МААМ-картинки

Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге

Татьяна Ткачёва
Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие- снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми.

Работу с детьми в данном направлениия велась в течении двух лет через кружок «Светофорик.

Основная цель работы:

Публикация «Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге» размещена в разделах

формирование у детей, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи :

• Создание предметно – развивающей среды.

• Организация различных видов деятельности (прогулок, занятий, игр, бесед, развлечений и т. д., способствующих формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.

• Через организацию развивающей среды продолжить знакомство с пдд, их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.

• Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.

Принципы, которые легли в основу данной работы кружка:

последовательности, наглядности, деятельности интеграции, дифференцированного подхода, преемственности.

Методы и технологии:

• Интерактивный метод обучения.

• Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

• Технология игрового обучения.

• Метод проектов

• Метод наблюдения и беседы.

Этапы:

1 этап – подготовительный

• изучение методической литературы;

• подготовка предметно – развивающей среды;

• анкетирование родителей;

• мониторинг знаний и умений детей по пдд;

• разработка рабочей программы по дополнительному образованию.

2 этап – основной

• внедрение рабочей программы (кружка);

• корректировка применяемых методик уровня отслеживания качества развития детей;

• овладения детьми практическими умениями и навыкам;

• отслеживание уровня познавательных способностей детей;

• повышение педагогической культуры родителей воспитанников по данной теме.

3 этап – обобщающий

• анализ и обработка полученных результатов, их соотнесение с целью и задачами;

• составление творческого отчета по результатам проведенной работы.

В своей работе я опиралась на программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, А. А. Авдеевой, 1998г., так же региональную программу «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» Н. М. Кирилкиной, 2002г, «Правила дорожного движения»Скоролуповой и т. д.

Особое внимание уделяла техническому оснащению, так как оно является одним из важнейших условий формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, это:

• Наглядные пособия.

• Методическая, познавательная и художественная литература.

• Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспекты занятий и развлечений.

• Фотоальбом, детские рисунки.

• Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма.

• Комплект дорожных ситуаций

• Макет по пдд

• Игры

Основная идея работы по данной теме проходила через все виды деятельности.

Значительное место было отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам (к перекрёстку, к проезжей части, к светофору и т. д., работе в автогородке, во время которых знакомила детей с перекрёстком, некоторыми дорожными знаками, где дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров, наблюдали за движением транспорта и закрепили ранее полученные знания на тематических занятиях, таких как: «Улица города (села) и его транспорт», «Мостовая - для машин, тротуар – для пешеходов», «Автомобили, история их возникновения», «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине и т. д. ;

В работе с детьми использовались беседы с решением проблемных ситуаций «Опасности подстерегают нас на улице», «Мы с дорогою на вы», «Правила поведения на проезжей части» и др. ; рассмат-ривание иллюстраций, пособий с изображением дорожных знаков,

дорожных ситуаций, где дети определяли нарушения правил дорожного движения, делали выводы и умозаключения.

В группе ежедневно проводились минутки безопасности, где вместе с детьми повторяли дорожную азбуку. Знания по пдд дети получали и при ознакомлении с познавательной и художественной литературой. Кроме чтения, я использовала заучивание стихов, отгадывание загадок. Постоянное общение с книгой и систематическая работа развили знание основ дорожного движения и творческие способности и умения детей. Эти способности мы реализовывали в инсценировках, драматизациях, выразительном чтении стихов, в сочинении сказок, рассказов.

Организуя занятия и беседы, исходили из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, использовали такие игры, как:

• словесные, дидактические «Подумай и скажи», «Назови вид транспорта», «Опиши транспорт»,

• развивающие, настольные «Дорожные знаки», «Транспорт»,

• сюжетно-ролевых «Шоферы», «АЗС», «Дорога», «Автобус», «ГАИ,

• подвижные «Перебежки», «Горелки», «Стоп», моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожных знаков», эти игры активизировали мышление детей, ставили их перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.

Формируя у детей навыки правильного поведения на улице, я уделяла внимание знакомству с трудом водителей и работников ГИБДД. Объясняла, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения, дети с удовольствием закрепляли знания в с/ролевых играх.

В свободное время дети с интересом рассматривали иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по пдд.

Знания правил дорожного движения находили отражение и в художественном творчестве, как на занятиях, так и вне занятий, В течение года были организованы конкурсы и выставки рисунков: «Такие разные машины», «Дети и дорога» «Внимание, дорога, «Наша улица», «В стране – грамотных пешеходов», «Внимание, дорога и т. д

Интересной формой по закреплению пдд являлись, ежеквартально проводимые в нашей группе, развлечения по правилам дорожного движения : «Главная дорога» (телепередача), «Дорожная азбука», игра-путешествие «В стране грамотных пешеходов»,«Красный, жёлтый, зелёный», «Самый внимательный пешеход», «Ребёнок – главный пассажир», организовывались встречи с сотрудниками ГИБДД и т. д.

Так же наша группа принимала участие в районном конкурсе выступлений агитбригад, пропагандируя основы безопасности жизнедеятельности.

Организуя столь важную работу по данной теме, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников.

Актуальность данной работы состоит в том, что первый социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

С целью привлечения внимания родителей к изучению правил дорожного движения, развитию практических умений по применению этих правил детьми для родителей, в течении двух лет, были разработаны:

- консультации, такие, как: «Совместная деятельность МДОУ и семьи по обучению дошкольников правилам дорожного движения», «Правила безопасности детей. Безопасность на дорогах», «Роль родителей в формировании правил дорожного движения», «Воспитываем грамотного пешехода»

- буклеты «Внимание! Ребёнок и дорога», «Профилактика дорожно-транспортного травматизма»

- листовки «Соблюдать правила перевозки детей необходимо и в автомобиле», «История про Павла, который не соблюдал дорожных знаков»

- информационный стенд «Что можно прочитать детям о дорожном движении», «Чтоб никогда не попадать в сложные положения, надо соблюдать правила движения»

Мною был проведён мастер-класс для родителей и педагогов «Правила дорожные знать каждому положено!». Родители на практическом примере учились, как необходимо знакомить детей с дорожной азбукой. Практическая часть мастер – класса была организована с участием детей, где дети представили родителям уже полученные ранее знания, а родители изготовили альбом «дорожные знаки».

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, в тесном сотрудничестве с родителями, был разработан групповой долгосрочный проект «Азбука безопасности». Реализация проекта осуществлялась через активные формы работы с родителями, целью которых являлось – формирование готовности родителей к сотрудничеству с педагогами д/сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения. Хотелось бы поподробнее остановиться на втором - практическом этапе работы над проектом, в рамках которого проводились мероприятия по обучению детей и подготовке родителей к ознакомлению детей с дорожной безопасностью.

В процессе реализации проекта проводились семинары по проблемам безопасности дорожного движения, на которых родители изучали не только правила дорожного движения, но и методы, формы, средства обучения детей основам безопасности ДД.

Активно и интересно были организованы совместные праздники и развлечения с детьми и родителями: развлечение «Знает вся моя семья, знаю ПДД и я», игра с родителями «Дорожная викторина», «КВН» на которых родители были не зрителями, а активными деятелями, актёрами и учителями.

Активное участие родителей проявлялось в такой форме совместной работы взрослых и детей, как создание стенгазет, фотоальбомов. Интересная форма была представлена родителями группы - альбом «Вкусные семейные занятия», где собраны кулинарные рецепты родителей, которые не только вкусные, но и полезные знаниями, которые раскрывают родители детям в процессе приготовления блюд.

В рамках проекта была организована «Творческая мастерская», где дети совместно с родителями изготовили макет по дорожному движению

«Улицы и дороги нашего села», на котором дети теперь разыгрывают и разбирают дорожные ситуации.

Заключительным мероприятием проекта и его завершением был организован познавательно-игровой конкурс «Мы соблюдаем правила дорожного движения», целью которого было выявление и закрепление знаний и интереса детей, привлечения родителей к совместному обучению детей безопасному поведению.

Анализ мониторинга знаний, умений и навыков выявил положительную динамику сформированности представлений по ПДД у детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что моя система работы помогает дошкольникам овладевать навыками безопасного поведения и чувствовать себя уверенно на дорогах в любой ситуации. Результатом работы считаем отсутствие дорожно-транспортных происшествий с воспитанниками нашего ДОУ.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по изучению правил безопасного поведения на дороге Авторская работа педагога Козлова н И на кож. конкурсе «Бумажная Вселенная» — 2012 г заняла 3 место. Цель: Научить детей правилам безопасного.

Опыт работы на тему «Воспитание безопасного поведения на улицах и дорогах у детей старшего дошкольного возраста» Белова Ирина Германовна, воспитатель МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 9 ст. Старовеличковской Калининского района,Краснодарского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге
Опубликовано: 21 июня 2015 в 19:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД