Ольга Николаевна Попова
Из опыта работы «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Одним из важнейших условий обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Приоритетным направлением дошкольного образования согласно требованиям ФГОС, является принцип участия в образовательных отношениях всех субъектов: воспитанников, родителей, педагогов и специалистов ДОУ, т. е. все они являются активными, равноправными участниками, вовлеченными в работу ДОУ.
Публикация «Из опыта работы „Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников“» размещена в разделах
Семейное воспитание уникально по своему воздействию на маленькую личность. И мы, педагоги, понимаем, что без согласования с семьей педагогическое воздействие теряет свой вес, силу, значимость. Только в совокупности друг с другом, только «в одной упряжке» мы создадим оптимальные благоприятные условия, необходимые для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; развивая способности, творческий потенциал каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в целом.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием «партнерство», «взаимодействие», которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Я стремлюсь к тому, чтобы в детском саду и дети, и родители чувствовали себя комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.
Целенаправленно строю свою педагогическую деятельность через решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, активное непосредственное вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Для реализации поставленной цели наметила следующие задачи:
1. Повысить активность и ответственность семьи воспитанников группы и привлечение родителей к сотрудничеству в вопросах развития детей.
2. Содействовать созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).
3. Повышать уровень компетентности родителей.
Взаимодействия с родителями планирую и выстраиваю, используя разнообразные формы сотрудничества, такие, как: организация дней открытых дверей, дружеских встреч; подготовка по внедрению и реализации в ДОУ современных технологий эффективной социализации ребенка в ДО «Клубный час», «Проблемная ситуация», «Волонтерское движение»; презентация образовательной деятельности ДОУ; групповые и индивидуальные опросы (анкетирование) родителей, изучение проблем семей воспитанников; изготовление информационных буклетов; печатные и словесные консультации; совместное проведение досугов, праздников; групповые мастер-классы, круглые столы, дискуссии; привлечение родителей к участию, совместно с детьми, в муниципальных, региональных и международных конкурсах.
Включаю родителей в жизнь детского сада и группы. Традиционно приглашаю заинтересованных родителей на педагогические советы, после которых они сами информируют других родителей, сами принимают решение относительно эффективной реализации целей ДОУ, создают условия по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Говоря, непосредственно, о нашей группе - приглашаю родителей к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о стратегии совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников. Призываю к участию родителей в методических мероприятиях: оснащение и обогащение развивающей предметно пространственной среды группы материалами, пособиями, атрибутами для развития игр; изготовление костюмов, декораций. Заинтересовываю родителей в участии, как лично, так и совместно с ребенком, в выставках, конкурсах разных уровней.
Для создания доверительных отношений между педагогами, родителями воспитанников и детьми в нашем детском саду создана художественно–эстетическая студия «Северная бабочка». В рамках подготовки и постановки театрализованных спектаклей, мюзиклов с участием родителей, детей и педагогов, мной были организованы, а родителями подготовлены и проведены мастер – классы по пошиву костюмов и изготовлению необходимых атрибутов. Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых и детей.
В своей работе заостряю внимание родителей на значение игровой деятельности дошкольников. Не владея педагогической компетентностью о значении игры в жизни дошкольника, о том, что ребенок развивается в игре и через игру получает разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в деятельности, в коммуникативном общении, многие родители интересуются только тем, как прошел день в целом, какое занятие было, что нарисовал, или слепил, как кушал? Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует. В игре можно не обвиняя, не критикуя кого – то конкретно из детей, а с помощью сказочного персонажа показать как правильно или как не правильно ведет себя герой. Не обижая ребенка – указать на недостатки в его продуктивной работе; ведь не воспитатель, не товарищ указал на недостатки, а Чебурашка, на которого и обижаться нельзя.
Разрабатываю игровые обучающие ситуации, в которых не только дети познают что – то новое и интересное от персонажа, но и сами делятся знаниями, разъясняя персонажу проблемную ситуацию. Тем самым, развиваю связную речь детей, умение отстаивать свою точку зрения, рассуждать, а если возникает спорный вопрос, то и искать пути выхода их сложившейся ситуации. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: творчества, осваиваемого опыта жизни, признаков социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, познания мира. Поэтому объясняю значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе. На начальных этапах работы провожу тренинги с родителями, на которых «учу» родителей организовывать игру, развивая сюжет. После таких тренингов, хочу заметить, не уговаривая родителей, не принуждая, взрослые сами предлагают пополнить атрибутами, игровыми материалами какую либо игру и этот опыт более результативен, чем бы я просто просила что – то смастерить. Проявляют инициативу, заинтересованность, оказывают помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек, сбор бросового материала).
Родители имеют возможность предложить свои идеи по проведению мероприятий, мастер – классов. Обращаюсь за помощью к родителям, чтобы принесли иллюстрированные или фотоматериалы, или книги, предметы, необходимые для работы согласно тематическим неделям. Приглашаю их поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими способностями – дети рады, когда мама или папа просто находятся в группе, а, тем более что – то делают вместе: присутствие мамы на утренней гимнастике, на приеме пищи, оказывает помощь в проведении продуктивных видах деятельности или рассказывает о своих профессиональных достижениях и т. д.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. За чашечкой чая родители не чувствуют себя напряженно, настороженно, не посматривают на часы, показывая тем самым, что им это не интересно и что они торопятся. Непринужденно идет обсуждение той или иной проблемной ситуации – родители сами того не подозревая становятся партнерами, инициаторами. После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю практические задания, игры, эстафеты, музыкальное оформление. В некоторых случаях предлагаю родителям совместную деятельность с детьми, а далее перехожу к обсуждению проблемы уже без детей.
Организовывая групповые или индивидуальные консультации, я считаю необходимым рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций стараюсь разъяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.
Помогает сплочению детско-взрослого коллектива такая форма работы, как спортивные соревнования, праздники, ярмарки, гуляния, которые готовят не только сотрудники детского сада с детьми, но активно участвуют в них и родители. И, несмотря на свою занятость, родители откликаются, а по истечению какого - то времени - сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними; повышается родительский авторитет в детско-родительских отношениях.
Анализируя итоги проведенной работы с родителями, могу с уверенностью сказать, что повысился уровень педагогической компетентности родителей; повысилась ответственность родителей за своих детишек; пересмотрены взгляды родителей на деятельность, значимость дошкольного учреждения; сплотились все участники образовательного процесса. Так, дошкольники в детский сад ходят с удовольствием; изменилась, в сторону большей положительной объективности родительская оценка удовлетворенностью организации воспитательно-образовательного процесса, которое получает ребёнок в ДОУ. Родители удовлетворены взаимоотношениями педагога с детьми, который предпочитает педагогику сотрудничества с учетом интересов воспитанников, их устраивает профессиональный уровень педагога, его компетентность, возможность получить конкретный совет или рекомендации по вопросам развития и воспитания ребенка.
В заключение хочется отметить, что преимущества требований Федерального Стандарта к инновационным формам работы с семьями воспитанников неоспоримы, эффективны и многочисленны.
В самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.