Ольга Бушова
Опыты для малышей «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста со свойствами воздуха посредством экспериментирования.
Воспитатель: Бушова Ольга Николаевна.
Тема: «Воздух-невидимка».
Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования.
Задачи: Расширять знания детей о воздухе в процессе экспериментирования, активизировать речь и обогащать словарь: воздух невидимый, прозрачный; воздух лёгкий и поднимается вверх; мы дышим воздухом. Упражнять в использовании нетрадиционных техник при изображении простейшего рисунка.
Публикация «Опыты для малышей „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
Развивать познавательную активность, интерес к явлениям неживой природы, развивать внимательность, наблюдательность, самостоятельность.
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Материал:
Воздушные шары, трубочки для коктейля, стаканчики с водой, стаканчики с раствором (гуашь, гель, вода, листы бумаги, мыльные пузыри, игрушка собака Жучка, колокольчик.)
Предварительная работа:
Беседа о воздухе, игры с шарами и мыльными пузырями.
Ход занятия:
- Ребята, к нам кто-то стучится. Пойду, посмотрю! (Воспитатель уходит и тут же возвращается.) Ребята, наши гости стесняются и не зайдут, пока мы сами не отгадаем, кто они. А вот вам и подсказка:
Сегодня все ликуют!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (шары)
- К нам в гости пришёл щенок Жучка (здравствуйте ребята) и принёс с собой воздушные шары. Вот они!
Воспитатель вносит игрушку собачку и воздушные шары (разные по цвету) в группу.
- Дети посмотрите на шары. А как вы думаете, что находится у них внутри?.
(Воздух.)
- Поэтому они и называются воздушными, потому что у них внутри воздух. А мы можем его увидеть? Почему?.
- Мы не можем его увидеть, потому что воздух невидимый, прозрачный.
- Раз воздух невидимый, значит, никакого воздуха и нет!
- А вот и есть, Жучка! И его даже можно почувствовать и увидеть.
Жучка. - Ха-ха-ха! Если вы утверждаете, что воздух все-таки существует, тогда докажите! Покажите мне его!
- А вот и докажем, Жучка! И я даже уже знаю как! покажем, ребята?
Воспитатель показывает трубочки: Ребята, что это?. (трубочки.)
- Дети для чего нужны отверстия в трубочках?. (Сквозь них вдувают и выдувают воздух.)
Раздаются трубочки, которые дети рассматривают.
Опыт № 1 В. - Подуйте через трубочку на ладошку.
- Что вы почувствовали, когда дули? (Ветерок.) Откуда он появился?.
- Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (с показом)
- Воздух нужен человеку и животным для дыхания. Он попадает внутрь при вдохе через рот или нос и так же выходит при выдохе.
- Дети, а давайте покажем Жучке, как мы можем надуть воздушный шарик – воздухом.
Игра «Надуй шарик»
Дети, взявшись за руки, присаживаются. Под звук «ф-ф-ф» - поднимаются, расширяют круг, затем «сдувают» его «ш-ш-ш». Игра проводится 2 раза.
- Ну вот, Жучка, теперь-то ты видел, что воздух существует?
Жучка: Нет, нет и нет! Это просто фокус!
- Ты не прав! Вовсе это не фокус. Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть. И ты, и каждый из ребят могут сами сделать настоящий фокус! Хотите попробовать?
Жучка : Хочу, хочу, хочу! Конечно же, хочу!
– Хорошо!
Дети проходят и садятся за столы.
Опыт № 2 :
Взять стаканы, на четверть наполненные водой, и соломинку. Подуть на руку. А затем, подуть через соломинку в стакан с водой.
- Что происходит, когда вы дуете в воду через соломинку?
- Что, в этих пузырях находится?
- Откуда он появился?
- Они исчезли. Воздух легкий, он поднимается вверх.
- Ну, что, а теперь-то ты, Жучка, убедилась, что воздух все-таки существует?
Жучка: Да! Теперь я действительно верю, что воздух есть! Спасибо вам! А можно я и своим друзьям расскажу о воздухе?
- Конечно! Даже нужно! И не забудь показать фокусы друзьям, что бы и они смогли все увидеть своими глазами.
Жучка: Обязательно! А воздушные шары я дарю вам! До свидания!
Воспитатель провожает Жучку.
- Ребята, у воздушных шаров, есть младшие братья, у них тоже внутри есть воздух. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку:
В мыльной воде родился,
В шарик превратился,
К солнышку полетел,
Да не долетел: лопнул!
- Мыльные пузыри очень любят играть и веселиться. Давайте поиграем с ними!
Дети с воспитателем становятся в круг.
- Раз, два, три, я пускаю пузыри
Мыльные, воздушные, ветерку послушные. (Воспитатель выдувает мыльные пузыри)
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
(Дети бегают за мыльными пузырями)
- Пузыри лопнули, но это не беда! Мы с вами их нарисуем!
(Дети садятся за стол.)
- Ребята, что лежит у вас на столе?.
(Трубочки, листы бумаги, стаканчики с краской.)
– Надо дуть через трубочку в стакан с краской. Не пить! На стакане получится шапочка. Затем, надо взять лист бумаги и приложить сверху на стакан.
- Выдуваем пузыри
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные,
И очень не послушные.
- Дуйте аккуратно, несильно, чтобы краску не разбрызгать.
- Молодцы ребята, красивые у вас получились рисунки. И у всех разноцветные! ( Индивидуальные вопросы к каждому ребенку : Какого цвета у тебя шары)
- Воздушным шарам ваши рисунки очень понравились. А вот это шар (воспитатель берёт в руки один воздушный шар с нарисованным лицом) очень хочет с вами поиграть.
Давайте оставим наши рисунки на столе, чтобы они высохли. А мы тем временем поиграем с воздушным шариком.
Рефлексия:
- Но в начале скажите: вам было сегодня интересно?
- Что понравилось больше всего?
- Кто к нам приходил?
- Что мы узнали нового?
- Что мы сегодня делали?
- А теперь, воздушный шар с вами поиграет! (дети играют с воздушным шаром)