МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная работа «Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ»

Екатерина Дьяченко
Опытно-экспериментальная работа «Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ»

ПРЕДМЕТ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Развитие детского музицирования.

ЦЕЛЬ ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Разработка методик, способствующих развитию музыкальных и творческих способностей детей с помощью игры на детских музыкальных инструментах.

ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Публикация «Опытно-экспериментальная работа „Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ“» размещена в разделах

1. Внедрение в практику новых подходов к развитию музыкальности детей в рамках программы.

2. Разработка дидактических пособий.

3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

4. Создать условия для музицирования дошкольников в зависимости от деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, театрализованной).

5. Создать комфортные условия пребывания воспитанников в детском саду.

6. Содействовать к сотрудничеству детей и взрослых.

7. Приобщить детей к творчеству.

ГИПОТЕЗА:

Развитие музыкально-исполнительских навыков у детей, раскрытие их творческих способностей через игру на детских музыкальных инструментах.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

анализ литературы по исследуемой проблеме;

обобщение и систематизация теоретического материала;

целенаправленное педагогическое наблюдение;

изучение и обобщение передового педагогического опыта других музыкальных руководителей, педагогов различных уровней по музыкальному воспитанию (преподавателей по фортепиано в музыкальной школе, учителей музыки и др.);

диагностика уровня развития музыкальности детей;

опытно-экспериментальная работа по развитию детского музицирования в ДОУ.

1. Исторический аспект развития инструментальной деятельности.

Музыкальные инструменты живут с человеком с глубокой древности до наших дней. История не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты, относящиеся к II - III векам до нашей эры, которые являются прообразами ныне существующих.

Каким же был первый музыкальный инструмент? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. Сначала человек немного испугался - звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом освоился с необычным деревом. Человек ударил по нему, то ускоряя, то замедляя темп: бум-бум! Бум- бум! Мелодию на нем, конечно, было не сыграть, зато можно подать сигнал. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал инструмент поменьше, чтобы брать с собой. Взял кусок древесины и выдолбил его. К тому времени музыкант уже понял, что полые предметы издают звук, если по ним ударять. Так, например, звучит пустой, твердый, высохший плод, высохший череп животного.

А однажды за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Просто хотел высосать из кости мозг и ничего больше. Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, куда громче, чем глухое бормотание выдолбленной деревяшки.

Неужели полую кость и кусок выдолбленной древесины уже можно считать музыкальными инструментами? Оказывается, можно. Из одного полого предмета извлекаешь глухой звук, из другого - более звонкий; если дуть в длинную кость, звук получится низкий, а если в короткую - высокий. Тетива лука, когда пускаешь стрелу, тоже звенит и звенит по-разному, смотря по тому, как она натянута - сильнее или слабее.

Так появилась мелодия. А вместе с мелодией - музыкальные инструменты. Можно сказать, что тетива лука, полая кость и выдолбленное дерево - родоначальники всех музыкальных инструментов.

2. Детское инструментальное музицирование.

Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития дошкольников трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и, прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.

Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношениях длительностей звуков мелодии). При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание.

Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной деятельности, в частности в пении. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному воспитанию.

3. Виды музицирования.

В ДОУ детское инструментальное музицирование можно разделить на сольное и коллективное, то есть - игра в оркестре. Сольное музицирование требует высоких знаний, умений и навыков у ребенка, требует больше подготовки, внимания. Поэтому сольному музицированию уделяется больше времени за счет индивидуальных занятий с воспитанниками, которые имеют высокий уровень развития по музыкальному воспитанию.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

4. Многоуровневость исследования.

Вопрос и проблемы инструментального музицирования изучается многими областями:

музыкальное профессиональное исполнительство (концертмейстерство, игра в ансамбле, сольное исполнительство);

музыкальная литература (история развития инструментов, произведения классической и другой музыки, творчество композиторов);

фольклор (история развития народных инструментов, их значение, народные инструменты);

педагогика (детские сады, школа, музыкальные учебные заведения);

культурология (значение музыкальных инструментов в культуре, их место в развитии культуры, музыкальный инструмент как фактор национальной идентификации);

социология,

искусствоведение.

Формируя навыки элементарного музицирования, мы вводим ребенка в мир музыки «от первого лица», в мир его творчества и фантазий. Инструментальное музицирование является мощнейшим двигатем познавательного интереса и познавательной активности детей.

Система музыкального образования в организационном плане представляет собой структуру, включающую многообразные формы и уровни музыкального воспитания и обучения. В связи с этим необходимо применять новые формы обучения и корректировать их в ходе образовательного процесса, т. к. музыкальное воспитание ребенка требует особой работы, в том числе и индивидуальной.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

1. Критерии развитости игры на детских музыкальных инструментах подготовительного к школе возраста и ее диагностика на этапе констатирующего эксперимента.

В качестве критериев развитости игры на детских музыкальных инструментах в моем исследовании были избраны:

эмоциональное раскрепощение ребенка;

наличие чувства музыкальной формы;

ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма;

наличие творческих проявлений.

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

В октябре 2014 года было проведено экспериментальное исследование развития иструментального музицирования у детей подготовительной к школе группы. Работа велась с воспитанниками МДОУ д/с с. Баскатовка.

Всего, с целью проведения диагностирования было проведено три занятия. На каждом из них дети выполняли задания, с помощью которых мне удалось выявить уровень сформированности навыков игры на детских музыкальных инструментах. Диагностика осуществлялась по специально разработанным методикам.

Методика №1. (диагностика ладового чувства, образности мышления) «Нарисуй музыку».

Цель: выявление эмоциональной отзывчивости на инструментальную музыку.

Дидактический материал: цветик-самоцветик (какого цвета музыка)

В качестве образцов мелодий, стимулирующих воображение, были отобраны 3 произведения Вивальди из цикла «Времена года»: «Весна» (Март, «Лето» (Август, «Осень» (Сентябрь). Дети слушали музыку, затем я задавала вопрос: «Ребята, как вы думаете, о чем говорит эта музыка? А каким бы цветом ты ее выразил? Почему?» Далее я раздаю детям карандаши, краски, мелки (по желанию) и альбомые листочки. Включаю повторно музыку, и дети рисуют.

Таким образом, критериями оценки служили следующие показатели:

1 балл – слабый уровень развития музыкальной эмоциональности. Ребенок не может ответить или затрудняется в ответе на вопрос о характере музыки, вследствие чего не может выбрать сюжет для рисования (в таком случае помогаю определиться, задавая наводящие вопросы).

2 балла – средний уровень. Ребенок эмоционально откликается на музыку, но не может изобразить того, что услышал.

3 балла – высокий уровень. Ребенок эмоционально реагирует на музыку, высказывается о ней и может ее изобразить.

Методика №2. (диагностика музыкальных способностей) «Цветные нотки».

Цель: выявление музыкальных способностей (ритмического, тембрового слуха)

Дидактический материал: катрочки с изображением ритма в картинках, бубен, маракасы, барабан, деревянные ложки. Первый вариант – дети должны повторить ритм, воспроизведенный мной; 2 вариант – угадать инструмент и воспроизвести услышанный ритм; 3 вариант – по картинке воспроизвести ритм.

Критерии оценки:

1 балл – слабый уровень развития ритмического и тембрового слуха. Ребенок затрудняется повторить заданный ритм, не может определить звучащий инструмент.

2 балла – средний уровень. Ребенок воспроизводит ритм частично правильно, угадывает некоторые звучания инструментов.

3 балла – высокий уровень. Ребенок двольно легко может повторить заданный ритм, определяет инструмент.

Методика №3. (диагностика чувства музыкальной формы)

Тест-игра «Музыкальный паровозик»

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли. Предлагаю послушать несколько мелодий. На одной картинке изображен паровозик целый – с вагончиками, на второй без первого элемента, на третьей – без последнего вагона. Задача детей услышать, где мелодия прозвучала завершенно, целостно, где оборвалась, а где не было начала.

Критерии оценки:

1 балл – слабый уровень развития чувства музыкальной формы. Ребенок теряется в выборе ответа.

2 балла – средний уровень. Ребенок верно определяет некоторые виды мелодий.

3 балла – высокий уровень. Ребенок верно определяет целостные, незаконченные мелодии и мелодии без начала.

Методика №4. (диагностика наличия творческих задатков) «Музыкальный образ».

Цель: выявление творческих способностей ребенка.

Дидактический материал: Картинки животных, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, металлофон.

Детям показываю картинки и спрашиваю: «Ребята, а на каком бы вы инструменте изобразили данного персонажа?» Дети отвечают и поясняют свой выбор.

Критерии оценки:

1 балл – слабый уровень. Ребенок не может выбрать соответствующий инструмент.

2 балла – средний уровень. Ребенок не уверен в выборе музыкального инструмента, не может четко пояснить свой выбор, но в большинстве случаев находит правильное решение.

3 уровень – высокий уровень. Ребенок легко определяет инструмент, который наиболее точно отображает характер персонажа на картинке, дает словесное пояснение своему выбору.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОЙ ДИАГНОСТИКИ.

Имя, фамилия №1 «Нарисуй музыку» №2

«Цветные нотки» №3

«Муз. паровозик» №4

«Муз. образ» Сумма баллов

На основе данных констатирующего эксперимента можно составить шкалу развитости детского музицирования, их музыкальных и творческих способностей.

10-12 баллов –высокий уровень;

7-9 баллов - средний уровень;

4-6 баллов - низкий уровень

На этапе проведения первого диагностического среза по результатам тестирования можно увидеть преобладающий средний уровень развития (62,5%, с присутствием низкого уровня (25%) и одна девочка с высоким уровнем развития (12,5%). С целью получения более высоких результатов необходимо провести формирующий эксперимент с использованием развивающих, обучающих методик, музыкально-дидактических пособий.

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Развитие детсткого инструментального музицирования требует развития всех видов музыкальных способностей, поэтому необходимо формировать и совершенствовать игру на детских музыкальных инструментах (сольно и в оркестре, а также развивать музыкальные способности.

Основной целью инструментально-творческих занятий было:

развитие музыкальных способностей;

формирование навыков игры на детстких музыкальных инструментах;

обогащение музыкально-творческого и познавательного опыта детей;

расширение музыкального кругозора, более глубокое проникновение в процесс музыкального творчества и содержание музыкальных произведений;

эмоциональное раскрепощение детей.

Методика №1. Направлена на развитие наглядно-образного и слухового-образного мышления.

Цель: формировать умение играть по схеме.

Задание1. «Исполни мелодию по картинке».

Детям дается схема восходящего или низходящего движения, мелодии на одном звуке с разными длительностями, что представлено на картинке в виде больших и мелких составляющих схемы.

Задание 2. «Динамические оттенки»

Дидактический материал: цветовые схемы, где красная нотка обозначат громкий звук, оранжевый – средняя громкость, желтый – тихо. На исполнение даю знакомые, простые мелодии: «Во поле береза стояла», «Елочка» и другие.

Задание 3. «Композитор».

Детям дается на прослушивание музыкальное произведение (С. Рахманинов «Итальянская полька»). Потом задается вопрос: «Ребята, а что бы вы дополнили в это произведение, какие музыкальные инструменты? Давайте превратимся в композиторов и поможем обогатить прослушанное произведение!»

Дети отвечают, выбирают инструмент и играют.

Методика №2. Развитие звуковысотного слуха.

Задание 1. Ребенку пропевается простейшая песенка-распевка на одном или двух звуках (например, «Андрей-воробей», «Лесенка», «Петушок», «Котя-коток»). Задача ребенка: воспроизвести мелодию на металлофоне.

Задание 2. Игра в дуэте. Один ребенок играет мелодию на одном звуке, а второй исполняет восходящую, либо нисходящую мелодию. Задача детей играть ровно, синхронно, не отставая и не опережая друг друга.

Методика №3. Развитие чувства ритма и творческих умений.

Задание 1. Дети самостоятельно выбирали шумовой инструмент. Им предлагалось сочинить ритмический рисунок, отталкиваясь от своих слуховых представлений.

Задание 2. Детям предлагалось сочинить ритмический рисунок в парах. Для этого распределялись партии – мелодия и аккомпанемент (выяснялось, кто хочет солировать, а кто дополнять, быть фоном основной мелодии). При этом ребенку солирующей партии надо было придумать разнообразный ритмический рисунок, а второму ребенку сохранять ритм и исполнять роль метронома.

Музыкально-дидактические игры.

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий.

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий — развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями и т. д.). Музыкально-дидактические игры могут не использовать ее. Слушая музыкальные произведения, дети должны различать плавное и отрывистое движения мелодии, акценты, регистр, темп, тембр и т. д., а потом это воспроизводить на детских музыкальных инструментах. Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей (Н. А. Ветлугина). Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика, другие—с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

Развитие музыкально-сенсорных способностей (элементарных представлений о свойствах музыкальных звуков) является средством активизации слухового внимания детей. Поскольку основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковысотных и ритмических движений, следует использовать в первую очередь музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения мелодии.

Применение зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше — ниже, длиннее — короче, помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношения звуков по высоте и длительности.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

В процессе экспериментальной и педагогической деятельности мной была разработана специальная методика для детского музицирования с целью развития музыкальных способностей детей, включающая проведение тематических и интегрированных занятий. Такая методика включала наличие следующих этапов детского инструментального музицирования:

Первоначальное знакомство детей с музыкальными инструментами;

Детальное осмысление музыкально художественных представлений (музыкального образа). На данном этапе осуществлялись следующие виды деятельности: слушание музыкальных произведений, беседа о прослушанной музыке, ее анализ;

Разучивание инструментальных пьес;

Разучивание каждой партии в отдельности, группами;

Работа в оркестре;

Творческие и игровые задания.

После проведения занятий по указанной методике в марте 2015 года была сделана повторная оценка уровня развитости детского инструментального музицирования воспитанников подготовительной к школе группы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОЙ ДИАГНОСТИКИ.

Имя, фамилия

№1 «Нарисуй музыку»

№2 «Цветные нотки»

№3 «Муз. паровозик»

№4 «Муз. образ»

Сумма баллов

На основе данных контрольного эксперимента можно увидеть шкалу развитости детского музицирования, их музыкальных и творческих способностей.

Все дети показали высокий уровень развитости детского инструментального музицирования, что составило 100%, средний и низкий уровень – 0%.

Следовательно: после внедрения в образовательный процесс предложенной мной технологии, уровень навыков музицирования, а так же уровень развития музыкальных и творческих способностей вырос.

Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют сделать следующие выводы:

Образно-наглядное и слуховое постижение музыкальных произведений имеет свою специфику. Она обусловлена тем, что воспитанникам предлагались произведения, ранее не изучаемые ими, без программного названия, т. е. дети были с ними не знакомы. Это дает нам возможность почувствовать новизну детских впечатлений, их переживаний и отображение этих обрзов в звуке.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правомерность избранного пути развития игры на детских музыкальных инструментах. При этом ведущими видами деятельности выступили: игра на детстких музыкальных инструментах, слушание музыкальных произведений, проведение бесед о прослушанной музыке, ее анализ, творческо-игровая деятельность. Динамика роста развития детского инструментального музицирования составила …%, значительно повысился уровень развитости музыкальных способностей – дети с легкотью высказывались о характере произведения, передавали услышанный (увиденный на схеме) ритм, вели себя раскрепощенно в эмоциональном плане. Дети оценивали свои исполнительские навыки игры, научились играть сольно и в оркестре, атмосфера занятий способствовала дружескому и доверительному общению детей между собой и со взрослым.

Список использованной литературы:

Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей. – М., 2004.

Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.

Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте. - М., 2001

Ветлугина Н. А. Воспитание музыкального слуха. – М., 1993

Зимина А. Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.

Кононова Н. Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.

Музыкальный руководитель. Журнал № 5 2005, ст. “Учимся играть по слуху”.

Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – М., 2005.

Радынова О. П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры //Музыкальный руководитель. - 2005.-№3. Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания. //Дошкольное воспитание. №11., 2001

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., 1985 - т. 1

Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.

Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.

Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.

Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М. ,2000

Уточкина Е. Ю. Диагностика развития музыкальных способностей и показателей музыкальной деятельности дошкольников. Сыктывкар 2003.

Холопова В. Н. Музыкальный ритм. – М. ,1980. – 178с.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Дистанционная работа с дошкольниками. Опытно-экспериментальная деятельность «В поисках Невидимки»Дистанционная работа с дошкольниками. Опытно-экспериментальная деятельность «В поисках Невидимки» «В поисках Невидимки» Опытно - экспериментальная деятельность. Дистанционная работа с дошколятами. Цель: Дать детям знания, что нас окружает.

Музыкально-ритмическая песенка-игра ко «Дню птиц» с использованием детских музыкальных инструментовМузыкально-ритмическая песенка-игра ко «Дню птиц» с использованием детских музыкальных инструментов Музыкально – ритмическая песенка-игра ко «Дню птиц» Автор : Галактионова Е. В. 22 марта на Руси издавна отмечали праздник «Жаворонки».

Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.

Картотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментахКартотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментах «С добрым утром» Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 5–7 лет 1. Опыт «Движение воздуха» Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое.

Работа с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельностьРабота с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельность Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербург, Белоусова Л. Е. Задачи: • Вовлечение детей.

Стихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAMСтихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAM Здравствуйте, уважаемые коллеги. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с музыкальными инструментами. Для этого я сочинила небольшие стихи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная работа «Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ»
Опубликовано: 26 марта 2016 в 08:51
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД