Лучший педагог года

Опыты и эксперименты с воздухом в старшей группе

Анастасия Лескова
Опыты и эксперименты с воздухом в старшей группе

Воздух окружает нас со всех сторон и занимает всё свободное пространство. Воздух есть в воде, в разных предметах, и растениях; есть он и в теле человека, и в теле животных. Он очень лёгок и невидим. Однако существуют способы увидеть и взвесить воздух. Давайте проверим это вместе.

Эксперимент №1.

Цель: показать детям, что воздух находится везде.

Оборудование: прозрачная стеклянная банка, мячик для пинг-понга, бумажная салфетка. Прозрачная ёмкость, наполненная водой до уровня выше банки.

Ход эксперимента:

Публикация «Опыты и эксперименты с воздухом в старшей группе» размещена в разделах

1. Положить бумажную салфетку на дно банки.

2. Положить на поверхность воды шарик. Накрыть шарик банкой, и осторожно опустить её на дно ёмкости.

Результат: вода не проникла в банку, и шарик лежит на дне ёмкости.

Объяснение: воздух, находящийся в банке, не позволяет воде проникнуть внутрь и намочить салфетку. В этом можно убедиться, подняв банку, салфетка останется

3. Снова опусти банку в воду и как только коснёшься дна, наклони банку на бок.

Результат: из банки выходят пузырьки воздуха, поднимаются на поверхность и лопаются. Вода проникает в банку, шарик поднимается вверх, салфетка намокает.

Объяснение: воздух, наполнявший банку, выходит из неё, освободившееся место

Эксперимент №2.

Цель: познакомить детей с таким физическим явлением, как давление воздуха.

Оборудование: стакан, вода, глянцевая открытка.

Ход эксперимента:

1. Наполните стакан водой до самых краев. Плотно накройте его глянцевой стороной открытки.

2. Придерживая рукой открытку, опрокиньте стакан.

3. Уберите руку.

Результат: открытка крепко держится на стакане, и вода из стакана не

выливается.

Объяснение давление воздуха, оказываемое снизу на открытку, больше, чем вес воды внутри стакана. Поэтому открытка, плотно прижатая к стакану, и не позволяет воде вылиться.

Эксперимент №3.

Цель: познакомить детей с таким явлением, как давление воздуха.

Оборудование: тазик, стакан, вода.

Ход эксперимента:

1. Опустите стакан в воду и опрокиньте его вверх донышком.

2. Теперь поднимайте стакан, но так, чтобы его края не достигли поверхности воды в тазике.

Результат: вода в опрокинутом стакане поднимается выше уровня воды в тазике.

Если оторвать стакан от поверхности воды, в стакан начнёт поступать воздух. Давление выровняется и стакан опустеет.

Объяснение: давление воздуха на поверхность воды в тазике выталкивает воду в стакан.

Эксперимент №4.

Цель: продолжить знакомить детей с таким явлением природы, как давление

воздуха.

Оборудование: воронка, шарик для пинг-понга.

Ход эксперимента:

1. Переверните воронку широкой частью вниз.

2. Вложите в неё шарик для пинг-понга и придержите его пальцем.

3. Дуйте в узкую часть воронки, одновременно перестав придерживать шарик.

Результат: шарик не упадёт на пол, а останется в воронке.

Объяснение: давление воздуха под шариком гораздо сильнее, чем над ним, поэтому он не падает. Чем сильнее вы дуете, тем меньше воздуха оказывает давление на шарик и тем больше подъёмная сила.

Эксперимент №5.

Цель: знакомить с давлением воздуха.

Оборудование: два воздушных шарика, нитки, трубочка для коктейля, два стула,

длинная палка.

Ход эксперимента:

1. Надуйте оба шарика, завяжите ниткой. Положите на спинки стульев палку и прикрепите к ней шарик на расстоянии 30 см друг от друга (длина ниток должна быть одинаковой).

2. Подуй через трубочку между шариками.

Результат: шарики приблизятся друг к другу.

Объяснение: неподвижный воздух по краям шариков оказывает более сильное давление, чем движущийся воздух между ними. Разность давлений толкает шарики друг к другу.

Эксперимент №6.

Цель: показать, какой силой обладает давление воздуха.

Оборудование: пластиковый стакан, миска с водой, трубочка.

Ход эксперимента:

1. Поставьте стакан в миску, наполненную водой, и переверните его вверх дном.

2. Опустите в миску изогнутую трубочку так, чтобы один ее конец оказался в перевернутом стакане, а другой высовывался из воды.

3. Подуйте в трубочку. Стакан наполнится воздухом и всплывет наверх.

Результат: стакан всплыл на поверхность воды.

Объяснение: давление воздуха вытолкнуло стакан на поверхность воды.

Эксперимент №7.

Цель: ознакомит детей с таким понятием, как сопротивляемость давления.

Оборудование: лист газеты, пластиковая бутылка.

Ход эксперимента:

1. Скомкайте небольшой кусочек газеты в шарик.

2. Положите бумажный комочек в горлышко пластиковой бутылки и сильно дуньте на него.

Результат: парадокс, но шарик полетит не внутрь бутылки, а наружу.

Объяснение: вдуваемый воздух обтекает шарик и в бутылке повышается давление

воздуха. Этот воздух и выталкивает шарик.

Эксперимент №8.

Цель: показать детям, какую силу имеет давление воздуха.

Оборудование: длинная линейка и лист бумаги.

Ход эксперимента:

1. Положите линейку на стол таким образом, чтобы треть её выступала за край стола.

2. Сверху положите лист бумаги и расправьте его так, чтобы он плотно прилегал к столу.

3. Ударьте по выступающей части линейки.

Результат: лист не даёт линейке подняться.

Объяснение: воздух давит на поверхность листа. Так как поверхность большая, количество воздуха над ней достаточно велико, чтобы не позволить листу подняться.

Эксперимент №9.

Цель: показать, какой силой обладает сжатый воздух.

Оборудование: шприц без иглы.

Ход эксперимента:

1. Возьмите шприц без иглы и наберите в него воздух.

2. Закройте пальцем отверстие и сильно надавите на поршень. Потом, не открывая отверстия, отпустите поршень.

Результат: сначала поршень будет опускаться с трудом, потом совсем остановится.

Палец, которым закрываете отверстие, почувствует сильное давление. Когда отпустите поршень, он вернётся в первоначальное положение.

Объяснение: воздух можно сжимать; поршень заставляет воздух сжаться. Сжатие усиливает давление воздуха, то есть давление на палец и на поршень. Поршень возвращается в первоначальное положение потому, что сжатый воздух стремится расшириться.

Эксперимент №10.

Цель: показать, что воздух тоже имеет вес.

Оборудование: линейка, верёвка, 2 воздушных шарика. Воздух имеет вес. Попробуйте его взвесить. Для этого нужно сделать весы следующим образом: возьмите линейку и привяжите к ее центру веревку.

Ход эксперимента:

1. Надуйте два шарика так, чтобы они были одинакового размера, завяжите горлышки шариков веревочками одинаковой длины.

2. Подвесьте линейку на крючок, а по бокам повесьте оба шарика. Линейка должна быть уравновешена.

Результат: линейка с шариками находится в горизонтальном положении.

3. А теперь проколите один шарик булавкой. Надутый шарик опустится вниз, значит, он тяжелее, чем лопнувший. Дальше проткните и второй шарик, и лопнувшие шарики опять уравновесятся.

Объяснение: воздух, находящийся в шарике, делает его тяжелее, чем пустой шарик.

Эксперимент №11.

Цель: показать, что тёплый воздух всегда поднимается вверх, а холодный опускается вниз. /Опыт проводится в тёплой комнате зимой/

Оборудование: папиросная бумага, ножницы, шпагат, скотч.

Ход эксперимента:

1. На кусок шпагата длиной в 1 метр прикрепить с помощью скотча тонкие полоски папиросной бумаги.

2. Концы шпагата закрепить внизу окна.

3. Откройте окно так, чтобы шпагат натянулся, и посмотрите, как движутся бумажные полоски.

Результат: полоски отклоняются в сторону комнаты.

Объяснение: их отклоняет холодный воздух, поступающий с улицы в комнату.

4. Повторите опыт, только прикрепите шпагат с полосками бумаги в верхней части окна.

Результат: полоски отклоняются из комнаты в сторону улицы.

Объяснение: поступающий с улицы холодный воздух выталкивает наружу тёплый воздух, находящийся в верхней части комнаты.

Эксперимент №12.

Цель: показать детям, что при нагревании воздух начинает двигаться.

Оборудование: свечка, бумажная спираль, толстая проволока 20 – 30 см с крючком на конце.

Ход эксперимента: зажечь свечу и поместить над ней бумажную спираль, прикреплённую к проволоке.

Результат: спираль вращается вокруг своей оси. Убрать спираль в сторону от свечи

– она сразу прекращает своё движение.

Объяснение: воздух над свечой нагревается и поднимается вверх, в результате движения воздуха спираль начинает двигаться

Эксперимент №13.

Цель: показать детям, как образуется ветер.

Оборудование: две свечки, спички.

Ход эксперимента:

1. Приоткройте дверь в коридор.

2. Зажгите обе свечи, и дайте одну из них своему взрослому помощнику, и пусть он держит её внизу образовавшейся щели.

3. Возьмите вторую свечу, и держите её возле щели сверху.

Результат: пламя нижней свечи будет направлено внутрь комнаты, а пламя верхней

наружу комнаты.

Объяснение: тёплый воздух в комнате поднимается вверх, т к он легче холодного,

и выходит через верхнюю щель, а холодный воздух тяжелее и входит в комнату снизу. Именно так возникает ветер в природе.

Эксперимент №14.

Цель: показать детям, что происходит с воздухом во время нагревания.

Оборудование: пластиковая бутылка, воздушный шарик, миска с горячей водой.

Ход эксперимента:

1. Пустой воздушный шарик наденьте на горлышко бутылки и подержите эту бутылку в течение минуты в тазике с горячей водой.

Результат: шарик надулся.

Объяснение: при нагревании воздух расширился, и ему потребовалось доп

2. А теперь поставьте бутылку под струю холодной воды.

Результат: шарик опадает.

Объяснение: охлаждённый воздух сжался и занял первоначальное место в бутылке.

Эксперимент №15.

Цель: установить одинаковая ли сила давления у холодного и горячего воздуха.

Оборудование: пластиковая бутылка, горячая вода.

Ход эксперимента:

1. Наполните пластиковую бутылку горячей водой.

2. Несколько секунд спустя вылейте воду и плотно закрутите крышу.

Результат: через несколько минут бутылка сожмётся.

Объяснение: воздух внутри бутылки под воздействием тепла стал легче и расширился. Потом он остыл, и его давление в бутылке стало ниже, чем давление снаружи. Давление наружного воздуха смяло бутылку.

Эксперимент №16.

Цель: показать детям, что для горения необходим воздух, без доступа воздуха

огонь гаснет.

Оборудование: глубокая тарелка, свечка, банка, вода, чернила, пластилин, спички.

Ход эксперимента:

1. Закрепить свечу на дне тарелки с помощью пластилина.

2. Налейте в тарелку немного воды и добавьте несколько капель чернил, чтобы было нагляднее.

3. Зажгите свечу. Закройте свечу банкой.

Результат: несколько мгновений спустя пламя свечи погаснет, а вода из тарелки

войдёт в банку.

Объяснение: свеча при горении израсходовала часть воздуха – кислорода.

Вода под давлением извне вошла в банку и заняла место сгоревшего кислорода.

Эксперимент №17.

Цель: показать детям, что воздух легче воды.

Оборудование: трубочки для коктейля, таз с водой.

Ход эксперимента:

1. Опустить один конец трубочки для коктейля в воду.

2. Подуть в другой конец трубочки.

Результат: из конца трубочки опущенного в воду будут появляться воздушные пузыри и подниматься на поверхность воды.

Объяснение: воздух легче воды, поэтому он поднимается наверх.

Эксперимент №18.

Цель: показать детям, что воздух легче воды.

Оборудование: два апельсина, тазик с водой.

Ход эксперимента:

1. Положите один из апельсинов в миску с водой.

2. Очистите второй апельсин, и тоже опустите его в воду.

Результат: первый апельсин будет плавать, и даже если очень постараться, вы не

сможете его утопить. Почищенный апельсин сразу пойдёт ко дну.

Объяснение: в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха, именно они и

выталкивают его на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что он

тяжелее воды, которую вытесняет.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Опыты и эксперименты с воздухом» Опыты и эксперименты с воздухом. ВОЗДУХ - это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу. Воздух необходим.

Игры-эксперименты с воздухом для детей средней и старшей групп Игры-экспериментирования с воздухом для детей средней и старшей группы. Подготовила: Иванова Юлия Александровна ГБДОУ № 129 Невского района.

Комплексно-тематическое планирование «Опыты и эксперименты» в средне-старшей группе Дата: с 11. 02. по 15. 02. Тема: Опыты и эксперименты. Задачи: учить детей организовывать собственную деятельность экспериментирования.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Сказочное путешествие. Опыты с воздухом» Организационная информация Примечание 1. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие Воспитатель эмоционально включает.

Конспект ООД «Опытно-экспериментальная деятельность — опыты с воздухом» в старшей группе Конспект ООД в старшей группе по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)» Цель: развитие познавательного интереса.

Конспект занятия «Опыты с воздухом» для детей старшей группы с использованием ИКТ Отдел по образованию Новополоцкого горисполкома Государственное учреждение образования «Ясли - сад № 34» Опыты с воздухом для детей старшей.

Опыты с воздухом в средней группе для детей с ОВЗОпыты с воздухом в средней группе для детей с ОВЗ Уважаемые Коллеги! Разрешите представить небольшую коллекцию наших любимых опытов с воздухом в средней группе для детей с ОВЗ. Опыт с.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Воздух вокруг нас. Опыты и эксперименты с воздухом» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе опыты и эксперименты с воздухом «Воздух вокруг нас» Задачи: 1. Расширить знание детей.

Эксперименты с воздухомЭксперименты с воздухом Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах. Задачи: Образовательные: - Систематизировать и уточнить представления.

Конспект занятия «Эксперименты с воздухом» Ход Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. А что будем исследовать вы узнаете.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыты и эксперименты с воздухом в старшей группе
Опубликовано: 12 июня 2019 в 17:34
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД