Лидия Голикова
Опытно-экспериментальная работа в ДОУ по теме «Современные подходы к организации предметно-развивающей среды в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно – экспериментальная работа в ДОУ по теме : «Современные подходы к организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении в свете требований ФГТ»
[/u]
На базе МБДОУ Д/С №5 «Солнышко» II категории на протяжении двух лет осуществляется углубленная работа по организации предметно – развивающей среды. Окружающая среда становится развивающей, если способствует развитию ребенка и соответствует возрастным особенностям детей. Необходимо выработать условия обеспечивающие возможность осуществления детской деятельности и предусматривающие ряд базовых компонентов необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. На этапе формирования предметно - развивающей среды в ДОУ была организованна большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов в соответствии с планом работы. На первом этапе была изучена методическая литература, а также нормативные документы, требований ФГТ к среде ДОУ, были выработаны цели и задачи опытно- экспериментальной работы. ЦЕЛЬ ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ : Разработка модели предметно – развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и самореализации детей в конкретно заданных условиях в каждой группе детского сада. Задачи экспериментальной работы :
Публикация «Опытно-экспериментальная работа в ДОУ по теме „Современные подходы к организации предметно-развивающей среды в ДОУ“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
1. Изменение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно – развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках программы «Детство» и основной образовательной программы.
2. Разработка рекомендаций по созданию предметно – развивающей и предметно- игровой среды с учетом возрастных особенностей детей.
3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, театрализованной). 5. Создать комфортные условия пребывания воспитанников в детском саду.
6. Содействовать к сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно – развивающей среды. 7. Приобщить детей к активной предметно – развивающей деятельности в интерьере группы, двора, детского сада. ПРЕДМЕТ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ : Обеспечение гибкости и управляемости пространственно – предметной образовательной среды. ГИПОТЕЗА: Организация предметно – развивающей среды детского сада, способствующей развитию и проявлению индивидуальных способностей ребенка. Проблема воспитания детей не нова, но в настоящее время очень актуальна. Исследованиями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей ребенка, чем дошкольное детство, трудно себе представить. Переход к модели развивающего воспитания и обучения требует от педагогов создания в детском саду соответствующей предметной среды детства и реализации ее на основе личностно – ориентированного, системного интегративного подходов к каждому ребенку.
Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста ребенка. Исследования последних лет показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, которые складываются из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. Современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для детей, рассматриваются как необходимые составляющие предметно развивающей среды. Предметно – развивающая среда – это система условий, обеспечивающих возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического и социального становления личности ребенка. Нашему коллективу пришлось искать ответ на вопрос: Как создать в ограниченных условиях эффективную предметную среду, которая бы стимулировала развитие дошкольника? Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. У ребенка просто исчезнет стремление узнать новое, появится апатия и агрессия. Нашей задачей было – построить предметно – развивающую среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. На этапе формирования предметно – развивающей среды в ДОУ была организована многоплановая и творческая деятельность всех педагогов в соответствии с планом работы. Работа была начата с изучения методической литературы, нормативных документов, материалов в СМИ и требований ФГТ к среде ДОУ. В ходе реализации проекта педагогам пришлось выступить в качестве дизайнеров, портных, художников, конструкторов, мастеровых. Найти удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство ДОУ. Зонирование помещений продумали и решили таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Правильно расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и внести «изюминку» в интерьер каждого помещения. Подобная организация пространства дает педагогу возможность приблизиться к позиции ребенка. Так, в предметно – пространственную среду каждой группы мы включили искусственные и природные объекты. Наряду с центрами «Юные экологи», где дети наблюдают и ухаживают за растениями, в группах оборудованы центры экспериментирования, где проводятся опыты с песком, водой, другими природными и неприродными веществами. К выбору игр подошли основательно: собрали развивающие игры, направленные для развития воображения, речи, памяти, логики, внимания. С развитием мелкой моторики непосредственно связано развитие речи. Поэтому дидактический материал в группах раннего возраста является частью центра развивающих игр. Дети могут поиграть с пирамидками, разноцветными счетами, вкладышами, мозаикой, шнуровками. В дополнение к центру оформили настенное панно для развития тактильных и зрительных ощущений. Игра – отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей среды.
Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно - развивающей среды мы учитываем интересы мальчиков и девочек, подбираем необходимые атрибуты для полоролевых игр. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.
Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса, побуждать к активной творческой деятельности, способствовать интеллектуальному развитию. При оформлении учитывается мнение воспитанников, используются работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности.
Таким образом, всего за один год коллектив сумел сделать так, чтобы предметно- развивающая среда стала соответствовать требованиям ФГТ на 70% к основной общеобразовательной программе. В проекте участвовало 80% сотрудников ДОУ. В ходе реализации проекта заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметно – развивающей среды были привлечены 45% родителей, что помогло наладить взаимодействие с ними.
Совместные работы родителей и воспитанников, а также совместные работы воспитателей и детей были размещены на сайте детского сада. В ФГТ четко сформулирован приоритет развивающего образования в дошкольном возрасте. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Ключевой идеей стажерской площадки является ориентация на формирование активной позиции стажеров. На семинарах проводятся мероприятия, где осуществляется совместная деятельность стажеров с педагогами ДОУ по разработке предметной развивающей среды. В ходе реализации стажировки используются методы проблемного и проективного обучения, семинарских форм, предусмотренных актуализации творческого потенциала стажеров, их самостоятельность и инициативу. Стажировка предусматривает :
• Презентацию – анализ инновационной практики МБДОУ по теме стажировки;
• Участие стажера в работе ОУ (посещение и анализ непосредственно образовательной деятельности, непосредственное участие в методической работе МБДОУ);
• Разработку стажером проекта по инновационной деятельности. • Презентацию результатов проектирования. В течение года на базе МБДОУ педагогами были проведены 3 презентации с использованием интерактивной доски по темам: «Современные подходы к организации предметно – развивающей среды в дошкольных учреждениях», «Использование предметно – развивающей среды по изучению ПДД». Приняли участие в конкурсе «От творчества учителя – к творчеству ученика» (дошкольный блок, где были награждены дипломом третьей степени в номинации лучшее РМО. На базе детского сада был проведен августовский практический семинар «Создание модели предметно- пространственной среды ДОУ как фактора формирования духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста». Педагогический коллектив продолжает работать в обновлении содержания образования, в поиске новых форм и методов его развития.