МААМ-картинки

Опыты и эксперименты в детском саду

Надежда Евгеньевна Зонова
Опыты и эксперименты в детском саду

Несложные опыты, знакомящие детей с природой.

Выступление на педсовете 11 февраля 2016.

Подготовила: Иликбаева Н. Е.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Публикация «Опыты и эксперименты в детском саду» размещена в разделах

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Цель исследовательской деятельности.

• Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Перед выполнением опытов-экспериментов важно повторить с детьми правила поведения.

По завершении проведения опыта результаты зафиксировать в виде карточек-схем и повторить результаты промежуточные, итоговые.

Младшая группа.

В младшей группе проводятся опыты с водой, снегом, песком. Можно предложить следующие опыты :

1. «Тонет, не тонет».

Цель: продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказывать о происходящем. Обогащать личный опыт детей, учить делать простейшие опыты.

Материалы: дерево, резиновая игрушка, металлический предмет, пластмассовый шар.

Вывод: материалы, которые легче воды – плавают: резиновая игрушка, дерево, пластмассовый шар; тяжелее – тонут: металлические предметы.

2. «Прозрачность воды. Окрашивание».

Цель: подвести детей о том, что вода прозрачная, а также о способности воды окрашиваться.

Материал: стакан прозрачный, крышка с гуашью.

Вывод: чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода – непрозрачная; вода может окрашиваться.

Также можно проводить опыты с таянием снега, рассмотреть и сравнить воду из-под крана и талую воду; а также способности песка намокать, изучать свойства мокрого песка.

Средняя группа.

3. «Тонет- не тонет».

Продолжаются проводиться опыты с водой с усложнением. Например, для опыта №1 можно взять апельсин, яйцо и погружать в таз с водой. Когда погружаем апельсин с кожурой, то она не тонет, а если почистить и убрать кожуру – утонет. Это связано с наличием воздуха в кожуре, которая помогает удержаться на поверхности.

Далее можно рассмотреть опыты с воздухом.

4. «Свойства воздуха».

Цель: изучить свойства воздуха: легче воды, невидимый, без вкуса, без запаха, без формы.

Материалы: таз с водой, стакан, салфетка.

При опускании в вертикальном положении салфетка сухая, так как воздух, находящийся в стакане не позволяет намочить салфетку; при наклонении пузырьки воздуха выходят, а его место занимает вода, салфетка намокает.

Вывод: воздух есть во всех предметах. Если, в предметах много пустот, которые заполнены легким воздухом, то они всплывают на поверхность.

5. «Способность воды растворять вещества».

Цель: опытным путем узнать, какие из веществ растворяются водой.

Материалы: соль, гречневая крупа, стаканы с водой.

Вывод: Соль растворилась, крупа – нет.

В качестве реагентов опыта можно рассмотреть сахар, соду, другие крупы.

Наряду с растворимостью можно рассмотреть и свойства этих веществ, например, сравнить муку и соду, сахар по внешним признакам. Можно использовать лупы и микроскопы.

Старшая, подготовительная группы.

В этих возрастных группах продолжаются опыты по изучению свойств воды, воздуха, а также вводятся опыты с магнитами. Рассмотрим примеры. Предлагаю выполнить этот опыт коллегам.

6. «Достань скрепку».

Формулируется условие: необходимо достать скрепку, находящуюся в стакане, не намочив руки и не используя дополнительные материалы, кроме того, что на столе.

Цель: изучение свойства магнита, способность притягивать металлические предметы.

Материалы: магнит, скрепка, стаканы с водой.

Вывод: металлические предметы притягиваются к магниту.

При изучении свойства магнита проводятся также опыты : способности неметаллических предметов не испытывать его притяжения – дерево, пластмасса, бумага, кожа, ткань.

7. «Как сделать мостик из бумаги?». Можно ли построить мост из бумаги?

Цель: продолжать закреплять свойства материалов – бумаги.

На дно кубика нужно положить лист бумаги и попытаться провести по бумажному мосту игрушку. Мост не выдерживает испытания. Далее, если сложить бумагу гармошкой, то бумага укрепиться. И снова уложить на кубики. Повторить испытание. На этот раз мост выдерживает.

Материалы: по два кубика, листок бумаги, игрушка.

Вывод: сложенная в несколько слоев бумага немного прочнее. Но в жизни из бумаги не делают мостов, это непрочный материал.

ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ задачи Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст

1 Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

* развитие у детей представлений о химических свойствах веществ

- растворение различных веществ (мыло, мыльные пузыри) выделение веществ из неоднородной смеси путем фильтрования; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияние на свойства бумаги (чернила)

* развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях группирование по весу (легкий, тяжелый) магнетизм, трение, замерзание и таяние воды, теплота, звука

испарение, отражение и преломление света, электричество, сила тяготения, инерция

*развитие представлений о свойствах

воды, песка, глины, воздуха, камня

*развитие элементарных математических представлений

-

- о мерке – как способа измерения объема массы

* познакомить с одним из рельефов планеты: кратер, горы

-

- развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлениях (образование метеоритного кратера)

2 Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов

- увеличительное стекло (лупа) увеличительное стекло, микроскоп

3 Развитие у детей умственных способностей * развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение

*формирование способов познания путем сенсорного анализа

4 Социально-личностное развитие каждого ребенка *развитие коммуникабельности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

Автор публикации:
Опыты и эксперименты в детском саду
Опубликовано: 16 апреля 2017 в 20:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД