Папки-передвижки

Опытно-экспериментальная работа по развитию процесса словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи

Мария Тарасова
Опытно-экспериментальная работа по развитию процесса словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи

Опытно-экспериментальная работа по развитию процесса словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи

В последние годы количество детей, испытывающих трудности в обучении, значительно возросло. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является нарушение в усвоении и использовании правил орфографии. Успешное усвоение орфографических знаний, умений и навыков возможно при достаточной сформированности грамматического строя речи (способности к словообразованию и словоизменению, умению строить и употреблять различные модели предложений, лексики. Как известно, дети с общим недоразвитием речи с трудом овладевают не только фонетико-фонематической стороной речи, но и более сложными языковыми закономерностями.

Публикация «Опытно-экспериментальная работа по развитию процесса словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Грамматические нарушения в речи детей с общим недоразвитием речи являлись в течение нескольких десятилетий предметом интереса многих ведущих исследователей (Н. Л. Евзекова, Л. Н. Ефименкова, Г. И. Жаренкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Т. Б. иличева и др., но, несмотря на это, проблема их изучения остается актуальной до сих пор.

В исследованиях в области логопедии описаны методы и приемы работы по преодолению различных нарушений грамматического строя речи, в том числе и нарушений словоизменения. Учитывая степень распространенности нарушений грамматического строя речи и тот факт, что перед детьми младшего школьного возраста встает задача изучения языка как учебного предмета, весьма актуальным является выявление характера сформированности операций словоизменения. Недостатки в усвоении словообразования и словоизменения порождают трудности в овладении родным языком в целом, в частности, провоцируют ошибки в грамматическом разборе, написании и употреблении словоформ, тормозят общее речевое развитие школьника. Таким образом, развитие операций словоизменения представляет собой значимую проблему совершенствования логопедической практики.

У детей с общим недоразвитием речи, по данным А. В. Ястребовой[1], формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, так как значения грамматических форм более абстрактны, а правила грамматического словоизменения многообразны, особенно это касается словоизменения глагола.

Грамматические формы словоизменения, типы предложений появляются у детей с общим недоразвитием речи, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ее общим недоразвитием проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и фрм формально- языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития [2].

Выделяются следующие неправильные формы словоизменения у младших школьников при общем недоразвитии речи :

1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных, например: «режет нож»«режет ножом»; «желтый мячи»«желтый мяч»; «мало ложков»«мало ложек»;

2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных, типа: «нет четыре пуговиц»«нет четырех пуговиц»;

3) неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями, например: «птицы летит»«птицы летят»; «она ушел»«она ушла».

процессе словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи недостаточно функционируют процессы выявления правил и закономерностей морфологической системы и их обобщения в процессе порождения речи[3].

Среди форм словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания мдели существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

Особенности нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи представлены в работах. Е. рибвй[4],. . раугтт [5] и др. Указанные авторы отмечают, что дети с общим недоразвитием речи затрудняются при именном и глагольном управлении, при согласовании, не используют предлоги и союзы, в их речи нет правильного употребления родовых и числовых окончаний. Преобладают корневые слова, лишенные флексий, отмечается морфологическая неоформленность высказывания.

У всех без исключения детей с общим недоразвитием речи прослеживается такой аграмматизм, как отсутствие верного согласования прилагательного и числительного с существительным в роде и числе.

Состояние функции словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи отстает от детей с нормальным речевым развитием. Младшие школьники с отставанием в речевом развитии начинают изучение грамматических правил в условиях незаконченного формирования устной речи, в которой неправильно употребляются многие грамматические формы и прежде всего окончания слов. Это может в дальнейшем резко затруднить усвоение учащимися правил орфографии, поскольку на этот процесс влияет их несовершенная устная речь. Поэтому необходимо проводить логопедическую работу уже на начальных этапах обучения в школе.

Проведено исследование на базе МОАУ «Начальная общеобразовательная школа №33» г. Оренбурга, целью которого являлось изучение сформированности системы словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи. В исследовании принимали участие 10 детей с 7 до 9 лет. Из них 3 девочки и 7 мальчиков. Все дети, участвующие в эксперименте, посещают школьный логопункт с заключением: общее недоразвитие речи.

Для проведения исследования использовались модифицированные методики Р. И. Лалаевой [6], Г. В. Чиркиной [7].

Задание 1. Диагностика сформированности существительных по падежам.

Задание 2. Диагностика сформированности умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе.

Задание 3. Диагностика сформированности умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

Задание 4. Диагностика сформированности умения изменять глаголы по числам.

Задание 5. Диагностика сформированности умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Задание 6. Диагностика сформированности умения согласования глаголов с личными местоимениями.

Задание 7. Исследование умения согласовывать имена существительные с именами числительными «два» и «пять».

Оценки результатов:

5 баллов выполнение задания без затруднений и ошибок.

4 балл – исправление отдельных ошибок самостоятельно или после замечаний экспериментатора.

3 балла – значительные затруднения и многочисленные ошибки в словоизменении, помощь экспериментатора помогает выполнить задание до конца.

2 балла – нарушение усвоения навыка словоизменения в большинстве случаев.

1 балл – правильные ответы лишь в отдельных случаях, помощь экспериментатора неэффективна.

Результаты исследования, отражены в таблице 1.

Результаты диагностики процесса словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи

Имя

1 2 3 4 5 6 7 Итог

1 Света П. 1 2 1 3 1 2 2 1,7

2 Саша Л. 2 3 1 4 1 2 3 2,3

3 Егор Ц. 2 2 1 2 3 3 2 2,1

4 Дима М. 1 2 1 2 2 2 3 1,9

5 Федя С. 2 2 2 2 1 2 3 2,1

6 Ева Н. 1 3 1 3 1 3 2 1,7

7 Костя Ф. 3 2 3 4 2 2 2 2,7

8 Алина Х. 2 3 1 4 2 3 3 2,3

9 Петя З. 1 2 2 3 2 2 3 1,9

10 Миша У. 2 3 1 3 1 2 2 2,1

Средний балл 1,7 2,4 1,3 2,9 1,6 2,3 2,4 2,0

Исходя из данных, отмеченных в таблице 1, можно говорить о следующих фактах:

В группе испытуемых выявлены нарушения словоизменения, выражавшиеся в неправильном изменении существительных по падежам - трое детей не справились с заданием, шесть детей допустили большое количество ошибок, один испытуемый допустил незначительные ошибки, со второй попытки.

У испытуемых, проблемы вызвали задания на согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе. Хотя все дети справились с заданием, шесть человек допустили большое количество ошибок, четверо детей допустили незначительные ошибки после второй попытки.

Пять детей из группы испытуемых не справились с заданием на образование имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа, только двое детей справились с заданием с множественными ошибками и трое детей допустили незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда.

При выполнении заданий на изменение глаголов по числам дети показали самые высокие результаты, хотя и допустили незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда.

В заданиях на согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе шесть человек не справились вообще, а четыре показали результат с множеством ошибок, при согласовании глаголов с личными местоимениями, результаты были выше, но при том, что все дети справились с заданием, они допустили большое количество ошибок.

Анализ результатов исследования выявил неправильное согласование числительных с существительными практически у всех испытуемых, так при выполнении данного задания три человека испытывали значительные затруднения и допускали многочисленные ошибки в словоизменении, выполнить задание до конца смогли только при помощи экспериментатора, при этом у семи человек, при выполнении данного задания, наблюдаются нарушения усвоения навыка словоизменения в большинстве случаев.

Трудности выработки словоизменительных навыков у младших школьников необходимо учитывать в коррекционно-педагогической деятельности по преодолению общего недоразвития речи.

Сравнительное комплексное исследование выявило у детей с общим недоразвитием речи более низкий уровень сформированности и качественное своеобразие навыков словоизменения, выявленные нарушения необходимо учитывать при планировании коррекционной работы.

Таким образом, на основе результатов исследования нами были подобраны следующие дидактические упражнения и игры для формирования прцесса словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи :

1. Совершенствование умения изменения существительных по падежам.

1. «Назови парные картинки»

Носок – носки; пчела – пчелы; стол - столы; рот – рты; шкаф – шкафы.

2. «Назови картинки по порядку»

Запомнить, перевернуть –назвать их в том же порядке.

3. «Найди себе пару»

Разбить детей на две команды. Первая команда получает картинки с изображением одного предмета, а вторая – несльих. Ребенок из первой команды говорит : «У меня бант”. Из другой– “У меня банты”. модели Эти дети становятся рядом.

2. Совершенствование умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе.

1. Возьмите силуэты деревьев, подберите лист к своему дереву. Какой это лист, какая ветка?

лист рябины- рябиновый, а вета:

лист осины – осиновый, а ветка:

лист тополя – тополиный, а ветка:

2. Игра с мячом «Какой это предмет?»

Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, который обладает этим признаком и возвращает мяч логопеду. Далее логопед бросает мяч по очереди другим детям. Например:

Широкая — улыбка, кровать, улица, тропа, дорога,лента, река, спина, лопата.

Широкий — ручей, луг, ремень, подоконник, проход, туннель, лоб, пластырь.

3. Игра в лото «Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательного)

Игра представлена в двух вариантах:

1-й вариант. У детей картинки с изображением предметов разного цвета детей картинки. Логопед называет цвет. соображения слжившаяся Дети находят картинки с предметом этого цвета, затем называют цвет и предмет (например, у меня синий шарф, у меня синяя резинка).

2-й вариант. У детей картинки с изображением предметов одного цвета. Логопед называет предмет. Дети находят картинки с данным предметом у себя и называют его цвет (например, у меня красная конфета, у меня желтая конфета и т. д.).

3. Совершенствование умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

1. Продолжи предложения (по изображениям)

лесу много деревьев, грибов, ягод…

2. «Чего здесь много, а чего мало?»

3. «Поручения»

– Игра с зайкой.

– Давай попросим зайку принести четыре шарика.

– Что сделал зайка?

4. Совершенствование умения изменять глаголы по числам

1. Подбор картинок к слову.

Логопед: Про кого я сказала «спала».? (Дети показывают картинку с изображением коровы.) Про кого я сказала «спал»? (Дети показывают картинку с изображением быка.) Про кого я сказала «спали»? (Дети показывают картинку с изображением телят)

2. Закончить предложения, изменяя слова.

а) Бежать.

Кот. (бежал). Собака. (бежала). Мыши. (бежали).

б) Играть.

Ваня. (играл). Света. (играла). Ребята. (играли).

3. Составление предложений по изображениям.

Логопед раздает предметные картинки, с изображением животных. Дети должны составить предложения, пользуясь этими картинками, например: Кот мяукает.

5. Совершенствование умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе

1. Детям дается задание закончить предложения такого типа:

На дворе залаяли. (собаки).

Около дороги росли. (ели).

И т. д.

2. Игра забывать «Он, она, они».

Согласование глаголов прошедшего времени в роде и числе. Задавая вопрос, например, «Что делал мишка?» или «Что делала кукла?», логопед показывает картинку. Когда же задается вопрос с местоимениями «он», «она», «они», логопед показывает сразу две картинки.

- Что делал мишка? – Он спал. – Что делала кукла? - Она спала. – Что они делали? - Они спали.

3. Игра «Умная стрелка»

Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, и стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, с изображением действия.

Логопед называет действие (рисует, играют, строят, умывается и т. д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают по ней предложение. (Дети строят башню. Девочка причесывается расческой и т. д.)

6. Совершенствование умения согласования глаголов с личными местоимениями

1. Игра «Послушный ребенок».

Логопед. Сейчас я попрошу тебя что-то сделать, а ты - послушный ребенок – отвечаешь, что делаешь, показывая картинку. - Иди! - Я иду! -Стой! -Я стою! Беги! - Я бегу! Читай! - Я читаю! и т. д.

2. Игра «Что спросила мама?».

Ты бежишь? (Я бегу.) Ты несешь? (Я модели несу.) Ты ешь? (Я ем) и т. д.

3. Игра «Дружные ребята».

Мы идем, и вы идете. Мы поем, и вы (поете). Мы берем, и вы. (берете).

7. Совершенствование умения согласовывать имена существительные с именами числительными

1. Считаем по-другому!

У логопеда на столе стоят матрешки (не больше семи).

Логопед: Сколько матрешек на столе?

(Дети считают вместе)

Кто хочет посчитать сам? (Считает один ребенок)

теперь закройте глаза. (Убирает две матрешки)

Сколько я убрала матрешек?

2. Рассматриваем картинку.

Логопед: Чье изображение на этой картинке? Правильно, здесь изображен модели петух.

Про что у петуха можно сказать «одна»?

(Одна голова, одна бородка)

Про что можно сказать «два»? (Два крыла, два глаза)

3. Чего не хватает?

Логопед: Ребята, посмотрите на картинки и скажите, сколько и чего не хватает у животных, которые здесь изображены?

Чего нет у кошки? (Четырех лап, двух ушей)

Коррекция отклонений речевого развития у детей общим недоразвитием речи является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, с целью обеспечения готовности этих детей к обучению грамоте.

У младших школьников с общим недоразвитием речи формирование процесса словоизменения происходит путем поэтапной системы формирования речи.

Процесс нормализации речи детей должен осуществляться с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи.

К наиболее важным из них относятся:

1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала на основе решения мыслительных задач.

2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Коррекционная работа обеспечивает овладение детьми грамматически правильной, связной речью, элементами грамоты, а также фонетической системой родного языка. Значительную часть детей это готовит к обучению в общеобразовательной школе.

5. Принцип системного взаимодействия между различными компонентами языка, необходимого для понимания закономерных связей между различными проявлениями речевой недостаточности и предвидения системного эффекта педагогического воздействия [8].

6. Патогенетический принцип. Преодоление патологического механизма речевого дефекта является основным содержанием логопедической работы.

7. Принцип последовательности. В процессе поэтапной работы реализуется каждое из коррекционных направлений.

8. Принцип отбора лингвистического материала. Одним из важных условий коррекции является правильно подобранный лингвистический материал.

Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится по следующим направлениям:

- совершенствование умения изменения существительных по падежам.

- совершенствование умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе.

- совершенствование умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

- совершенствование умения изменять глаголы по числам.

- совершенствование умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

- совершенствование умения согласования глаголов с личными местоимениями.

- совершенствование умения согласовывать имена существительные с именами числительными [9].

Таким образом, дальнейшее любое пряда направление состоит из конкретных модели требуют заданий, системы интересный фрм развивающих порядка упражнений, коррекционной работы форм мдернизации по прогрессивного выделенным пдгтви модернизации направлениям, с помощью подобранных упражнений позиции пзиции позиции будет способствовать буславливает дальнейшее формированию навыка дальнейшее забывать словоизменений очевидна слжившаяся и слжившаяся модели устранению выявленных интересный забывать нарушений порядка у чевидна детей младшего школьного возрастам форм с общим недоразвитием модернизации речи.

Трудности выработки словоизменительных пзициис навыков модели у младших дальнейшее интересный школьников порядка необходимо слжившаяся соображения учитывать в коррекционно-педагогической деятельности по преодолению общего недоразвития речи.

Исследование показало, что в связи с выявленными особенностями формирования процесса словоизменения у школьников с общим недоразвитием речи значимым и важным является своевременная организация коррекционно - логопедической работы. При общем недоразвитии речи необходима многоуровневая и комплексная работа, требующая особых усилий и методов, а также совместной работы логопеда, психолога, семьи, учителя или воспитателя.

Таким образом, предложенные нами дидактические упражнения и игры для формирования процесса словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи позволяют преодолеть имеющиеся нарушения и повысят успеваемость школьников.

Список литературы

1. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М. : Аркти, 2000 – 124с.

2. Левина Р. Е. Характеристика ОНР у детей// Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. –М. : Просвещение, 1967. – с. 67-85.

3. Лалаева Р. И., Серебрякова И. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб, 2001 – 69 с.

4. Грибова О. Е., Бессонова Т. П., Ипатова Н. Л. и др. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М. : Просвещение, 1998. – 169 с.

5. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. СПб., 1994 – 98с.

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб, 1999. – 134 с.

7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2008. – 168 с.

Публикации по теме:

Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи «Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,.

Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи "Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи". Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей.

Коррекционно-развивающая работа по развитию произвольного запоминания младших школьников с нарушением интеллекта Память играет исключительно важную роль в жизни человека. Без запечатления в памяти того, что мы воспринимаем, переживаем и делаем, невозможна.

Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Составили: Громова Т. Е., Солнцева И. М. Воспитание, охрана здоровья, физическое развитие.

Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речиЛогосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Одной из важных задач в коррекционной работе с детьми с ОНР является развитие связной речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерны.

Методические разработки для младших школьников «Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников» Аннотация Методическое пособие содержит описание методик и игр, целью которых является формирование и закрепление у подрастающего поколения.

Особенности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи Особенности вербальной памяти у детей с Общим недоразвитием речи. Учитель-логопед Гунченко Е. Н. ГКУСО «Ставропольский социальный приют Росинка».

Психологическая помощь детям с общим недоразвитием речи (ОНР) и их родителям Первый свой опыт общения с близкими людьми ребенок получает в семье. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда и его контакты.

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность в том, что имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной монологической речи.

Современное состояние проблемы изучения нарушений понимания речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Современное состояние проблемы изучения нарушений понимания речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. 1.1. Развитие импрессивной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная работа по развитию процесса словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 1 октября 2019 в 07:29
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД