Светлана Сергань
Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников при знакомстве с историей и культурой Краснодарского края
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт "Воспитание нравственно — патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского края"
1. Литературный обзор состояния вопроса.
Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия (В. А. Сухомлинский). В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. В числе наиболее значимых задач являются формирование с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств : основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям Краснодарского края.
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников при знакомстве с историей и культурой Краснодарского края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Краснодарский край, Краснодар
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Кубань — чудесный благодатный край хлебных полей, привольных степей,
цветущих садов, красивых здравниц, станиц, хуторов, больших малых городов.
Она утопает в зелени лип, платанов, кленов, завораживает терпким запахом
луговых трав, пением жаворонков. Кубань щедро одарена вздымающимися ввысь горами, хвойными и лиственными лесами, бескрайними степями с колышущимися ветром травами, живописными кристально-чистыми горными озерами с нереально-синей водой, теплыми морями, сказочной красоты водопадами, глубокими пещерами. Свои первые нравственные чувства ребё нок приобретает в узком социуме: в семье, детском саду. Вместе с развитием чувств ребенок приобретает понятия «дом», «улица», «малая Родина», «Родина», т. е. та территория, на которой он проживает. Исходя из этого, актуальным является этнический подход к воспитанию нравственных чувств, у детей, живущих на Кубани. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, тем самым, формируя любовь к малой и большой Родине. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность, проявляющую лучшие человеческие качества.
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к малой Родине, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству (Д. С. Лихачёв).
В нынешнее время очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему.
На воспитания нравственных чувств оказывают влияние и исторический этап, и особенности объекта воспитания, и конкретные условия жизни (Виноградова Л. Б). Чувства детей активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, с взрослыми. Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным (К. Д. Ушинский). Нравственно – патриотическое воспитание не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство (Г. Бакланов). Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научить правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании (Лихачев Б. Т).
Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать частью его души (Пунский В. О., Степанищев А. Г., Шахова Г. В.). То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. (В. А. Сухомлинский).
1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.
Тема моего опыта очень актуальна. Как не велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. А мы родились и растем на Кубани. Именно совместными усилиями участники образовательного процесса могут наиболее успешно повлиять на воспитание достойного гражданина.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, к родной станице у него проявляются в чувстве восхищения своим краем, своей малой Родиной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
Внедрение опыта проходило на базе МАДОУ ДСКВ № 15 в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР (5-7 лет) «Чебурашка» в течении дух лет.
Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность, детям был предложен ряд вопросов, с целью определения степени усвоения знаний при ознакомлении с историей и культурой родного края.
Результаты наблюдений, которые велись на протяжении двух месяцев. Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что дошкольники логопедической группы «Чебурашка» нуждаются в более наглядном представлении учебного материала, что позволит лучшему усвоению полученной информации. Не мене важным методом является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в
представленном педагогическом опыте.
Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. В основу опытаиспользовала педагогические принципы и методов обучения, а именно:
Принцип доступности и индивидуальности, - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.
Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
Принцип наглядности является основным в обучении детей декоративно-прикладному творчеству. Любую работу ребенок должен увидеть и выполнять ее по показу педагога. Педагог выполняет работу, а дети повторяют ее вместе с ним.
Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.
Методы формирования сознания личности, которые включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, пример. Они направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах поведения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируется система взглядов, понятий, убеждений. Кроме этого, названные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.
Методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности: предложение и обучение способу установления связи между различными видами деятельности; перспективное планирование; развитие потребности через другую деятельность, обогатить настоящую;
Методы, стимулирующие эмоциональную активность: игровые (воображаемая
ситуация, дидактическая и ролевые игры); сюрпризные моменты; элементы новизны; юмор и шутка;
Методы организации деятельности, обобщения: опыта поведения объединяют такие методы, как приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций. Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – непременное условие развития и воспитания личности. Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. В нашей группе совершенствуется уголок нравственно - патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, о малой Родине, стране. Имеется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родной станицы, Краснодарского края.
Не мене важным методом является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", (А. С. Макаренко). Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети - детский сад.
Нравственно - патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического;
• Знакомить детей с символами Краснодарского края, своей малой Родины: гербом, флагом;
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• Знакомить с историческим прошлым и культурой родного края;
• Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, станице, Краснодарскому краю;
• Воспитывать нравственно-патриотические качества : гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края;
• Воспитывать уважение к труду;
• Формировать толерантность, чувство уважения и интерес к обычаям своего народа и народов;
• Формировать элементарные знания о правах человека;
• Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье;
Также решаются задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Суть нравственно - патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны.
3.2. Актуальность педагогического опыта.
Проблема нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он помогает создать «фундамент» общего развития ребенка, стартовый период для всех высоких человеческих начал. Он формирует личный опыт патриотических чувств ребенка путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины», развивая интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа. Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле,
формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны;
воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов;
развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В настоящее время эта работа особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
В государственной концепции о дошкольном воспитании говорится : «Именно в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим и духовным ценностям». Поэтому предназначения дошкольного образования состоит не только в формировании определенных знаний, но и в развитии базовых способностей личности, её социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни.
Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товари-щей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовать свое поведение.
Все это постепенно, шаг за шагом формирует личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона — это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.
Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.
Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры.
Современная социокультурная ситуация в стране, новые идеологические установки требуют переосмысления цели воспитания и обучения. В основу опыта «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского края» положены следующие принципы:
принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружа-ющего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
принцип тематического планирования материала;
принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;
принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
принцип научности - воспитание и обучение раскрывает детям объек-тивную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.
принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры края, станицы;
принцип креативности - предусматривает инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Научность опыта заключается в познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
3.5. Новизна представляемого педагогического опыта.
На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать и учить по-новому. Это диктует стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть готовы к этому. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартное решение. Поэтому новизной данного опыта является комплексное использование элементов раннее известных и современных методик в воспитании у старших дошкольников патриотических чувств в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского края.
В своей работе я стараюсь гармонично сочетать использование новых современных образовательных технологий, обращаюсь к региональному компоненту, фольклору, народной педагогике, интернет-ресурсам.
Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь этим путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот долог. Поэтому роль взрослого как “социального проводника” очень важна и ответственна. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие; Организация воспитательного процесса в системе «детский сад – семья – социум» требует возвращения в систему образования педагогов, готовых не только учить, но и воспитывать
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.
Это возможно, если заниматься воспитанием детей на основе культуры своего региона, сложившейся веками, и опыта многих поколений. Нужно наполнять наших детей духовной мудростью.
Новизна выполненного педагогического опыта исследования заключается в том, что в нём демонстрируются многоаспектные возможности межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников. Мы знакомим дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом казаков Кубани; охватываем литературный, фольклорный, исторический материал; формируем личность, способную к успешной социализации; создаём обогащённую духовную среду; способствуем самореализации индивидуальности ребенка.