Наталья Клюшникова
Опыты «В мире света»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт «Радуга»
Актуальность: в дошкольном возрасте информация о некоторых свойствах света является необходимой для понимания детьми. Объяснить детям это невозможно, так как абстрактные понятия не будут усвоены дошкольниками. Именно опыт поможет в этом, так как дети наглядно увидят свойства света.
Цель опыта: показать, что солнечный свет состоит из спектра.
Задачи:
- закрепить представление о семи цветах радуги;
- сформировать умения создавать преломление световых лучей.
Оборудование:
- таз с водой;
- зеркало, расположенное под углом 25°;
Публикация «Опыты „В мире света“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
- солнечные лучи или настольная лампа.
Ход:
Для проведения данного опыта нужно выбрать солнечный день или же приготовить лампу, которая будет давать нам свет. Следует зеркало поставить на подставку, чтобы был образован угол.
При этом нужно расположить зеркало так, чтобы поймать луч света, в этом случае произойдет преломление луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.
Такой опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получится в затемненном помещении.
Опыт «Сломанный карандаш»
Актуальность: данный опыт актуален тем, что понятие «рефракции» должно быть представлено детям, но объяснить его словами невозможно, дошкольники не усвоят его. Поэтому лучше всего использовать опыт для наглядного показа данного эффекта.
Цель: объяснить эффект «рефракции».
Задачи:
- объяснить, что свет в веществах разной плотности распространяется с разной скоростью;
- продемонстрировать некоторые свойства воды и света.
Оборудование:
- стакан
- водопроводная вода
- карандаш
Ход:
Перед проведением опыта нужно наполнить стакан водой примерно наполовину. Подготовить карандаш.
Для проведения опыта нужно взять карандаш и опустить его вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном стакана и поверхностью воды.
Следует держать карандаш в задней части стакана, тогда будет четко виден эффект – видимость того, что карандаш сломался напополам. Та часть карандаша, что находится под водой, слегка смещена относительно той части, что находится под водой.
Данный эффект происходит благодаря рефракции.
Свет распространяется по прямой, но, когда луч света переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. Это и есть рефракция. Когда свет переходит из более плотного вещества, например, воды, в менее плотное, например, воздух, происходит рефракция, или видимое изменение угла падения луча. Свет в веществах разной плотности распространяется с разной скоростью.
Свет, отраженный от карандаша, проходя сквозь воздух, кажется находящимся в одном месте, а сквозь воду – в другом.
Опыт «Исчезающая монетка»
Актуальность: данный опыт актуален тем, что именно с помощью наглядного показа дети усвоят определенные свойства воды, стекла и света.
Цель: показать особенности отражения света от банки с водой.
Задачи:
- объяснить понятие «отражения»;
- показать возможности преломления света.
Оборудование:
- стеклянная банка с крышкой емкостью 1 литр;
- вода;
- монетка.
Ход:
Для проведения опыта следует налить в банку воду и закрыть ее крышкой. Затем следует поставить на монетку банку с водой. Если смотреть на монетку сверху, то ее будет видно, если же посмотреть на монетку сбоку банки, то возникнет ощущение, что монетка исчезла.
Можно сделать этот трюк еще более эффектным. После того, как монетку не будет видно, можно заставить ее появиться вновь. Для этого следует убрать банку с водой, и монета вновь будет видна.
Этот опыт удается благодаря отражению света от стенки банки. Отражение - это отбрасывание света от поверхности обратно.