МААМ-картинки

Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности

Ольга Егорова
Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности.

Поделилась воспитатель первой квалификационной категории

Егорова Ольга Александровна, МБДОУ «Детский сад № 2», г. Балахны, Нижегородской области.

Публикация «Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Я работаю в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Основным речевым нарушением, с которым дети поступают в логопедическую группу, является общее недоразвитие речи. То есть у дошкольников с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушены все компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, и как следствие, связная речь. Наличие у таких детей вторичных нарушений познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, недоразвитие общей и мелкой моторики создают дополнительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОНР.

Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у детей с ОНР, является театрализованная деятельность, самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

Целью использования театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР является создание условий для развития речевых и творческих способностей у детей с нарушением речи.

Работая по данной теме, решаю следующие коррекционные задачи:

• Обогащать, уточнять и активизировать словарный запас;

• Закреплять правильное произношение поставленных звуков;

• Упражнять в использовании вербальных и невербальных выразительных средств общения;

• Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи в процессе театрально-игровой деятельности;

Воспитывать культуру речевого общения.

Развивать познавательные процессы, мелкую и общую моторику.

Театрализация сказок предполагает большой объем предварительной работы. Мы знакомим детей с литературными произведениями, обращаем внимание на характер героев, изображаем сюжеты, персонажей сказок в различных видах художественной деятельности. Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельности являются составляющими компонентами театрализованных игр.

Работа по данной теме проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского сада. Распределяя роли, мы с учителем-логопедом учитываем речевые возможности каждого ребёнка. При подборе текстов сказок стараемся избегать звуков, которые дети ещё не умеют произносить правильно, и сложных по структуре слов (иногда даже заменяем слова на более лёгкие).

Начинаю разучивать стихи, сказки, инсценировки после проведения тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому ребёнку. Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть они быстро забывают, даже в коротких четверостишиях переставляют слова, заменяют их другими словами или опускают.

При подборе песенного и танцевального материала музыкальный руководитель подбирает небольшие по объёму и мелодичные произведения в спокойном темпе.

Педагог по физической культуре на своих занятиях использует сюжеты сказок, включает элементы театрализованной деятельности для развития выразительности, пластичности и координации движений. Игровая деятельность, используемая на занятиях, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, воображение детей.

Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей. Привлекаю их к работе над театрализацией. Совместно с детьми они читают произведения, просматривают видеофильмы, рекомендованные педагогами по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

На начальных этапах работы с детьми с ОНР основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Стараюсь дать возможность выступить каждому ребёнку даже с самой маленькой ролью. Создавая образ, они учатся преодолевать не только речевые трудности, но и справляться с застенчивостью.

Работа над связной речью посредством театрализованной деятельности проводится поэтапно.

На первом этапе я занималась изучением научно-методической литературы. Мы наблюдали за играми детей, беседовали с ними, проводили анкетирование с родителями. Исходя из анкетирования родителей и опроса детей, выяснилось, что дети совсем не интересуются книгами, родители не читают детям сказок, рассказов. Что дети сейчас больше увлечены компьютерными играми, планшетами, играми в телефонах. Им интереснее играть в компьютерные игры, чем, слушать сказки. В беседе о любимом сказочном герое, любимых сказках, называют героев современных мультфильмов, «страшилок», имена которых взрослым и повторить то сложно, не то что запомнить. Поэтому я начала свою работу с того, чтобы привить к детям любовь к литературе, к сказкам.

Я взяла за правило читать детям перед дневным сном русские народные сказки, рассказы. Причем читала с большим выражением, используя разнообразные приемы выразительности: мимику, жесты, интонацию, изменяла голос, стараясь показать героя, его характер, настроение. Дети с большим интересом и удовольствием слушали и просили почитать или рассказать еще.

Одновременно велась работа с родителями воспитанников. Проводились беседы, консультации, родительские собрания в виде «круглых столов» о том, как прививать любовь к чтению. Были рекомендованы для чтения и рассказывания сказки, юмористические рассказы Носова, Драгунского и др.

На занятиях по речевому развитию я заметила, что дети при пересказе коротких сказок, рассказов не эмоциональны, скованны. Поэтому решила начать работу над развитием мимики и пантомимики. Поначалу детям было очень сложно изобразить радость, грусть, огорчение, боль и т. д. Многим это упражнение не удавалось.

Было очень трудно справиться. И дети сначала стеснялись. Мы стали с детьми вместе перед зеркалами изображать разные состояния настроения. Использовала книгу Н. В, Нищевой «Веселая мимическая гимнастика». Эта занимательная книга очень помогла в развитие мимической и артикуляторной моторики ребенка. Сначала я сама показывала разную мимику сначала ребенку индивидуально, затем стали заниматься с подгруппой детей, а потом и с целой группой. Разнообразные мимические упражнения дети выполняли по показу, глядя на себя в зеркало, а потом уже – без показа, только по названию: рассердились, удивились, погладили маленького пушистого котенка, испугались злой собаки, болит зуб и т. д.

Предлагаю следующие игровые упражнения: «Съешь кислый лимон…», «Рассердись на драчуна…», «Испугаться злого волка…», и др.

Детям очень понравилось гримасничать, и мы с удовольствием выполняли эту гимнастику после утренней гимнастики перед зеркалом в зале, проговаривая и стихи. Вместе с эти проводилась и артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

Вместе с мимикой велась работа над пантомимикой. Я учила детей, как с помощью жестов можно о многом сказать. Я предлагала детям представить, что один находится дома, а другой на улице (болит горло; пропал голос; нельзя говорить, идет концерт;) и пытались изобразить жестами и мимикой :

-Иди сюда;

- Я рад тебя видеть;

- Осторожно;

-Я обиделась;

-Уходи отсюда;

- Остановись. Стоп!;

-Посмотри на него;

- Не подходи;

-Я боюсь! Мне страшно!

- Болит сильно живот, голова, зуб;

На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и речевого аппарата, правильной артикуляции, такие как: «Салют в стакане», «Подуй на снежинку», «Задуй свечку», «Сдуй бабочку с цветка», «Парашютик».

- для развития интонационной выразительности, силы голоса и четкой дикции предлагаю такие игры как «Чудо-лесенка», «Громко-тихо», «Скажи как большой медведь, как маленький медвежонок» и проговаривание различных скороговорок сначала в медленном, затем в быстром темпе.

Далее проводила работу над развитием интонации голоса. Мы с детьми упражнялись произносить по-разному одну и ту-же фразу, не только меняя громкость голоса но и интонацию (ласково, грустно, сердито, строго, нежно)

Благодаря этому движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое.

Я предлагала рассказать детям сказки с помощью жестов и мимики, не пользуясь текстом. Текст читала я, а дети изображали. Сказки брали знакомые (Курочка Ряба, Колобок, Репка, Заюшкина избушка).

Использовала такие игры «Узнай сказку по опорным словам» ( Например: лягушка, стрела, Иван-царевич; девочка, лес, корзинка, пирожки, волк, бабушка, веревочка, дровосеки); «Где мы были мы не скажем, а что делали-покажем».

Затем инсценировали сказку, одев маски героев. По окончанию показа выбирали с зрителями, кто лучше справился с о своей ролью, кто был выразительнее.

На третьем этапе мы переходим к более сложному виду деятельности - драматизации рассказов и сказок с диалогом, стихов, прибауток, потешек. Например, потешки «Курочка-рябушечка», «Гуси, вы, гуси!»

Стихи Маршака «Волк и лиса», Чуковского «Котауси и Мауси».

Дети с большим интересом разыгрывали сценки из сказок, подбирали необходимые атрибуты, сами рисовали недостающие маски, делали героев пальчикового плоскостного театра.

Я старалась привлечь всех детей, особенно замкнутых, тихих, скромных, которые чаще «оставались в тени». Более активным, подвижным детям, старались дать роль беззащитного зайца, мышки, а нерешительному, робкому ребенку предлагала роль волка, медведя, хитрой лисицы. Дети очень ответственно подходили к заучиванию ролей, репетициям. Сначала, мы, взрослые, показывали им где встать, какие движения, жесты надо сделать, как сказать, показывали, какую сделать мимику.

Постепенно дети стали самостоятельно.

Инсценирование сказок очень увлекает детей. Они начинают импровизировать, наряжаться, обыгрывать ту или иную сценку в самостоятельной деятельности.

Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа мини-спектаклей, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Однажды, когда дети заканчивали ходить в детский сад перед уходом в школу, они решили устроить сюрприз – подготовить представление сказки. Причем это был сюрприз не только для детей, но и для нас, воспитателей. Они сами выбрали сказку «Про Али-Бабу и 40 разбойников», распределили роли, проводили репетиции, отпрашиваясь уйти в свободную группу. Причем дети очень ответственно относились к репетициям, ругали мальчиков, которые баловались, отрабатывали реплики. Сами подготовили костюмы, даже репетировали танцы, которые входили в это представление. К нам тогда ходили тройняшки-девочки. Им родители покупали разные карнавальные костюмы, вот они и были инициаторами этой постановки. Родители записали музыку на флешку, и передали нам в день показа. Нас посвятили только накануне представления в эту тайну.

Мы вместе нарисовали афишу, приглашая всех детей детского сада и сотрудников. И вот этот день настал. Дети очень старались. Все прошло замечательно. Пусть у нас не было соответствующих декораций, но артисты подготовились хорошо. Выступали очень хорошо, выразительно произносили текст, используя разнообразные приемы: и мимику и жесты, и интонацию голоса.

Наши артисты сорвали много оваций. Им кричали: «Браво!», «Бис!» и долго аплодировали.

P.S. К большому сожалению подкачал фотоаппарат. Не получились фотографии этого представления.

Представляю другие выступления наших маленьких артистов

Сценка «Пожар на День рождения!» Сценка на Пасху

Сказка «Волшебник Изумрудного города»

Публикации по теме:

Формирование связной речи посредством театрализованной деятельности Сила воздействия иносказательного искусства кукол, сила метафоры очень велика, и мы обязаны не только знать эту силу, но и быть осторожными,.

Нетрадиционные направления работы по формированию связной речи дошкольников посредством сказок На современном этапе развития общества одной из главных задач в речевом воспитании является формирование связной речи у детей дошкольного.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности» В статье раскрыт опыт работы духовно-нравственного воспитания детей средствами театрализованной деятельности. Духовно-нравственное воспитание.

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством сказок» ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВОМ СКАЗОК» Разработала:.

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами» Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами» Воспитателя МДОУ детский сад №10 города.

Опыт работы воспитателя «Гендерный подход в воспитании старших дошкольников» Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ № 31 Малик Татьяна Олеговна Современные дети на вопрос о том, какими они хотят быть.

Опыт работы воспитателя «Развитие творческого фантазирования и воображения посредством познавательной деятельности» Предлагаю к вашему вниманию свой опыт работы на тему «Развитие фантазии и творческого воображения через познавательную деятельность». Представьте.

Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти» Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное.

Опыт работы «Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников»Опыт работы «Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников» К. Д. Ушинский:«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов.

Развитие математических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр — из опыта работы воспитателя Работа детского сада над формированием элементарных математических представлений является одним из средств умственного воспитания ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 9 марта 2017 в 00:03
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Егорова (УИ 556823) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД