Лучший педагог года 2022

Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста

Наталья Мельникова
Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста

Опыт работы социального педагога Мельниковой Натальи Александровны на тему «Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста»

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.

Методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств.

К средствам формирования толерантности можно отнести :

• традиции;

• общение;

• художественная литература;

• сказки;

• пословицы и поговорки;

• национальные куклы;

• подвижные игры, с использованием национальных атрибутов;

• проектная деятельность;

• произведения искусства и др.

Формы воспитания толерантности :

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Мероприятия и разные виды деятельности дошкольников :

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры и игры других народов;

4) проведение русских народных праздников в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей; праздников народов Востока и мусульманских стран;

6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

7) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

На занятиях использовали разнообразные методические приё мы:

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

• развитие умений невербального общения

• развитие чувства близости с другими

• развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей гармонизацию осознания своего имени, фамилии

• развитие умения соблюдать дистанцию в общении

• развитие умения понимать настроение окружающих

• регулирование своего поведения

• проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения, направленные на:

воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми, воспитание уважения к людям различных национальностей и рас

4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности – рисование

В работе с детьми были использованы:

• Беседы

• Проекты

• Конструирование

• Видеопросмотры

• Экскурсии

• Целевые прогулки

• Фольклорные и тематические праздники

• Театрализованные представления

Работа с родителями.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого я использую разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.

Мероприятия с родителями:

• круглый стол;

• тренинги, семейные игротеки;

• тематические дни в ДОУ;

• консультативный пункт;

• Анкетирование

• Совместные праздники

• Конкурс «Моя родословная»

• Конкурсы совместных рисунков

• Выставки

Цикл проводимых мероприятий позволяет мне в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Публикации по теме:

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Использование видеоресурсов в формировании толерантности у детей дошкольного возраста Всем давно уже известна истина, корни любого поведения человека необходимо искать в детстве. В период детства, как считал Л. С. Выготский,.

Конспект ООД к Дню толерантности «С чего начинается дружба?» для детей младшего дошкольного возраста Конспект ООД "С чего начинается дружба?" Предназначен для детей младшего возраста. Посвящён Дню Толерантности. Цель: формирование у детей.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание социокультурной толерантности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 05:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 февраля. День галстука на МААМ

Слово «галстук» переводится с немецкого языка как «шейный платок». Галстук – это не просто предмет одежды или украшение, а деталь одежды, незаменимая в официальной обстановке. В гардеробе любого мужчины...

5 февраля. День эрудита

 Сегодняшний праздник посвящен людям, которые проявляют всестороннюю образованность и широкие познания в разных областях.  Эрудиты способны не только механически запоминать большие объемы информации, но...


Горячие темочки