Получи документы

Опытно — экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Уголек, как золото: и блестит и ценится».

Светлана Яковлева
Опытно — экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Уголек, как золото: и блестит и ценится».

Опытно – экспериментальная деятельность «Уголек, как золото : и блестит и ценится».

Цель: Содействовать расширению знаний детей о полезном ископаемом – угле. Включать детей в поисково – познавательную деятельность через опытно – экспериментальную работу.

Задачи:

Образовательные – способствовать систематизации знаний об угле: его свойствах, значимости для людей; содействовать закреплению умений исследовать предмет с помощью разных органов чувств;

Публикация «Опытно — экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе „Уголек, как золото: и блестит и ценится“,» размещена в разделах

Развивающие – содействовать развитию познавательного интереса к окружающему миру; обогащению словарного запаса детей; формированию связной речи, памяти, внимания; способности наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать;

Воспитательные – содействовать воспитанию интереса и любви к родному краю; бережному и ответственному отношению к миру неживой природы.

Материал:

Демонстрационный:

- кукла Незнайка, посылка;

- иллюстрации с изображением карьера и шахты, шахтёра, мартеновского цеха, хлебобулочных изделий;

- уголь, молоток, салфетка, лупа, прозрачная ёмкость с водой, спиртовка, щипцы, металлическая ёмкость;

- знаки - символы

Раздаточный материал:

- кусочки угля, лупа, прозрачные ёмкости с водой;

- перчатки, бейджики «лаборант»

Ход:

- Ребята, сегодня к нам за помощью пришёл Незнайка. Давайте послушаем его.

Незнайка – Мне пришла посылка, но я не могу её открыть. Она откроется, если отгадаешь загадку, а я никак не могу её отгадать.

- Ну, что, ребята, попробуем помочь Незнайке? Слушайте внимательно:

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

Дети отгадывают загадку и посылка открывается.

Н. – Камень! Это кто-то пошутил! У нас и так много камней на дороге. Зачем мне он?

- Незнайка, этот камень не простой…

Н. – Он, что золотой?

- Можно сказать и так. Уголёк, как золото и блестит и цениться. Люди называют его чёрным золотом. Это каменный уголь и на дороге, Незнайка, он не валяется.

Ребята, давайте объясним Незнайке, где и кто добывает уголь. Дети с помощью иллюстраций рассказывают Незнайке о способах добычи угля: открытый – в карьерах и подземный – в шахтах, о профессии шахтера. … Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы. (картинка). Этот камень когда –то был растением… .вот послушайте про него сказку…

«Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров».

Вот так образовался уголь!

Н. – Вот это да! А я этого не знал! Но зачем мне нужен уголь? Что я буду с ним делать?

Воспитатель достаёт из посылки иллюстрацию с изображением хлебобулочных изделий.

- А будешь ты, Незнайка, пирожки да булочки печь!

Н. – Он, что съедобный? (пытается укусить). Ой-ой-ой! Чуть зуб не сломал!

- Что, ты, что ты, Незнаюшка, осторожно! Уголь не едят, но он поможет тебе испечь пышные пирожки!

Ребята, а вы знаете, как нам уголь поможет пирожки испечь? ( ответы детей: печку растопим и испечём пирожки)

Н. – А около печки холодно, наверно? (Ответы детей)

- Незнайка уголь самый ценный источник тепла

Н. – а у меня нет печки….

- Знаешь, Незнайка, а у нас в детском саду тоже печки нет, но есть батареи с горячей водой, ребята, а почему в батареях вода горячая? ( Ответы детей: она нагревается на котельной и по трубам под землёй идёт в наш детский сад и в дома, а топят котельную с помощью угля)

- Да, да, да – вода кипит, бурлит по тубам бежит и от пара ещё турбины работают – электричество нам вырабатывают! Дома тепло и светло! А знаешь, Незнайка, если бы не было угля, посылка могла бы к тебе не прийти.

Н. - Как это не прийти, её же не уголь привёз!

- Ребята, а вы догадались, как уголь помог посылке до Незнайки добраться? (её на машине привезли, или на самолёте, или корабле) А из чего делают транспорт? Из металла. (Показ иллюстрации с изображением мартеновской печи.) Металл делают на металлургическом заводе, расплавляют железную руду, заливают в нужные формы, а потом мастера делают из неё и машины, и рельсы для поездов и многое другое, даже игрушки для вас!

Н. – Как интересно!

- Да, Незнайка, это очень интересно узнавать что-то новое. Все наши дети очень любознательные – любят получать новые знания. И я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию, чтобы исследовать свойства угля. Вывеска «Детская научная лаборатория» Предлагаю всем лаборантам прикрепить бейджики, надеть перчатки и занять свои рабочие места. Вот мы с вами уже не просто дети, а лаборанты! Если вы не против, то я буду вашим научным руководителем.

Итак, приступим к исследованию угля.

1. Давайте определим его внешние качества, то есть то, что нам могут рассказать наши глазки. Какой уголь? Дети: - Уголь чёрный и блестящий. Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите? (ответы детей). Уголь - бугристый как дерево… давайте скажем это слово…

Ставим на доску знаки– символы.

2. А теперь выясним, что же нам расскажет об угле наш носик? Давайте понюхаем его. Чем он пахнет? (у него нет запаха) Ставим на доску знак – символ.

3. Ребята, как вы думаете, почему уголь называют каменным? Что общего у него с камнем? Давайте крепко сожмём его в руке. Изменил он форму? Верно, нет. Почему?. Он вёрдый как камень. Долгое время считалось, что он сродни камню. Ставим на доску знак – символ.

4. Уголь очень твёрдый, но прочный ли он? Сейчас мы исследуем его на прочность. Этот эксперимент лучше проводить стоя. Встаньте, пожалуйста, задвиньте стульчики под столы. Положите кусочек угля в салфеточку, возьмите молоток в правую руку, а левую спрячьте за спину. Зачем мы это делаем? Правильно это техника безопасности, её всегда соблюдают в лабораториях. А теперь осторожно ударьте по кусочку угля. Что произошло? (Уголь рассыпался на маленькие кусочки) Что это значит? (уголь не прочный).

- Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень. Можно сказать по- другому – хрупкий. Ставим на доску знак – символ.

5. Садитесь за столы, познакомимся еще с одним свойством угля. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит (появляются пузырьки). Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул. Почем (Он тяжёлый). Ставим на доску знак – символ.

6. Помешайте его палочкой, что мы видим. Растворился уголь. Это ещё одно свойство угля – в воде он не растворяется. Ставим на доску знак – символ.

7. А что будет, если мы подожжём уголь? Давайте попробуем. Для этого в лаборатории используют спиртовку.

Н. - Дайте мне, я подожгу уголь.

- Что ты, Незнайка, я тебе это не доверю. Здесь надо соблюдать правила безопасности: работать с огнём надо очень осторожно. Ребята, а чем же мне взять кусочек угля, чтобы не обжечься? (Щипцами)

Что происходит с каменным углем? Но ведь камни не горят. Почему же горит уголь (предположения детей). А дерево горит? Это ещё раз доказывает, что угль образовался под землёй из деревьев, которые росли на Земле в доисторические времена, миллиарды лет назад. Если посмотреть на уголь в микроскоп, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже и насекомых.

Горение – самое главное свойство угля! Ставим на доску знак – символ.

8. Что можно ещё сказать про уголь? Посмотрите на свои руки. Невелик кусок угля, а пачкает. Вот так выглядит шахтёр после работы. (показ фотографии). Это ещё одно его свойство – уголь пачкает. Ставим на доску знак – символ.

Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? Дети называют свойства угля с опорой на знаки – символы: каменный уголь чёрный, блестящий, бугристый, не пахнет, он твёрдый, но хрупкий, тяжёлый, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит, пачкается.

- Ну, что Незнайка, убедился, что это не просто камушек.

Н. –Я и подумать не мог, что он такой ценный. И кто же мог мне его прислать?

- Я думаю, что о тебе позаботился настоящий друг!

Н. – Я расскажу всем своим коротышкам, пусть они тоже знают какой он полезный, может им пригодиться!

Вот наша работа в лаборатории и закончилась… Ребята, вам понравилось быть лаборантами? Маша, что тебе понравилось? Ты хорошим была лаборантом? А ты, Коля, что нового узнал об угле? Будем в дальнейшем ещё экспериментировать? Договорились.

Публикации по теме:

«Хочу всё знать». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе«Хочу всё знать». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе П\С: Формировать ознавательный интерес к кружающему миру. Развивать связную речь, умение делать свои умозаключения и грамотно их высказывать.

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе «Песочные рисунки»Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе «Песочные рисунки» .

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)» Цель: развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления.

Опытно-экспериментальная деятельность «Лепим куличики» в первой младшей группе Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Лепим куличики» в первой младшей группе Программное содержание: - Познакомить детей со.

Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию «Ветер-ветерок» Предварительная работа: • Наблюдение за ветром на прогулки; • Игры с султанчиками, вертушками; • Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»,.

Опытно-экспериментальная деятельность «Капелька-Снежинка» в подготовительной группе Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей дошкольного возраста, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы.

Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группеОпытно-экспериментальная деятельность в младшей группе IMG]/upload/blogs/detsad-338643-1429435110.jpg[/IMG] Файл "/upload/blogs/detsad-338643-1429435371. Ни что так не развивает познавательные.

Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группеОпытно-экспериментальная деятельность в младшей группе Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «В лаборатории молока»Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «В лаборатории молока» ПредисловиеОднажды в школе на родительском собрании я получила контрольную работу своей дочери. За один пункт мне стало стыдно по-настоящему.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: Опыты с бумагой Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: Опыты с бумагой Цель работы: формирование у детей знаний и представлений о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно — экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Уголек, как золото: и блестит и ценится».
Опубликовано: 29 июня 2015 в 13:47
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД