Получи документы

Опыт работы: экспериментальная деятельность в ДОУ

наталья киляшова
Опыт работы: экспериментальная деятельность в ДОУ

Описание опыта работы «Экспериментальная деятельность в ДОУ»

Меня зовут Киляшова Наталья Викторовна. Пятый год я занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью. Подтверждая первую категорию, я представила опыт работы в форме презентации по теме: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования». Пятый год я занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью. Подтверждая первую категорию, я представила опыт работы в форме презентации по теме: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования». Мои воспитанники участвовали в районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», где презентовали свои проекты по исследовательской деятельности. Федосеева Анастасия со своей работой «Каким воздухом мы дышим» заняла 1 место. Смирнова Диана с проектом «Удивительный продукт – мед!» то же заработала 1 место!

Публикация «Опыт работы: экспериментальная деятельность в ДОУ» размещена в разделах

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально — исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастные особенности. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Метод экспериментирования способствует формированию интегративных качеств дошкольника. Обеспечивает интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности.

Развитие исследовательских способностей ребёнка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи, и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Требования модернизации образования — поиск новых эффективных форм обучения дошкольников. В пункте 4.6. ФГОС в целевых ориентирах сказано о том, что нужно развивать у детей, инициативу и самостоятельность к познавательно-исследовательской деятельности. На практике это осуществляется через возможность самостоятельно воспринимать детьми простые и сложные опыты, делать выводы. В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты.

Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Хочу чтобы привлекало в занятии опытами детей не только зрелищность (изменение цвета, формы жидкости, но и понимание о том, как это применить в жизни.

В основе работы по детскому экспериментированию я опираюсь на идеи :

— общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе (что нового мы сегодня узнали проведя опыты с воздухом);

— получением новых знаний и сведений, чего-то нового, неожиданного (Понравилось ли вам узнавать свойства воздуха? Хотите еще исследовать эти свойства);

— накоплением обобщенных способов и методов исследования (теперь вы знаете что, воздух легче воды и как это можно проверить).

При анализе деятельности я расставила акценты на то, что уже достигнуто и к чему нужно стремиться, а именно дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Многое в экспериментальной деятельности с детьми моей группы я уже использовала, но есть ещё к чему стремиться, то есть хочу чтобы дети могли самостоятельно:

— выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;

— предлагать возможные решения;

— проверять эти возможные решения, исходя из данных;

— делать выводы в соответствии с результатами проверки;

— делать обобщения.

В рамках реализации основной образовательной программы ДОУ, в образовательной области «познавательное развитие», работа направлена на достижение программной цели, развитие познавательно исследовательской деятельности. Получение положительных результатов в освоении детьми познавательно-исследовательской деятельности обусловлено учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников и постепенным усложнением программного материала (если в младшей группе знакомим детей с обобщающими способами исследования разных объектов и включаем детей в совместные с взрослым практические познавательные действия, то в старшем дошкольном возрасте мы закрепляем умения использовать обобщенные способы обследования объектов и формируем умение определять алгоритм деятельности).

В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей с свойствами воздуха.

Из опыта «Волшебница — вода» при взаимодействии воды и сиропа узнали о её свойстве изменять цвет, опыт «Волшебная рукавичка» помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку.

Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — ребята всё проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес ребёнка к исследованиям, открытиям со временем не угас.

Быть может, в недалеком будущем, из «Любознаек» и «Почемучек», выпускники моей группы вырастут, и станут выдающимися учеными.

С введением ФГОС большое внимание уделяю работе с родителями Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодоверие.

В группе имеется информационный уголок для родителей по исследовательской деятельности. В нем родители могут получить консультацию на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»«Проведение опытов дома», ознакомиться с памяткой «Экспериментирование с водой».

У меня в группе создана лаборатория для экспериментальной деятельности в которой мы проводим исследования. Собраны копилки «Морское дно», «Что у нас под ногами»;

• Приборы– помощники для экспериментирования : весы, магниты, лупы, песочные часы;

Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.

Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объемы:

пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Дополнительное оборудование и материалы.

— детские фартуки;

— схемы для проведения опытов.

Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая способствует достижению поставленных целей, является лэпбук.

Его можно использовать в индивидуальной и самостоятельной деятельности детей, а также в работе с родителями. Лепбук имеет особое место в самостоятельной деятельности детей, он помогает в развитии всех познавательных процессов, сенсорного восприятия и мелкой моторики.

Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

Дети взрослеют очень быстро, легко адаптироваться в социальной среде, самостоятельно находить верные решения, они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

И как сказал В. А. Сухомлинский, «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».

Публикации по теме:

Опыт работы «Театрализованная деятельность в детском саду» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 ГО Староуткинск» Доклад на педагогический совет «Театрализованная.

Опыт работы «Инновационная деятельность в ДОУ» Администрация Ленинского района Муниципального образования «Город Саратов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Опыт работы «Театрализованная деятельность в детском саду» Тема: "Организация театрализованной деятельности в подготовительной группе "Капитошки" Хайбульдинова М. Н., воспитатель, подготовительная.

Организация работы с детьми в летне-оздоровительный период. Опытно-экспериментальная деятельность детей летом Организация работы с детьми в летне-оздоровительный период. Опытно-экспериментальная деятельность детей летом. Лето – благоприятная пора.

Проектная деятельность в старшей группе. Опыт работыПроектная деятельность в старшей группе. Опыт работы Проектная деятельность в старшей группе. Опыт работы. Падают с ветки жёлтые монетки. Под ногами целый клад! Это осень золотая Дарит листья.

Опыт работы «Игровая деятельность детей» Слайд 2 «У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его.

Из опыта работы. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми. Тестопластика и ее значение Из опыта работы: Опытно-экспериментальная деятельность с детьми. «Тестопластика и ее значение для детей» Исследовательская деятельность.

Опыт работы «Театрализованная деятельность в детском саду» Театрализованная деятельность в детском саду. Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих.

Опыт работы «Театрализованная деятельность в детском саду»Опыт работы «Театрализованная деятельность в детском саду» Уже давно известно о значительной роли, которую играет театрализованная деятельность в развитии и воспитании ребенка. Театрализованные представления.

Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО»Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО» Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы: экспериментальная деятельность в ДОУ
Опубликовано: 9 ноября 2019 в 22:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД