Получи документы

Опыт внедрение технологий ТРИЗ в повседневную работу воспитателя старшей группы детского сада (часть 1)

Анна Маковей
Опыт внедрение технологий ТРИЗ в повседневную работу воспитателя старшей группы детского сада (часть 1)

Несколько месяцев назад начала использовать ТРИЗ в работе с детьми старшей группы. Сначала искала игры в интернете, с переменным успехом пробовала проводить их с ребятами. Шло очень туго, не было понимания, с чего начать, что предлагать дальше.

Публикация «Опыт внедрение технологий ТРИЗ в повседневную работу воспитателя старшей группы детского сада (часть 1)» размещена в разделах

В январе я нашла курсы повышения квалификации именно по ТРИЗу, прошла их и теперь активно выстраиваю работу по внедрению технологии в повседневную жизнь группы. Здесь, как в дневнике, буду описывать те шаги, которые мы сейчас делаем, делиться приемами и играми, анализировать удачи и ошибки.

Перед тем, как начать, хочу отметить, что за месяцы попыток пришла к выводам: от чрезмерного руководства взрослого у ребят пропадает вся радость творчества. Дети молчат, боятся дать неверный ответ или дают "хорошие" заученные ответы, которых чаще всего ждут от них взрослые из ближнего окружения.

С этим препятствием мы и решили справиться на первом этапе.

Итак, исходные данные: дети 5 лет

Цель: раскачать установки ребят на "правильность" и "хорошесть" предметов и явлений окружающего мира, научить находить как плюсы так и минусы в любом объекте или событии.

1 шаг: игра "Противоположности"

Игра эта очень подходит для тех случаев, когда ребята в силу разных причин не слишком хорошо понимают, что значит "наоборот".

Возраст: у меня в группе дети 5-6 лет, но можно начинать играть гораздо раньше, с сообразительными 3-3,5 летними малышами.

В самом начале я выступала в качестве ведущего в этой игре. Играли мы по 1, 2, 5 минут (сколько позволяло время) между разными режимными моментами. Находили противоположные понятия для прилагательных, потом для существительных (например, кубик-мячик). Как только ребята усвоили небольшое количество понятий, которые можно сравнивать в игре "Противоположности", и почувствовали свободу и драйв во время игры я стала передавать роль ведущего наиболее активным ребятам.

2 шаг: игра "Хорошо-плохо"

Эта игра сложнее предыдущей, но так же доступна ребятам уже с 4 лет.

Играя впервые, предложите ребятам такие понятия, которые не вызывают яркий положительных или отрицательных ассоциаций. Такими понятиями могут стать "стул", "кубик", "окно" и другие. Предложите найти в этом объекте что-то хорошее и что-то плохое. При затруднениях, нам помогают фразы-помощники "В (нужное понятие) мне нравится/не нравится. "

Мы часто используем в игре мяч, чтобы четко обозначить переход права высказаться. Если кто-то пока не готов поделиться своими мыслями, он просто передает мячик другому игроку, и вступает игру, когда готов. Я играю на равных, так же предлагаю свои идеи. Важно не подавлять детей своим авторитетом, не подсказывать (это бывает трудно, не критиковать. Иногда даже "хулиганю": предлагаю что-то смешное и необычное, чтобы и ребята не стеснялись делать самые разные предложения.

Пример: "Мне нравится кубик, так как с ним можно играть в разные игры" - "А мне не нравится, что он тяжелый, и Петя им больно дерется"; "Кубик яркий и нарядный, это хорошо" - "У нас нет кубика желтого цвета, это плохо"; "Я умею строить из кубиков башню, это хорошо" - "Башенка из кубиков неустойчивая, это плохо" и так далее.

После того, как дети могут легко найти несколько плюсов и минусов в нейтральных объектах, вводим такие понятия, которые вызывают яркие противоречивые чувства: "укол", "конфета".

Такие понятия дают больше простора для творчества. Наиболее удачной формой игры с ними был "магазин": к ребятам приходят сказочные герои с "злым" и "добрым" характером (Красная шапочка, Василиса прекрасная, Кощей, Баба Яга и др). А товары в магазине одни и те же (у нас это бывают краски, мяч, конфета, скакалка, интересная книга с картинками и самое настоящее яблочко).

"Злым" героям мы предлагаем товар, давая ему отрицательную характеристику: "Баба Яга, купи эти краски. Ох и перемажешься ты ими! Или подбросишь ребятам в детский сад, пусть всю одежду измажут! "Добрым" героям обрисовываем все хорошие стороны того же товара: "Василиса, купи эти краски! Они такие яркие, сможешь красивые картины рисовать!"

Когда и эта игра идет всласть и легко, предлагаю ребятам самое настоящее соревнование! Делю ребят на две команды. Одна команда будет предлагать плюсы, вторая - минусы. На столе изображением вниз кладу карточки с картинками, от каждой команды по очереди выходят и представители и выбирают объект для игры.

Побеждает та команда, которая набрала больше "+" или "-".

На этом пока все, в настоящий мы оттачиваем в этих играх умение находить противоречия, наблюдать за разными качествами вещей, людей и событий, чтобы перейти к более сложным приемам технологии.

Публикации по теме:

Заповеди воспитателя детского сада Готовясь к очередному педсовету,использовала очень хороший материал - заповеди для воспитателей. Решила поделиться ими с Вами. Я думаю,.

Фотоотчёт о подготовке воспитателя детского сада, к празднику осениФотоотчёт о подготовке воспитателя детского сада, к празднику осени Всю осень в дошкольных учреждениях проходят выставки осенних поделок, праздники урожая, и конечно подготовка к празднику посвящённому прекрасному.

Фотоотчёт занятия по ИЗО «Кувшинчик» для старшей группы детского садаФотоотчёт занятия по ИЗО «Кувшинчик» для старшей группы детского сада Тема:«Кувшинчик»Цель:учить детей создавать изображение посуды из целого куска пластилина. Задачи: Образовательные – учить.

Инновационный педагогический опыт «Внедрение методического пособия с аудиоприложением «Потанцуй со мной, дружок». Часть 1Инновационный педагогический опыт «Внедрение методического пособия с аудиоприложением «Потанцуй со мной, дружок». Часть 1 В нашем детском саду созданы оптимальные условия для физического и духовного развития. Уже в младшем дошкольном возрасте закладываются нравственные.

Конспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологийКонспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологий Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”. Задачи: Ввести в словарь детей понятия: транспорт; воздушный,.

Математическое занятие в старшей группе ДОУ с использованием ТРИЗ-технологий «Спасение царевны» Конспект по математике с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе Тема: Цель: - развивать умение находить нестандартные подходы к.

Оформление старшей группы детского сада «Муравьишки»Оформление старшей группы детского сада «Муравьишки» -Почему для всех ребят Лета не хватает? - Лето, словно шоколад, Очень быстро тает! Вот и наступил последний месяц лета - август. дети.

Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада»Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада» Кукла - главная игрушка в жизни ребёнка. Кукла - это образ человека, посредством которого ребёнок познает окружающий его мир, постигает.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт внедрение технологий ТРИЗ в повседневную работу воспитателя старшей группы детского сада (часть 1)
Опубликовано: 19 февраля 2021 в 14:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД