Папки-передвижки

Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста из неполных семей

Смирнова Татьяна
Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста из неполных семей

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

2.1. Изучение речевого развития детей в условиях отсутствия одного из родителей

Публикация «Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста из неполных семей» размещена в разделах

Для проведения констатирующего эксперимента мы взяли детей группы №3 «Карапузы» ДОУ №3 «Незабудка» г. Протвино. Из списочного состава детей выбрали две группы : контрольную (9 детей из полных семей) и экспериментальную (9 детей из неполных семей).

В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста :

- выявление уровня восприятия речи, взрослого,

- выявление понимания речи взрослого,

- выявление объема активного и пассивного словаря,

- выявление состояния звукопроизношения,

- определение уровня активного словарного запаса детей,

- выявление состояния контекстной речи,

- выявление состояния грамматического строя речи.

Для изучения «развития речи детей раннего возраста» мы применяли следующие методики:

МЕТОДИКА № 1. «Изучение понимания речи».

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого. Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).

Процедура проведения: исследование было проведено инди-видуально с каждым ребенком

1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.

2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.

3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.

6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку).

7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировку задания повторяли несколько раз.

Обработка данных.

Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов :

1 раз - 2 балла,

2 раза - 1 балл (при выполнении задания,

Обаллов - (при невыполнении задания).

Более 2 раз - 0 баллов.

Если ребенок набрал от 11 - до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.

От 7 до 10 баллов - Средний уровень понятия речи.

От 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.

МЕТОДИКА № 2. «Найди игрушку».

Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т. д.)

Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли обращенную к нему речь.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов : качество выполнения:

5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведённых фрагментов, определяющих результативность.

Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.

3-4 балла - 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.

0-2 балла - 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.

Выводы об уровне развития речи.

5 баллов - высокий уровень.

3-4 - средний уровень.

0-2 - низкий уровень.

МЕТОДИКА № 3. «Кто это».

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка, овощи (капуста, морковка, картофель, редиска, домашние животные (кошка, собака, попугай, транспорт, игрушки, птицы).

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.

1 балл - наличие правильного ответа.

Обаллов - неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

10 баллов - высокий уровень объема словаря,

7-9 -баллов - средний уровень,

2-6 балла - низкий уровень.

0-1 балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 4 «Назови, что ты видишь».

Цель: Выявить состояние звукопроизношения.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив конце слова. Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.

Обработка данных.

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировали ошибки в произношении звуков: в начале, середине и юнце слова.

Также мы отмечали, сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.

Оценка результатов.

Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.

13 баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.

10-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сфор-мировавшиеся в его произношении: «р».

5-9 баллов - не произносит звуки «р» смычные, щелевые.

0-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.

Выводы об уровне развития.

13 - баллов - очень высокий уровень

10-12 баллов - высокий уровень.

5-9 баллов - средний уровень.

0-4 балла - низкий уровень.

МЕТОДИКА № 5. «Расскажи по картинке».

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.

Материал: серия сюжетных картинок.

Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок:

1. «Мальчик вскапывает землю».

2. «Мальчик сеет».

3. «Мальчик поливает цветы».

4. «Мальчик собирает цветы».

Если ребенок отвлекался и не мог понять, что изображено на картинке, то мы разъясняли и специально обращали внимание на это.

После того, как рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.

Обработка данных :

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.

Оценка результатов.

10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять приведенных в таблице фрагментов речи.

8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.

6-7 баллов -6-7 фрагментов речи.

4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.

2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.

0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высокий уровень развития речи.

8-9 баллов - высокий уровень,

4-7 баллов - средний уровень.

2-3 балла - низкий уровень.

0-1 балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 6. «Опиши картинку».

Цель: выявить состояние контекстной речи. Материал: сюжетные картинки.

Процедура, проведения: исследование было проведено индиви-дуально. Мы предъявляли ребенку сюжетные картинки:

«дети играют в жмурки», «мама и папа учат Иру кататься на лыжах», «Миша и Саша бегают на перегонки», «врач лечит Олю», «дядя Миша ухаживает за розами». Предъявляется следующая инструкция: «посмотри внимательно на картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему усмотрению». Параметры качественной оценки.

1 - у существительных (категории единственного и множественного числа).

2 - 2-у глаголов (категории единственного и множественного числа).

3- категории совершенного и несовершенного вида.

4 - предлоги.

5 - наличие местоимений.

6 - связная речь.

Оценка результатов.

6 баллов - в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи,

4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи,

0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития.

6 баллов - высокий уровень.

4-5 балла - средний уровень,

2-3 балла - низкий уровень,

0-1 балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 7.

«Опиши картинку».

Цель: выявить состояние грамматического строя, речи.

Материал: сюжетные - картинки.

Процедура проведения: ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на которую требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов.

Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.

1 фразы: короткие - 1 балл

элементарные - 2 балла,

развернутые - 3 балла,

свободные - 4 балла.

2. употребление фраз, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях - 2 балла.

3. употребление предлогов - 2 балла.

Выводы об уровне развития грамматического строя.

7-8 баллов - высокий уровень,

3-7 баллов - средний уровень,

0-2 баллов - низкий уровень.

2.2. Обработка результатов исследования

В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи. Таблица 1, таблица 2.

Сравнительный анализ результатов исследования по развитию речи детей экспериментальной и контрольной групп. Диаграмма 1, диаграмма 2.

В результате проведения эксперимента мы получили следующие данные.

Таблица 1. Уровень развития речи экспериментальной группы.

И. Ф. ребенка М 1. М. 2. M.3. М. 4. М. 5. М. 6. М. 7. Сумма баллов

1. Вика П. 11 5 9 9 3 0 3 40

2. Кирилл Л. 12 5 4 4 2 1 3 28

3. Саша И. 11 5 5 8 3 5 3 40

4. Варя С. 8 3 3 7 3 2 0 29

5. Степан Ф. 4 2 1 6 2 0 0 15

6. Полина С. 17 5 10 10 7 2 4 57

7. Даша А. 10 3 1 3 2 1 0 23

8. Влад М. 9 3 2 7 3 1 2 27

9. Женя П. 13 5 10 10 8 6 4 56

Таблица 2. Уровень развития речи контрольной группы.

И. Ф. ребенка М1. М2. М3. М4. М5. М6. М7. Сумма баллов

1 1. Ярослав У. 13 5 8 10 9 4 6 55

2. Андрей М. 15 5 10 8 8 6 5 57

3 3. Варя Ж. 14 5 7 13 7 5 7 58

4 4. Соня П. 13 5 6 8 9 5 4 50

5 5. Марат О. 12 5 9 10 6 5 6 53

6 6. Давид Р. 12 5 10 8 8 5 3 51

7 7. Лиза С. 10 4 10 13 7 5 2 47

8 8. Даша А. 13 4 8 13 10 5 2 55

9 9. Вова П. 13 5 10 8 8 3 3 5

Для наглядности оформим полученные данные графически

Диаграмма1.

Результаты, полученные во время констатирующего эксперимента.

Диаграмма 1. Результаты, полученные во время констатирующего эксперимента (контрольная группа).

Контрольная группа

Уровни оценки: 55,6 % - высокий уровень, 33,3% - средний уровень, 11,1 % - низкий уровень.

Диаграмма 2. Результаты, полученные во время констатирующего эксперимента (Экспериментальная группа).

Экспериментальная группа

Уровни оценки 0 - высокий уровень, 77,8% - средний уровень, 22,2 % - низкий уровень

В ходе эксперимента было отмечено, что высокий уровень развития речи был выявлен у 5 детей контрольной группы (55,6%) и ни у одного из экспериментальной. Эти дети не испытывали никаких затруднений при выполнении задания. Дети не испытывали смущения и проявляли явный интерес к заданиям. Уровень понимания речи соответствует возрастной норме. Дети сосредоточенно всматривались в предмет, брали его в руки, игрушки вызывали ответную реакцию, дети улыбались и пытались локализовать свои действия, легко вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь. Также наблюдалось соответствие возрастной норме по уровню объема активного словаря. Дети безошибочно называли все картинки. Известно, что в 3-4 года звукопроизношение еще не сформировано в норме, поэтому тот результат, который продемонстрировали дети обеих групп, соответствовал норме. Дети стали более общительными со сверстниками, речь детей проста для восприятия, в речи детей наблюдалась последовательность и связь между содержанием картинок. Иногда возникали трудности в ходе рассказа по опорным картинкам.

Как правило, они возникали у детей экспериментальной группы, которые никогда не сталкивались с подобными ситуациями, и, следовательно, не имели представления о том, какое действие на ней изображено. Дети использовали с нашей помощью различные фрагменты речи : существительные, глаголы, союзы, наречия, местоимения и предлоги. Были отмечены хорошие показатели состояния контекстной речи. В речи детей наблюдались слова - существительные категории единственного и множественного числа, например: моет - вымыл, и у глаголов, например: пилит-пилят. Дети пользовались предлогами, встречались в речи детей местоимения. В целом речь детей приближена к связной.

Средний уровень развития речи был отмечен у 3 детей контрольной группы, что составило 33,3 % и у 7 детей экспериментальной (77,8) %. Затруднения у этих детей возникали в основном в недостаточном понимании речи. Дети справлялись с заданием частично. В обиходном словаре детей не наблюдались обобщения, понятий, а восприятие бытовой фразы и дифференцировка далеких звуков наблюдалось в изолированном положении. Такие наблюдались отклонения состояние звукопроизношения. Дети заменяли звуки при помощи последних, которые уже имелись в речи. Иногда дети сокращали и слоговую структуру слова. Придиагностики уровня контекстной речи мы выявили ошибки, в употреблении местоимений, дети путали "он-она", "я-он". Наблюдалось множество аграмматизмов. Речь детей скудная, не выразительная, элементарная.

Низкий уровень развития речи был выявлен уодно ребенка из контрольной группы (11,1 %) и у 2 детей из экспериментальной группы (22,2%). У детей из экспериментальной группы наблюдалось сильное смущение при общении. Как правило, дети не понимали задаваемые вопросы, поэтому необходимо было повторять задание несколько раз. Удовлетворительное понимание обращенной речи ведет к тому, что у детей наблюдается ограниченный экспрессивный словарь, аграмматично построенные фразы и отсутствует самостоятельный рассказ. Этот уровень характеризуется очень сильным отставанием в развитии звукопроизношения. В речи детей наблюдались сплошные аграмматизмы, речь трудна для восприятия.

У детей с низким уровнем наблюдается отсутствие интереса к предложенному заданию. Дети не могли сосредоточиться, а также возникали трудности в понимании инструкции. Каждая предъявленная картинка вызывала у данной категории детей затруднения. Дети не могли сразу рассказать о том, что видят. Только с помощью наводящих вопросов они могли описывать содержание картинок. Некоторые дети не улавливали связи между изображенными на картинках действиями, вследствие чего последовательности в рассказах не наблюдалось.

Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития речи детей раннего возраста, находящихся в условиях социально-психологической депривации явно отстает от развития речи детей, воспитывающихся в полной семье. Для таких детей необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы ребенка и, главным образом, активизировала бы коммуникативные потребности.

Выводы по главе II

На базе ДОУ №3 «Незабудка» г. Протвино, мы провели эксперимент, в котором участвовали дети 2-3 лет. Предметом нашего исследования выступали процессы речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в неполной семье. Жизненная обстановка, в которой воспитываются дети. Уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности, имеет большое значение для развития речи. В этой связи воспитательные воздействия должны, на наш взгляд, проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно - психического, педагогического и психологического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

В процессе изучения влияния социальной депривации на речевое развитие детей мы лишние раз убедились в том, что у детей, воспитывающихся в неполных семьях наблюдается отставание в речевом развитии. Особенно это отражается на детях раннего возраста. В последние года проблема психических лишений стала наиболее актуальной.

Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воз-действие в условиях детского сада должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии, происходит медленнее, формировать их будут организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и. на-выки в повседневной жизни.

В основу проведенных методик были положены следующие параметры: выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимание речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения, определение состояния контекстной речи и грамматического строя. В своем эксперименте мы использовали 7 методик. В результате исследования мы получили данные, доказывающее явное отставание в развитии речи детей экспериментальной группы, что отразилось в качественном и количественном анализе. Для отставания детей необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы ребенка и, главным образом, активизировать коммуникативную потребность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ проблемы целесообразности и необходимости включения коррекционных мероприятий в комплекс логопедический мер по преодолению отставания в развитии речи у детей рапного возраста, находящихся в условиях социально- психологической депривации.

Изучив теоретический аспект онтогенеза речевого развития, мы пришли к выводу о том, что развитие речи возложено только в тесной связи с взрослым. Недостаток такого общения существенно сказывается на развитии у детей речи и психики. Эта проблема отражена в трудах отечественных и зарубежных исследователей, в области педагогики и психологии. Такое ограниченное общение прослеживается у детей, воспитывающихся в неполных семьях. Поэтому целью нашего исследования явилось определение психолого- педагогических условий успешного речевого развития детей, воспитывающихся без отца. На базе ДОУ №3 «Незабудка» г. Протвино, мы провели эксперимент, в котором участвовали дети 2-3 лет. Предметом нашего исследования выступали процессы речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в неполной семье. Жизненная обстановка, в которой воспитываются дети. Уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности, имеет большое значение для развития речи. В этой связи воспитательные воздействия должны, на наш взгляд, проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно - психического, педагогического и психологического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

В процессе изучения влияния социальной депривации на речевое развитие детей мы лишние раз убедились в том, что у детей, воспитывающихся в неполных семьях наблюдается отставание в речевом развитии. Особенно это отражается на детях раннего возраста. В последние года проблема психических лишений стала наиболее актуальной.

Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воз-действие в условиях детского сада должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии, происходит медленнее, формировать их будут организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и. на-выки в повседневной жизни.

В основу проведенных методик были положены следующие параметры: выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимание речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения, определение состояния контексной речи и грамматического строя. В своем эксперименте мы использовали 7 методик. В результате исследования мы получили данные, доказывающее явное отставание в развитии речи детей экспериментальной группы, что отразилось в качественном и количественном анализе. Для отставания детей необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы ребенка и, главным образом, активизировать коммуникативную потребность.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста На сегодняшний день экологическая грамотность,.

Формирование полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста из неполных и полных семей Актуальность нашего исследования заключатся в том, что на сегодняшний день количество неполных семей увеличивается, тем самым изменения.

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. При правильной, целенаправленной и систематичной познавательной деятельности у ребенка будут успешно формироваться все личностные черты,.

Опытно-экспериментальная работа по использованию методов ТРИЗ-технологии для развития творческих способностей детей Программа опытно-экспериментальной работы по применению ТРИЗ – технологии в практики дошкольной образовательной организации Современное.

Опытно-экспериментальная работа в первой младшей группе «Как вода меняет цвет»Опытно-экспериментальная работа в первой младшей группе «Как вода меняет цвет» Цель: рассмотреть на опыте изменение окраски воды. Задачи: - Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Вид проекта: групповой, краткосрочный. Тип проекта:.

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста» Проект: «Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста» Долгосрочный проект «Маленькие исследователи» Актуальность. В.

Проект с детьми раннего возраста. Опытно-экспериментальная деятельность «Интересная бумага» Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста. Воспитатель: Пронькина Татьяна Матвеевна. «Интересная бумага». Актуальность.

Выступление на РМО «Опытно-экспериментальная работа со старшими дошкольниками необходимость и значение» Слайд 1 Тема нашего метод. объединения «Опытно – экспериментальная работа со старшими дошкольниками- необходимость, значение» Слайд 2 Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста из неполных семей
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 10:26
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД