предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом. В данном случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные связи, конструктивные особенности;

o второй вид: предметно-схематическая модель, в которой существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков;

o третий вид: графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляют собой графики, схемы.

Приемами наглядного моделирования являются заместители, пиктограммы, мнемотаблицы. Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими. В качестве заместителей используем на занятиях квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно же, развитие речи. Основателем мнемотехники можно считать П. Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете преподавалась педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Процесс запоминания разделили на четыре этапа: кодирование элементов информации в зрительные образы, сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в памяти. Мнемотехнику в дошкольной педагогики называют по-разному: сенсорно-графическими схемами (В. К. Воробьева, предметно-схематическими моделями (Т. А. Ткаченко, блоками-квадратами (В. П. Глухов, мнемотаблицами для составления рассказов (Л. Н. Ефименкова).

5. Новизна опыта

Новизной опыта по теме «Использование методов наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи» я считаю постоянный поиск логопедом новых подходов, идей организации коррекционно-развивающей работы. Новизной в работе с детьми считаю использование лепбука.

Лэпбук - это тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал. Лэпбук должен быть:

o информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнку;

o эстетичен. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка;

o прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким;

o доступен. Его структура и содержание должны быть доступны для детей дошкольного возраста. Взяв лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться;

o пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра).

Обучение детей с использованием лэпбука имеет свои плюсы: во-первых, мы привьем своим детям любовь к обучению; во-вторых, разнообразим даже самую скучную тему и расширим кругозор, а также обогатим активный словарь; в-третьих, мы вместе с ребёнком научимся структурировать сложную информацию; в-четвертых, разовьем свою креативность и творческое мышление; в-пятых, научим своих детей простому способу запоминания.

Приступив к работе над изготовлением лэпбука, я обнаружила, что литературы, методических и практических разработок по этому вопросу встречается слишком мало. Поэтому, приходится проявлять свою фантазию и творчество и, конечно же, сотрудничать с родителями.

Метод наглядного моделирования позволяет более эффективно усвоить детям предлагаемый материал, повысить познавательный интерес ребенка, создать благоприятный эмоциональный фон, активизировать речь.

6. Адресная направленность опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям, имеющим детей с речевой патологией.

7. Трудоемкость опыта

Трудоемкость опыта в том, что необходимо изготовить не только демонстрационный, но и раздаточный материал на каждого ребёнка, что требует особых затрат времени.

Для достижения положительного результата в коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи логопеду необходимо на начальной стадии использования данного опыта приложить усилия в подготовке и изготовлении демонстрационного и раздаточного материала, дидактических пособий, которые в дальнейшем будут многократно использованы.

Данный опыт будет эффективен только в результате систематической и последовательной работы при творческом использовании как классических, так и новых методов работы.

8. Использование психолого-педагогических технологий

Особенности детей с общим недоразвитием речи определяют необходимость включения в коррекционно-развивающий процесс таких образовательных технологий, которые обеспечат максимально эффективное развитие таких детей.

Метод наглядного моделирования я использую во всех разделах коррекционной работы, тем самым активизируя детей и решая поставленные задачи.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста я провожу по следующим направлениям:

o развитие артикуляционного аппарата;

o постановка, автоматизация звуков;

o дыхательная гимнастика;

o подготовка к обучению грамоте;

o формирование лексико-грамматических категорий;

o развитие связной речи.

Первое, где я начинаю использовать наглядные модели – это артикуляционная гимнастика. Практика показывает, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к снижению качества работы по коррекции звукопроизношения. При ознакомлении детей с названиями артикуляционных упражнений использую картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению (приложение 1)

Это позволяет детям легче запомнить артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению.

Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Ничто так не утомляет ребёнка как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению можно давать разные названия.

Например, положение языка «Иголочка» можно сравнить с жалом, морковкой, стрелочкой острым карандашом, клювом птицы. Упражнение «Маятник» можно представить следующим образом: «часики», «собака виляет хвостом», «рыбка шевелит хвостиком», «качаются ветви деревьев». Для формирования артикуляционных позиций – широкая и узкая «трубочка» - используются игровые задания «Покажи, какие бублики, баранки испекли для мишки, обезьянки» и «Покажи, какие предметы бывают круглыми – колесо, пуговица, обруч, руль. Упражнение «Надувание обеих щёк» преподносится как «хомячок», «толстячки», «колобок», «щёчки - мячики».

Для обыгрывания артикуляционных упражнений использую пособие «Волшебный куб», на каждой стороне которого изображены картинки-символы артикуляционных упражнений (приложение 2)

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы. На этапе постановки звука я использую модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Это дает возможность легче запомнить ребенку артикуляционный уклад и акустическое звучание звука (приложение 3)

На этапе автоматизации звука помогают два вида моделей: профили артикуляции и символы звуков. Картинки-символы подбираются таким образом, что они ассоциируются со звукоподражанием. Например: ЖЖЖ – жук жужжит (приложение 4)

Процесс автоматизации звука длительный. И чтобы быстрее автоматизировать поставленный звук в речи, необходимо заинтересовать, увлечь ребенка. Изготовила игры, пособия на автоматизацию, дифференциацию звуков (приложение 5)

При нарушениях слоговой структуры слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой (приложение 6)

Методы моделирования использую при проведении дыхательной гимнастики. Схематические изображения используются для разграничения ротового и носового вдоха и выдоха. Также использую пособие С. В. Леоновой «Живые картинки» на развитие речевого выдоха. Любимая игра детей на развитие дыхания «Забей мяч в ворота», с использованием кубиков и ватки, теннисного мячика (приложение 7)

На занятиях по обучению грамоте, применяя метод наглядного моделирования, знакомлю детей с понятием «слово» и его протяженностью; учу детей находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой; изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые, мягкие звуки; закрепляю навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели; учу детей графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме. Применяю пособия Т. В. Александровой «Живые звуки», «Светофорчики», «Где звук?», «Звуковые линейки», «Звонкий – глухой» и другие (приложение 8)

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.

Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений, решаемые средствами наглядного моделирования:

учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением (понимать обобщающие слова, слова-антонимы, предлоги и наречия, количественные числительные);

совершенствовать грамматический строй речи (развивать умение изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам, согласовывать числительные с существительными);

учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (дополнять предложение недостающими словами, составлять предложение по вопросам, картинке);

учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования (относительные, притяжательные прилагательные, глаголы с приставками, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и другое).

Метод наглядного моделирования я широко использую на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий. Метод моделирования позволяет детям осознать звучание слова, закрепить правильное употребление грамматических форм, способствует расширению словарного запаса, формирует языковое чутье.

На занятиях использую пиктограммы, наглядные пособия «Учимся правильно употреблять предлоги», «Сложные слова», «Многозначность существительных в русском языке», «Большой – маленький», «Выбери картинку по последнему слогу» и другое (приложение 9)

Успешность обучения детей в школе во многим зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все это требует достаточного уровня развития связной речью.

Использование наглядных моделей и схем в работе по развитию связной речи у детей с ОНР заметно облегчает составление описательных рассказов, заучивание стихотворений, пересказы небольших литературных произведений. Использую метод наглядного моделирования при:

o составлении простых распространенных предложений с использованием картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем, мнемотаблиц;

o обучении детей составлению коротких описательных рассказов по лексическим темам;

o заучивании стихотворений, отгадывании загадок.

o обучении детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов (дословный и свободный пересказ);

o составлении простых предложений, распространенных однородными членами, сложных предложений с союзными словами;

o составлении рассказа по картине и серии картин.

Большой интерес у детей вызывает отгадывание мнемозагадок, заучивание пословиц, скороговорок с использованием мнемотаблиц. При пересказе текста как средство мнемотехники использую картинно-графический план. Мнемотаблица особенно эффективна при разучивании стихотворений (на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Метод наглядного моделирования помогает детям при составлении рассказов по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, при составлении описательных рассказов.

10. Результативность опыта

Использование наглядных моделей помогает детям преодолевать лексико-грамматические трудности путем практических, целенаправленных действий. Дети становятся более внимательными к собственной речи, тем самым сокращается количество аграмматизмов.

Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми считаю эффективным. Анализируя результаты диагностики, полученные в начале и в конце учебного года, можно сделать выводы:

o словарный запас детей значительно повысился;

o дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы;

o у детей увеличился объем знаний об окружающем мире;

o у детей появилось желание учить стишки, составлять рассказы, пересказывать тексты;

o повысился уровень развития грамматического строя речи, навыков звукового анализа и синтеза;

o дети стали внимательными, улучшилась память.

Результаты диагностики (приложение 11)

Вывод: Я считаю, что метод наглядного моделирования необходимо использовать в системе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи. Чем раньше мы будем использовать метод наглядного моделирования в работе с детьми, тем лучше подготовим их к школе.

Публикации по теме:

Годовой план работы учителя-логопеда .

План работы по наставничеству учителя-логопеда Функция наставника. Наличие подтверждающих документов. 1. Копия приказа. 2. Копия положения о наставничестве. 3. План работы по наставничеству.

Опыт работы «Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда» В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Опыт работы учителя-логопеда в летний период В летний период учителем- логопедом подготовительной логопедической группы «Радуга» создавались оптимальные условия для оздоровительной.

Опыт работы учителя-логопеда «Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи» Инновационный опыт работы учителя-логопеда. Любой из нас пришел на свет на этот Творить добро, надеяться, любить. Смеяться, плакать,.

Организация работы учителя-логопеда с родителями Мой ДЕВИЗ в работе с родителями: МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ, НО НЕ ВМЕСТО ВАС! Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит.

Перспективный план работы учителя-логопеда Календарный план работы учителя — логопеда на логопункте. дни недели группа задачи артикуляционная работа развитие лексико-грамматических.

План работы работы учителя-логопеда с родителями на 2017–2018 учебный год План работы с родителями «Для чего нужны занятия с логопедом?» (старшая, подготовительная группа) Консультация Сентябрь «Причины неправильного.

Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы) Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента и даже раньше его должна окружать и родительская любовь. Но родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы учителя-логопеда
Опубликовано: 21 декабря 2017 в 10:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД