Папки-передвижки

Опыт внедрения традиционной культуры и материнского фольклора в работу Центра консультирования будущих мам и семей

Галина Родченко
Опыт внедрения традиционной культуры и материнского фольклора в работу Центра консультирования будущих мам и семей

Сегодня проблемы семьи и материнства тревожат общество, что обусловлено ростом негативных тенденций в этой сфере: разрушением семьи, отказом от рождения детей, разрывом межпоколенных связей. А ведь это одна из причин современного кризиса семьи является утрата традиционных культурных кодов, отсутствие духовно-осмысленных и нравственных оправданных оснований жизни [1, С. 22].

Публикация «Опыт внедрения традиционной культуры и материнского фольклора в работу Центра консультирования будущих мам и семей» размещена в разделах

На базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №2 Алексеевского городского округа» достаточно давно функционирует Центр консультирования будущих мам и семей, воспитывающих детей раннего возраста с целью организации качественного взаимодействия и решения следующих задач:

• обучение молодых семей навыкам общения со своим малышом в период перинатального онтогенеза и раннего возраста;

• раскрытие вопросов воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до двух лет;

• воспитание «компетентного» родителя;

• ориентирование семьи на организацию здорового образа жизни.

В связи с этим особое значение приобретает обращение к психолого-педагогическому потенциалу русской традиционной культуры, представленному уникальным опытом созидания человеком в полноте его телесно-духовного бытия.

Особое внимание воспитатели в данном Центре уделяют выстраиванию вертикали отношений человека с Творцом, определяемых как развитие духовное, и иерархической горизонтали отношений в социуме, определяемые как развитие нравственное.

Бережное развитие индивидуальности ребенка, формирование личностных качеств как «собственно человеческое в человеке» происходит в детско-взрослой общности в форме постоянного взаимодействия ребенка и взрослого. Мать и дитя – это первая общность в онтогенезе человека. Она зарождается еще в период вынашивания ребенка. Выстраивание этих связей выстраивается в традиционной культуре еще до рождения ребенка.

У будущих мам, обращающихся в Центр, часто отмечается особая духовная напряженность и эмоциональная сдержанность. В то время как воспитание ребенка в народной среде начинается за долго до его физического рождения в заботах о новой жизни. В заботах о новой жизни от беременной женщины требуется, чтобы она жила повышенной, против обычного уровня, нравственной жизнью. Традиционной культурой были выработаны особые норма поведения для беременной женщины, выражавшиеся в системе запретов на деструктивное поведение. Самой будущей матери, ее семье и ближайшему окружению строжайше запрещались все формы агрессии, брань, испуг и т. п. [2, С. 30]. По представлениям христиан, материальная брань может убить плод или способствовать развитию уродств, включая возможные отклонения в духовном мире ребенка.

В период вынашивания плода и подготовки к родам обязательным было установление доброжелательных отношений со всеми членами социума, прощение, а в православной традиции – исповедь и причастие [2, С. 43].

Именно эти нормы поведения становились главными для беременных женщин в Центре консультирования будущих мам и семей.

Так же обязательно уделялось внимание и подготовке женщины и семьи в целом к рождению будущего малыша, т. к. момент рождения оказывается переходным не только для ребенка и матери, но и для всей семьи. Однако если для семь это связано со сменой социальных ролей, то мать и дитя переживают подлинный кризис рождения. Все многообразные телесно-органические связи, сложившиеся в период вынашивания, оказываются разорванными [3, С. 22].

Рождение – это начало процесса обособления и противоположного ему процесса – отождествления. Ребенок еще долгое время находит в системе устойчивых связей со взрослыми, но теперь многие из них в совместной жизнедеятельности направлены на восстановление прерванных связей или на порождение новых, обеспечивающих новую форму единства.

Педагогический диалог матери начинается долгим монологом, ответ на который взрослый пока получает лишь в комплексе оживления, первой улыбке.

Особенностью традиционной педагогики является стремление дать ребенка основные ценностно-смысловые ориентиры как можно раньше – еще в младенчестве. Взрослый, занимающийся с малышом, реализует несколько уровней взаимодействия с ним:

- телесный, проявляющийся в тактильном контакте;

- интеллектуальный, направленный на развитие ассоциативного, логического, образного мышления ребенка;

- семантический, имеющий целью представить ребенку мир смыслов и образов культуры взрослых;

- аксиологический, направленный на ознакомление ребенка с базовыми ценностями традиционной культуры.

Главное средство развития ребенка - материнский фольклор : колыбельные, потешки, первые игры с ребенком.

Народная педагогика смогла превратить повседневную ситуацию общения с ребенком в источник его развития. И с этой педагогикой необходимо познакомить и молодых родителей.

Состояние покоя и уединения, создаваемые колыбельными песнями: важнейшие средства установления связи младенца с взрослым миром. В колыбельных песнях раскрывается традиционная картина мира, определяется место в ней ребенка. Образный мир колыбельных песен как бы поделен на различные взаимоподчиненные сферы. Первый из них – образы христианского мира. Здесь повествуется о том, что ребенок появляется на свет от Бога, получает защитника – ангела, и сама Богородица помогает его растить. Другой, близкий ребенку мир – семья и родные. Он чаще всего представлен образом полноценной трехпоколенной семьи, где все гармонично, взрослые заняты заботой о младенце.

Есть и третий, сказочно-мифологический мир, в котором живет Сон и Дрема, коты – воркоты, Бука и Бабай. Этот мир удален от ребенка, часто опасен и противопоставлении миру семейному и «небесному» христианскому. Здесь впервые появляются персонификации опасности («Волчок», «Бука», чужое, не приветливое к ребенку пространство («лесок», «заморье», осуждаемые и агрессивные действия («украдет сметанку», «ухватить за бочок»,»унесет за лесок»).

Первые материнские игры с ребенком направлены не только на развлечения, но и на освоение им своей целостности, формирование позитивной картины мира, усвоение первых нравственных уроков, развития языковой культуры. Пример всем известная игра «Сорока», которая как и все в традиционной культуре имеет множество вариантов, один из которых сохранился до наших дней. В этой простой игре есть и пальчиковая гимнастика, и нравственный императив отношения к труду (при чем совместному, и основание границ и свойства собственного тела. Важно, что кажущийся дидактизм и морализм всегда снимается «ощущающим смехом». Похлопывание, щекотка, прихватывание носика и других частей тела вызывают искренний смех, прославляющий ребенка.

В материнском фольклоре задается и способ будущего самостоятельного освоении и познания мира ребенком. Известно, что стремление к инвертированию, создании образов – перевертышей, которое затем реализуется в детской субкультуре, обнаруживается у детей сравнительно рано. Прибаутки, перевертыши, небылицы и нелепицы задают ребенку способ познания мира через испытание его на прочность, способность к трансформации.

В материнском фольклоре на самом раннем этапе развития ребенка закладываются основы его мировоззрения, формируются представления о мире, месте в нем ребенка, его будущем задаются способы познания и освоения окружающей действительности.

К сожалению, в наше время традиционный материнский фольклор почти утрачен. Современные родители осознают значение традиционной культуры и развитии детей и стремятся ее изучать и возрождать.

Сегодня накоплен значительный опыт преподавания традиционного материнского фольклора в рамках Центра молодым матерям. В основу курса положен основной принцип традиционной культуры – устное обучение.

Главным результатом курса родителей является раскрытие антропологических смыслов пестования и глубины фольклорных текстов, осознание себя носителями высокой культуры. Практический результат – возможность укладывания малыша без груди, замещая себя своим голосом. Важнейшим эмоциональным достижением является особые переживания единения с младенцем в звуке, радость пения и творчества. Практика совместного звучания, особая радость и оживление младенца в ответ на пение матери, новые полноценные отношения связанные не с обслуживанием и кормлением ребенка, а с особым духовным единением, новая форма «события» отмечаются всеми родителями как неоценимый опыт. Все родители замечают, что младенец начинает больше гулять, петь, играть с мамой в музыкальные игры. Дети становятся более эмоциональными и радостными.

Новая грань материнства, очевидные позитивные изменения в отношениях матери и младенца положительно повлияли и на супружеских отношениях.

Материнский фольклор как практика воспитания всей полноты телесно-духовных измерений человека позволяет современной матери перевести свое бытие с младенца из плоскости чувственно-телесных в плоскость ценностно-смысловых отношений.

Библиографический список

1. Кабакова Г. И. Отец и повитуха в родильной обрядности Полесья. – М., 2001 – 180 с.

2. Листова Т. А. Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспитанием детей Русский Север. Этнические истории и народная культура. – М., 2001. – 200 с.

3. Слободчиков В. И. Антропометрическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург, 2009. – 220 с.

Публикации по теме:

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Фотоотчет об экскурсии в Центр традиционной культуры народов России с детьми подготовительной группыФотоотчет об экскурсии в Центр традиционной культуры народов России с детьми подготовительной группы Цель: Знакомство с профессиями работников Центра культуры. Представление о профессии хореографа, барабанщика и гармониста. Формирование.

Фотозарисовка о V Межрегиональном фестивале традиционной казачьей культуры «Казачья застава» (продолжение)Фотозарисовка о V Межрегиональном фестивале традиционной казачьей культуры «Казачья застава» (продолжение) ФОТОЗАРИСОВКА О V МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ ФЕСТИВАЛЕ ТРАДИЦИОННОЙ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ " КАЗАЧЬЯ ЗАСТАВА" (ПРОДОЛЖЕНИЕ)В селе Казаки к фестивалю готовились.

Фотозарисовка о V Межрегиональном фестивале традиционной казачьей культуры «Казачья застава»Фотозарисовка о V Межрегиональном фестивале традиционной казачьей культуры «Казачья застава» ФОТОЗАРИСОВКА О V МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ ФЕСТИВАЛЕ ТРАДИЦИОННОЙ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ "КАЗАЧЬЯ ЗАСТАВА"Цель фестиваля:Развитие казачьего движения,.

Мини — музей традиционной тряпичной куклыМини — музей традиционной тряпичной куклы В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся.

Награда за интересную работуНаграда за интересную работу Хочется поделиться своей радостью. В канун Нового года я получила от руководства своего МБДОУ №30 "Одуванчик" благодарственное письмо.

Новые варианты традиционной игры «Рыболов»Новые варианты традиционной игры «Рыболов» Данная игра представляет собой набор рыб: на звук [л]- камбала, на звук [р] - карась. С одной стороны рыбки - картинка на соответствующий.

Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции»Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции» Из-за пандемии коронавируса привычный уклад жизни большинства семей резко поменялся. Не работают детские сады и школы, закрыты кружки и.

Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДООрганизация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая.

Выставка традиционной народной куклы.Выставка традиционной народной куклы. Добрый день, уважаемые коллеги! Недавно мне пришлось побывать на окружном фестивале – конкурсе славянской культуры в Новом Уренгое. Там.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт внедрения традиционной культуры и материнского фольклора в работу Центра консультирования будущих мам и семей
Опубликовано: 16 января 2021 в 23:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД