Опыт работыТема опыта: «Формирование представлений о здорово образе жизни у старших дошкольников».

Анастасия Раевская
Опыт работыТема опыта: «Формирование представлений о здорово образе жизни у старших дошкольников».

Опыт работы

Тема опыта: «Формирование представлений о здорово образе жизни у старших дошкольников».

Условия возникновения опыта

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на анятиях, в быту и в игре.

Осознавая важность поставленной проблемы, мною был проведен анализ организации познавательных занятий в своей старшей группе и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.

Выявлены положительные тенденции, а именно:

с детьми проводятся занятия по ОБЖ;

осуществляется методическое обеспечение этих занятий;

созданы условия для проведения занятий: экологический уголок;

занятия проводят: инструктор по физкультуре, эколог, воспитатели.

Однако обозначилось проблемное поле:

необходимость приведения познавательных занятий в систему;

необходимость замены иллюстративно-объяснительной модели проведения занятий познавательного цикла на проблемно-поисковую;

поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни;

поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей;

расширение объема содержания занятий.

Работа над формированием актуального педагогического опыта по теме «Формирование привычек здорового образа жизни у старших дошкольников» велась в период 2014-2015 годов.

Результаты апробации технологии опыта, методов и средств развития здорового образа жизни у дошкольников довольно позитивные и дают возможность моим воспитанникам, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Диапазоном опыта

Формирование привычек здорового образа жизни происходит на всем периоде дошкольного детства. Этот возрастной этап характеризуется развитием всех познавательно-психических процессов. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

пребывания ребенка в ДОУ:

режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.

Учебно-воспитательный процесс: занятия “Наша традиция – быть здоровыми!” (гимнастика, познавательная часть, релаксация, учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки, физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости, логопедические занятия (физминутки, словарная работа, рисование (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости).

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников нашей группы.

Организация работы с детьми строится с учетом следующих методических требований:

1. Структура занятий:

1. Организационный момент

2. Гимнастика

3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее

4. Познавательный блок

5. Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.

6. Дидактическая или подвижная игра на закрепление

7. Релаксация под музыку

Продолжительность занятий в старшей и подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

Продолжительность каждого блока занятия может варьироваться в зависимости от психо-физиологического и эмоционального состояния детей на данный момент.

2. Выполнение санитарно-гигиенических требований:

При обследовании дети старшей группы должны знать:

1. Чем отличается живая природа от неживой?

2. Работа с картинками, показать представителей:

1) живой природы; 2) неживой природы.

3. Назвать признака: зимы, весны, лета, осени.

4. Какая связь между живой и неживой природой? (Ответы давать на примере.)

5. Имеют ли объекты неживой природы влияние один на другой? (Примеры.)

6. Влияет ли состояние погоды на поведение и здоровье людей? Как?

7. Какие явления природы наиболее характерные для нашего города? Найти и показать их на картинках.

8. Как охраняют природу в нашем городе?

9. Какой вклад в охрану природы можешь внести ты?

10. Работа с картинками:

1) показать и назвать садовые растения. Какая их роль в нашей жизни?

2) показать и назвать декоративные растения. Какая их роль в нашей жизни? Есть ли среди них лечебные?

При организации проектной деятельности по формированию здорового образа жизни важно ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчеств.

Обозначены прогнозы и задачи деятельности на следующий учебный год, а именно:

1. Разработать систему последовательных циклов познавательных занятий для детей, направленные непосредственно на формирование привычек здорового образа жизни.

2. Углубить содержание знаний

3. Расширить сферу деятельности.

4. Совершенствовать формы и методы работы с детьми в процессе занятий.

В конце учебного года была осуществлена диагностика детей старшей группы, которая показала следующие результаты:

Вывод: Подчеркнем в заключении существенные педагогические условия реализуемости приводимой системы работы:

— система работы возможна при наличии педагогов, не только теоретически подготовленных, но и компетентных в практическом отношении.

— система работы предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей.

— взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников будет конструктивным, если осуществляется через формы работы, которые:

актуальны для конкретного дошкольного учреждения в соответствии со спецификой учреждения;

востребованы родителями.

Автор Раевская А. А.

Публикации по теме:

День здоровья в нашем ДОУДень здоровья в нашем ДОУ День здоровья в нашем ДОУ В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед родителями и педагогами, является сохранение здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в детском садуЗдоровьесберегающие технологии в детском саду От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Опыт работыТема опыта: «Формирование представлений о здорово образе жизни у старших дошкольников».
Опубликовано: 16 марта 2015 в 13:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...
Мастер-класс для педагогов: Сюжетно — ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов»
ель: Знакомство детей с музыкальными инструментами и различными составами оркестров. Задачи: Образовательные: 1. Привлекать детей к правильному...
Конспект итогового занятия «Осень»
Конспект итогового занятия "Осень" Задачи:  Закреплять знания детей об осени.  Уточнить знания детей о деревьях, о плодах деревьев,...