МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке в средней группе

Елена Борзенко
Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке в средней группе

ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА  ПРОГУЛКЕ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

Воспитатель: Борзенко Елена Ивановна.

Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность, постоянное стремление поэкспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес. Исследования предоставляют возможность ребё нку самому найти ответы на вопросы: "как" и "почему". Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира, хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Цели  экспериментирования:

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке в средней группе» размещена в разделах

1. Поддерживать интерес детей к окружающей среде. 2. Развивать познавательные способности, мышление, речь, 3. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в группе мы создали "Уголок экспериментирования". Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

Одним из режимных моментов дня является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных областей.  Прогулку в детском саду можно использовать для укрепления здоровья детей, развития физических качеств и двигательной активности, для закрепления и применения знаний на практике, полученных в ходе совместной деятельности педагога с детьми в группе.

Природа наделила человека таким качеством как любознательность: стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому мы можем говорить о том, что ребенок от природы исследователь: он хочет все трогать, пробовать, экспериментировать.

Эксперименты и наблюдения можно классифицировать по разным принципам:

-по характеру объектов, используемых в эксперименте (с растениями, животными, с объектами живой и неживой природы,

-по месту проведения опытов группе, на участке,

-по количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные,

-по причине проведения (случайные, запланированные).

Особенности детского экспериментирования:

-Детское экспериментирование свободно от обязательности.

-Как в игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.

-В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана.

-Дети не могут работать, не разговаривая.

-Нужно учитывать индивидуальные особенности детей.

- Нужно учитывать право ребенка на ошибку,

-Применять адекватные способы вовлечения детей в работу, соблюдение правил безопасности, способ введения ребенка в целостный педагогический процесс.

- Очень ответственным является конечный этап экспериментирования – анализ результатов и формулирование выводов.

По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой детский сад.

Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.

Поэтому, планируя работу по организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, мы должны использовать 2 типа поисковой деятельности детей – самостоятельное экспериментирование, где инициатором выступает ребенок и специально организованные педагогом опыты.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше.  Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.

На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов связана с сезонными явлениями.

СЕНТЯБРЬ.

1. Состояние почвы в зависимости от температуры.

Цель: выявить зависимости почвы от погодных условий.

Ход опыта :

В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками. Какая она? Тёплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневый). Полить землю (как будто прошел дождь). Предложить опять потрогать ее руками, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки.

Вывод: от холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

2. Тяжелая – легкая.

Цель: выявить зависимость тяжести почвы от погодных условий.

Ход опыта :

В солнечный день предложить потрогать землю руками. Какая она? Сухая (рассыпается в руках). Полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее руками (она стала липкой, склеивается в комочки). Выдать каждому ребенку по 2 пустых пакета. Предложить детям насыпать в один пакет сухую землю, а в другой – мокрую, «взвесить».

Вывод: от влаги почва становится тяжелее сухой.

3. Свойства веществ.

Цель: формировать представление о твердых и жидких веществах.

Ход опыта :

Раздать каждому ребенку деревянные палочки. Воспитатель просит обследовать их, постучать ими, сломать. Сколько теперь стало палочек(2). Попробуйте их соединить в одну. Получается? (нет) Те же действия дети проводят с мелом. Что у деревянной палочки общего с мелом? (они твердые)

Вывод: если сломать что-то твердое, то снова сделать их целыми нельзя.

4. Твердый – жидкий.

Цель: продолжать формировать представление о твердых и жидких веществах.

Ход опыта :

Раздать каждому ребенку травинки. Воспитатель просит обследовать и порвать их. Сколько получилось частей? (2). Попробуйте их соединить в одну. Получается? (нет) Далее воспитатель раздает каждому ребенку по 2 одноразовых стаканчика. В один наливает воду. Предлагает «сломать» воду в стакане, перелить часть воды в другой стакан. У всех получилось 2 части воды? (да) А теперь из двух частей сделайте одну. Дети переливают воду обратно в один стакан.

Вывод: твердый предмет можно поломать, но снова сделать целым нельзя. А воду можно «сломать» и соединить в одно целое, потому что она не твердая, а жидкая. Все жидкие вещества делятся, а потом соединяются в одно целое.

ОКТЯБРЬ.

1. Свойства мокрых и сухих веществ.

Цель: знакомить детей со свойствами мокрых и сухих песка, почвы.

Ход опыта :

Раздать детям по 2 пластмассовые бутылочки. Предложить наполнить одну бутылочку сухим песком и сухой почвой, а вторую – мокрыми веществами. Какой песок и почва лучше наполняют бутылку? Сухие или мокрые? (сухие).

Вывод: рассыпчатые вещества (сухой песок и сухая почва) лучше наполняют емкости, чем мокрые.

2. Свойства песка.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами.

Ход опыта :

Воспитатель дает детям пластмассовые бутылки, наполненные сухим и мокрым песком. Показывает, как можно делать дорожки и рисовать узоры на земле.

Вывод: мокрый песок из бутылки не выпадает, тогда как сухой свободно высыпается.

3. Тяжелый – легкий.

Цель: выявить зависимость тяжести песка от погодных условий.

Ход опыта :

В солнечный день предложить потрогать песок руками? Какой он? Сухой (рассыпается в руках). Полить песок (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать его руками (он стал липкий, склеивается в комочки). Выдать каждому ребенку по 2 пустых пакета. Предложить детям насыпать в один пакет сухой песок, а в другой – мокрый, «взвесить».

Вывод: от влаги песок становится тяжелее сухого.

НОЯБРЬ.

1. Свойства мокрого песка.

Цель: познакомить детей со свойствами песка.

Ход опыта :

Предложить детям намочить песок водой и понаблюдать за его высыханием. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек. Сравнить.

Вывод: мокрый песок лепится, сухой рассыпается. Мокрый песок высыхает на солнце.

2. Первые заморозки.

Цель: выяснить зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Ход опыта :

В две банки налить одинаковое количество воды. Одну вынести на холод, а другую оставить в группе. Провести наблюдение через время. В банке, которую вынесли на улицу, вода замерзла.

Вывод: вода замерзает на холоде. Жидкость превращается на холоде в твердое вещество.

3. Состояние почвы в зависимости от температуры.

Цель: выяснить зависимость состояния почвы от температуры воздуха.

Ход опыта :

Воспитатель предлагает детям потрогать руками почву на солнце и ту, которая в тени. Постараться разбить земляные комочки теплые и холодные.

Вывод: земля на солнце теплее и теплые комочки легко разбиваются. В тени земля холодная. Комочки примерзают и не отрываются от земли. Земля от солнца прогревается.

ДЕКАБРЬ.

1. Движение воздуха.

Цель: показать детям, что воздух движется.

Ход опыта :

Предлагает детям помахать руками перед лицом. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Вывод: воздух не «невидимка», его движение можно почувствовать.

2. Что в пакете?

Цель: выявить свойства воздуха.

Ход опыта :

Предложить детям обследовать пакет. Узнать, что в нем?

Вывод: воздух невидим и невесом.

3. Вода не имеет формы, запаха.

Цель: развивать познавательность в процессе экспериментирования с водой.

Ход опыта :

Воспитатель разливает воду в сосуды разной формы. Предлагает понюхать ее.

Вывод: вода не имеет ни формы, ни запаха.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе как часть проекта»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе как часть проекта» Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность-как часть проекта». Всем давно известно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.

«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы "Разноцветная поляна" Цель: Создать условия для развития интеллектуальных способностей, внимания, мышления детей в разных видах деятельности.

Опытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группеОпытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группе Цель: формировать знания о плавучести предметов, понять механизм погружения и всплытия подводной лодки. Материалы и оборудование: несколько.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группеОпытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группе Цель мероприятия:познакомить детей со свойствами бумаги. Задачи: - знакомить детей с одним из способов исследовательского поведения - сравнение.

Опытно-экспериментальная деятельность в нашей группе продолжается  (фотоотчет)Опытно-экспериментальная деятельность в нашей группе продолжается  (фотоотчет) В умывальной комнате также проводили опытно-экспериментальную деятельность с целью представления детям о том, что в помещении вода появляется,.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Путешествие во времени»Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Путешествие во времени» Опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: Путешествие во времени Цель: организация опытно-экспериментальной.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «В лаборатории молока»Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «В лаборатории молока» ПредисловиеОднажды в школе на родительском собрании я получила контрольную работу своей дочери. За один пункт мне стало стыдно по-настоящему.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Такие разные песок и глина»Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Такие разные песок и глина» Карпова Елена БорисовнаОпытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Такие разные песок и глина.»Цель:Развитие познавательной.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Царица-водица»Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Царица-водица» Опыты несомненно помогают увидеть и изучить получше этот мир. Если описывать словами какое-то явление, ребенку будет непонятно и не интересно.

Познавательная опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группеПознавательная опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность во 2 младшей группе Пояснительная записка. Познавательная активность у детей младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке в средней группе
Опубликовано: 27 октября 2020 в 18:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД