Папки-передвижки

«Опыты для изучения свойств и качеств снега и льда». Конспект открытого занятия в старшей группе

Мария Тумашева
«Опыты для изучения свойств и качеств снега и льда». Конспект открытого занятия в старшей группе

Задачи: Выяснить, с чем связано появление снега и льда, откуда они берутся. Определить цвет снега и льда. Узнать, прозрачный ли снег и лед. Выяснить, обладают ли снег и лед рыхлостью и хрупкостью. Посмотреть, что произошло со снегом и льдом, помещенными в теплое место. Продолжить закрепление умения классифицировать предметы на подгруппы. Воспитывать усидчивость, добиваться положительных результатов при выполнении опытов, умение слушать своих товарищей, не перебивая.

Публикация «„Опыты для изучения свойств и качеств снега и льда“, Конспект открытого занятия в старшей группе» размещена в разделах

-Сядет тот, кто правильно скажет, как могут развлекаться дети зимой:

-кататься на санках, лыжах, коньках, снегоходах, с горки, по ледяным дорожкам…

-играть в хоккей, в снежки…

-лепить снежные крепости, различные постройки, зверушек…

-заниматься фигурным катанием…

1. РАЗМИНКА: д\у «Назови двумя словами» :

-шуба, шапка, варежки….(зимняя одежда)

-санки. Коньки, лыжи….(спортивный инвентарь)

-унты, валенки, кожаные меховые сапожки (зимняя обувь)

-воробей, снегирь, синица (зимующие птицы)

-лед, снеговой сугроб, снежинка (зимнее состояние воды)

Как по- вашему, какое слово чаще всего встречалось вам в общем названии предметов (зимняя). А какое сейчас время года? Назовите зимние месяца…

2. Послушайте внимательно логическую задачу:

«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей… Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?.

Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме. Что же она ему рассказала?.

(свободные ответы детей)

Почему дети зимой радуются снегу и льду? И почему? Хорошо или плохо, что зимой есть снег и лед? Как вы думаете, чем раньше был снег? Лед? (снег- снежинки-кристаллики-пар-вода)

3. Давайте сравним снег и лед по их свойствам и качествам. Все, что я поставлю вам на столы, это нужно для опытов, глазками посмотрите, пока ничего руками не трогайте, и почему нельзя- вы, наверное, уже догадались (снег от тепла тает….)

3.-Посмотрите внимательно на снег, потрогайте его пальчиком. Какой он?- холодный. Мягкий, -Какого цвета снег? –белого. Есть в снегу крупинки? Что еще белого цвета на ваших подносах?-соль. Потрогайте пальчиком соль. Какая она? – рыхлая, рассыпчатая, мягкая, теплая…. по цвету белая…

Потрогайте льдинку. Какая она? (твердая) Что напоминает вам льдинку? (стекло) Почему льдинку нельзя вставить в окно? Скажите, с чем связано появление снега в природе и льда? (снег и лед появляется после похолодания, в результате замерзания воды.

-Во что превращается снег и лед в тепле? –в воду. Возьмите немного снега на ладошку. Что происходит со снегом (от тепла становится мягче, тает,вытрите руки полотенцем)

-Итак, какого цвета снег? – белого- Подложить полоски красного и синего цвета под снег. Изменил ли снег цвет? –нет. Возьмите синюю полоску бумаги и подложите под лед. Какого цвета стал лед? Уберите синюю полоску бумаги. Подложите красную полоску бумаги. Какого цвета стал лед?

-Какой можно сделать вывод: цвет льда меняется в зависимости от того, какого цвета бумага помещена под кусочек льда. Лед имеет свой цвет? – лед своего цвета не имеет. Он бесцветный. (повторите, какой лед)

4.-Найдите на подносах карточку с буквой. (или словом) Подложите ее под снег. Видно буквы? Нет, Вывод: снег непрозрачный (повторите, какой снег) Подложите карточку под кусочек льда. Что вы видите?

-буква через лед видна. Вывод: лед какой? – прозрачный, а снег непрозрачный. Прочтите слово, напечатанное на карточке.

5.- Возьмите молоточек, ударьте по снегу. Что вы увидели? –от удара в снеге получилось углубление по форме молотка. Вывод: снег рыхлый. Какой снег? Повторите «рыхлый». А если ударить по льду? Что произойдет? - Лед от удара раскололся на маленькие кусочки. Вывод: лед хрупкий –повторите «хрупкий»

6.-Я ставлю снег в чашке на горячую плитку, Что произойдет? – снег превратился в воду (показать детям). А лед на горячей плитке7 –тоже превращается в воду. Снег и лед на горячей плитке растаяли. Что нужно сделать, чтобы растаяла соль7 Размешать соль в стакане с водой. Значит, в стакане раствор соли с водой, а снег и лед – просто вода. Если кипятить растаявший снег и лед, то вода просто выкипит и не останется ничего. – Как вы думаете. Куда денется выкипевшая вода? Превратится в пар. Пар – это газообразное состояние воды. В природе, когда вода испаряется, пар охлаждается и выпадает на нас осадками, какими?- летом это дождь, а зимой –это снег, так как пар зимой кристаллизуется, образуются снежинки и выпадают снегом. Значит, что такое снег и лед зимой- это вода в твердом состоянии. Их появление связано с похолоданием. Так, как можно назвать лед, снеговой сугроб и снежинки другими словами – зимнее твердое состояние воды.

4ч. - А сейчас мы рассмотрим картины, которые нам прислали девочка Льдинка и мальчик Снежок. Льдинка изобразила на картине своих родственников. Давайте назовем их:

-ледяное поле, ледоход, ледянки, леденец…Как вы думаете, почему они родственники, что у них общего- послушайте: прочитать еще раз, выделяя голосом часть слова «лед» - Да, во всех этих словах есть «лед» и все они связаны со льдом.

-Мальчик Снежок тоже изобразил своих родственников. Кто это? Назовем: Снежная королева. Снеговик, снежинка, ягода снеженика, снегоход, снежки. Почему они все родственники? Какая в этих словах общая часть слова: - «снеж» и «снег» (будете в школе учиться. Узнаете, что буквы «ж» и «г» в некоторых словах чередуются. Правильно изобразили своих родственников Льдинка и Снежок? – Да, правильно.

5ч. -А сейчас мы будем делать леденцы на новогоднюю елку. В формочку растаявшего снега добавьте гуашь и размешайте, что получилось? Вода стала цветная. В каждую формочку положите ниточку, сложенную вдвое, так, чтобы петелька была на краю формочки, а оба конца в воде. А как нам воду превратить в леденцы? – поставить на холод. Я ставлю ваши формочки на поднос и вынесу на мороз. Вода застынет, превратится в красный леденец, которыми мы украсим нашу елку.

Для занятия нужно полотенце, соль, стаканы с водой ч\ложка, полоски синего и красного цвета, чашку для таяния льда и снега, формочки. Пластинку, проигрыватель, гуашь, кисточка, нитки, удлинитель. Эл. плитка, холодильник.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность «Маленькие почемучки».Познавательно-исследовательская деятельность «Маленькие почемучки». С помощью традиции «Сейчас узнаем», каждый вторник ребята имеют возможность удовлетворить присущую им любознательность, найти ответ на множество.

Разработка занятия для детей группы предшкольной подготовки. «Зимние явления. Снег и лёд» Занятие в группе детей предшкольной подготовки «Зимние явления. Снег и лёд»Образовательная область: познание Виды детской деятельности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Опыты для изучения свойств и качеств снега и льда». Конспект открытого занятия в старшей группе
Опубликовано: 15 октября 2013 в 09:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД