Получи документы

Опытно-исследовательская деятельность дошкольников в рамках ознакомления с окружающим миром

елена котыш
Опытно-исследовательская деятельность дошкольников в рамках ознакомления с окружающим миром

«Фундаментальный факт заключается в том,

что деятельность экспериментирования

пронизывает все сферы детской жизни,

все детские деятельности, в том числе и игровую.

Последняя возникает значительно позже

деятельности экспериментирования»

Н. Н. Поддьяков.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В настоящее время стоит вопрос о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения. Одна из задач данной проблемы – социализация личности ребенка и формирование его активной жизненной позиции, самостоятельного принятия решений в отношениях со сверстниками, окружающими взрослыми. Личностно-ориентированный подход ставит в центр личность ребенка, развитие его природных потенциалов, веру в его творческие силы и отвергает принуждение.

Публикация «Опытно-исследовательская деятельность дошкольников в рамках ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах

Особое внимание уделяется социальному развитию детей, находящихся в социально – реабилитационном центре. Основная задача педагогов – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку понять свое место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Часто дети, поступая в центр, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть этот мир помогает педагог, как носитель опыта. В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важных задач, для решения которой выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами известных прогрессивных деятелей в области педагогики (М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). В 1990–е годы профессор Н. Н. Поддьяков, проанализировав и обобщив опыт работы в системе дошкольного образования, пришел к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Недаром пословица гласит «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано внедрение детского экспериментирования в работе с дошкольниками. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она зарождается уже в раннем возрасте, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваивает сенсорные эталоны, простые орудийные действия с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир. С самого рождения детей предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоя-тельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознаком-ление детей с явлениями окружающего мира. Надо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали новые открытия. Задача педагога – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как». Исследования, проведенные Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.

Опытно-исследовательская деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процесс, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи, с изобразительной деятельностью, с формированием элементарных математических представлений.

Цель опытно – исследовательской деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, увеличение объема знаний и навыков и умения применять их на практике.

Задачи опытно – исследовательской деятельности:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире;

2. Знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть и т. д.);

3. Развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

4. Развитие представлений о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость, вода и переход ее в различные состояния, воздух – его давление и сила, почва – состав, влажность, сухость);

5. Развитие умственных способностей – умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

6. Развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимен-тирования;

7. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий;

8. Социально-личностное развитие каждого ребенка – развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Принципы, на которых строится работа с детьми:

1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания - предполагает гуманный подход к целостному развитию личности ребенка, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка;

2. Принцип научности – предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; со-держание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

3. Принцип доступности – предполагает построение процесса развития до-школьников на адекватных возрасту формах работы с детьми; предусматривает решение задач в совместной деятельности педагога и де-тей и самостоятельной деятельности воспитанников;

5. Принцип активного познания – предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятель-ности, инициативы, творчества;

6. Принцип эмоциональной вовлеченности педагога - только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку;

7. Принцип стимуляции любознательности ребенка – стараться использовать игровые, сюрпризные моменты, которые могут вызвать интерес;

8. Принцип безоценочности – способствует развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, акцентируется внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

Организация работы осуществляется по следующим направлениям:

1. Живая природа – характерные особенности сезонов, растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности;

2. Неживая природа – свойства и признаки веществ, состояния веществ и их переход из одного состояния в другое, круговорот воды в природе;

3. Физические явления – свет, магнетизм, упругость, давление и т. д. ;

4. Человек – особенности строения человеческого тела, назначение органов и систем;

5. Рукотворный мир – предмет и его свойства, качества, назначение, качество материалов, связь между свойствами и качествами материалов.

Содержание опытно – исследовательской деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса:

- специально – организованное обучение в форме занятий;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность.

Формы работы:

- занятия,

- плановые эксперименты,

- дидактические игры,

- беседы,

- наблюдения,

- труд.

Формы организации детей:

- индивидуальная,

- групповая (с подгруппой,

- фронтальная (со всей группой).

Для проведения экспериментов предпочтение отдается подгрупповой форме организации работы.

Эксперименты бывают:

- индивидуальные или групповые

- однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.)

По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:

- констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление,

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

- обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По способу применения эксперименты делятся на:

- демонстрационные

- фронтальные.

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.

Структура детского экспериментирования (по Н. Н. Поддьякову):

1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте);

2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст);

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

4. Выполнения эксперимента;

5. Обсуждение.

Для работы с детьми отобраны наиболее эффективные методы. Их можно разделить на три группы:

- методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнить и углубить свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются: причинно – следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование;

- методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приемы, сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата;

- методы коррекции и уточнения представлений при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, беседа).

Работа по внедрению детского экспериментирования в деятельность детей требует от педагога демократического стиля общения. Общение с детьми в ходе проведения экспериментальной деятельности носит доверительный характер, побуждает детей к самостоятельному исследованию и активному познанию. Опытно – исследовательская деятельность помогает дошкольникам понять окружающий мир, способствует усвоению знаний. А ознакомление с окружающим миром имеет большое значение в приобщении ребенка к социальной действительности.

Прежде чем давать знания,

надо научить думать, воспринимать.

В. Сухомлинский.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Выступление на тему: «Использование условных обозначений и мнемосхем в опытно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство ознакомления с окружающим миром «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню, Вовлеки меня, и я научусь» Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит.

Использование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миромИспользование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром Познавательная деятельаность детей старшего дошкольаного возраста приобреатает сложные формы, заметно возрастаают возможнаости интеллеактуальной.

Консультация «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой» «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль.

Создание экспозиции для ознакомления дошкольников с окружающим миром «В гостях у лесовичка-грибничка» Экспозиция «В гостях у лесовичка - грибничка» Идея: педагоги Шевелева Ирина Юрьевна, Гогина Наталья Николаевна Цель: возможность успешно.

Конспект занятия с элементами ознакомления с окружающим миром на тему «Насекомые» ТЕМА: «Насекомые» ЦЕЛЬ: продолжать расширять знание о многообразии насекомых. Познакомить с особенностями их строения. Учить различать по.

Опытно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги» во второй младшей группеОпытно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги» во второй младшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по Познавательно – речевому развитию с включением опытно – исследовательской деятельности.

Протокол «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность» Протокол №3 от 29.03 2016. года. Тема: Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края посредством игры Родительское собрание Тема: «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края через игровую.

Опытно-исследовательская деятельность «Волшебный мир дерева и металла» Цель: Научить детей добывать знания, расширять словарный запас, развивать связную речь через опытническую деятельность. Задачи : Познавательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-исследовательская деятельность дошкольников в рамках ознакомления с окружающим миром
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 23:30
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД